Сугдея в Крыму
=====================================
У города были другие названия: византийские греки называли его Сидагиос, итальянцы звали его Солдайя, русо-славянские источники называли его Сурож. Караимы звали его Сугдагон.
Основание городу молва приписывает аланам, которые появляются в Крыму во 2-м веке по Рождеству Христову, когда на этом месте стояла греко-микенская фактория.
В языке алан есть слова "сугдед" и "сугдаг". В Северной Осетии есть и сейчас село Суадаг. Есть ираноязычное слово "Сугда", означающее непорочный и святой.
Швейцарский путешественник и учёный Дюбуа де Монпере и другие исследователи считали Судак главным портом аланов в Крыму.
Русо-славянская мифологическая историография выводит именование города из имени одного из своих ведических Богов Солнце-Сурье, в честь которого ещё на заре расцвета Новой эры их потомки назвали свой город на севере Крыма Сурожградом, где, в пещере Отчей Горы, они вместе с аланами гнали собственную самогонку, настоянную на солнце, кою русы звали сурице-медовухой, а аланы по своему как-то, у них лучше спросить.
Изготовление сурицы-медовухи было частью Ведического культа, который до сих пор почитаем в Судаке, преемнике Сурожи-Сугдеи. И места, где совершался и сейчас совершается этот обряд, Мужская Палван-гора и Женская Девичь-гора, посещает Сила, которую являет Ярила, ипостась Солнца, отчего мужьям является Сила, а жёнам их прибавляется фертильность. У алан этим божеством был по-видимому Хорс.
Сами же жители средневековой Сугдеи, полагали, что их город возник совершенно точно в 212-м году, и основали его праславяне, предки рати князя Арджуны. Потому что так записано в религиозной книги Синаксарь, где-то на полях. Писал же эту книгу грек, живший тогда в Сугдее. Книга эта была обнаружена на острове Халка в 19-м веке караимами, имевшими там небольшую общину. Надо полагать, что в Сугдее тоже существовала караимская община, поскольку одно время в городе присутствовали хазары, когда у них уже была царская власть из иудеев.
В 7-м веке выходит "Космограф", где впервые Равеннский автор упоминает о городе Согдабон, находившийся на Северном побережье Чёрного моря. Надо полагать, что город Сугдея возник не менее чем за пару сотен лет до выхода Космографа.
В 7-м веке Византийские греки основали здесь торговый порт, занявший важное место во всей средиземноморской торговле не только Византии, но и крымских греков, русо-славян, хазар, итальянцев.
В начале 8-го века намечается дипломатическая и союзная связь между хазарами и Византией по Готии и Доросу, ознаменовавшаяся основанием самостоятельных Готской и Сугдейской епархий.
В 8-м веке Сугдейская епархия слилась с Фулльской и стала называться Фулло-Сугдейской епархией.
В конце 8-го века, известный только по легендам, Князь Руси Бравлин Новгородский нападает на город Сурож. Мифология даёт даже точный год нападения, это был 787-й год, год смерти Стефана Сурожского, епископа Сугдеи, участника Никейского Собора.
Люди Бравлина из его рати напали на храм Святой Софии, где лежали мощи святого вместе с драгоценными дарами Епископии, однако Князь приказал всё вернуть на место, поскольку ему было видение самого Стефана Сурожского, который сказал, что эти драгоценности станут причиной нападения на Бравлина кочевников, поджидающих его на обратном пути.
После этого деяния Бравлин и его ратники не могли спать несколько дней, ибо лик покойного Стефана являлся им каждую ночь и читал им вслух Евангелие.
Тогда Бравлин явился к Архиепископу Филарету и тот крестил Бравлина в Сугдейском храме, после чего все спали много дней и проснулись полные сил и здоровья. Бравлин приказал своим солдатам ходить по домам и улицам города и помогать его жителям в строительных и других нужных делах. После чего рать Руси удалилась.
Несколько раньше Бравлина аналогичное путешествие в Крым по Причерноморью совершил Хендрик, который хоть и был родом из норманнов, но под свои знамёна он призвал суюз русо-славян, который в Западных хрониках называли Русью.
Неоднократные нападения Северской Руси на Крым, относимое историками на конец 8-го века и первую треть 9-го века, были связаны с тем, что нарождающаяся Русь стремилась расселяться по Приднепровью на юг, в чём ей мешала Хазария.
По косвенным источникам известно, что Бравлин совершил несколько походов в сторону Крыма, последний из которых относят на 830-й год. По всей видимости, Византия исподволь поддерживала Бравлина и Хендрика в их борьбе с хазарами в Причерноморье и в Крыму, греки неоднократно восставали против хазарского владычества в Крыму. В Сугдее Сурожском в то время сидел наместник Хазарии Юрий Тархан.
Константин Философ сообщает, что во время одного из своих походов на Крым Князь Новгородский Бравлин вёл переговоры с хазарским воеводой о том, чтобы тот перестал облагать непосильной данью Сугдею, где было много греков, которые уже готовы были предаться Византии, что заставило бы её ввести в Крым свои войска. Константину пришлось участвовать в этих переговорах как знатоку языков и как дипломату.
Вместе с хазарами в то время в Крыму воевали и мадьяры, отличавшиеся особой жестокостью к местным жителям. Это было время мадьярского исхода из Хазарии в Европу. Хазария, и Византия старались избегать противостояния в Крыму, поскольку у них был союз против персов. Византия тогда допустила мадьяр поселяться в Паннонии, чем удовлетворила их Князей и что вполне устроило хазар, тоже столкнувшихся с жестокосердорстью мадьяр.
После снятия блокады с Сугдеи и рядом стоящих городов, там была объявлена свобода христианского вероисповедания, благодаря чему были восстановлены ранее закрытые епископские кафедры в Сугдее и Таматархе.
В одном из списков крымских городов 10-го века отмечены Херсон, Боспор, Сугдея с епископскими кафедрами, входившими в епархию Зихии. Они были предназначены для греков. Это может означать, что греков в Сугдее было достаточно много, чтобы Византия решила уделить им своё внимание.
В 1059-м году, когда Боспор уже контролировался Византией, в Сугдее и Херсоне стратигом был Лев Алиат.
В 12-м веке Фулльская архиепископия снова сливается с Сугдейской, составив Сугдо-Фулльскую метрополию, что было связано с предоставлением свободы вероисповедания по всему Крыму и Таманскому полуострову.
В 1204-м году город попадает под управление Трапезундской империи.
В 1240-м году в Сурожь являются ханы Золотой Орды. Город входит в состав Крымского Улуса.
В 1260-м году контроль над городом на пару десятилетий устанавливает Венецианская республика.
С конца 13-го века Сугдея-Сурожь становится центром Константинопольского патриархата в Крыму.
Около 1300-го года Сугдея разрушена ханом золотой Орды Ногаем.
В середине 14-го века городом снова овладевают ханы Золотой орды. В течение двух десятков лет город развивается, здесь строится много домов, процветают разнообразные ремёсла и торговля. Золотая Орда предоставила Сугдейским торговцам и ремесленникам невиданный до сих пор рынок величиной в половину Азии и в пол Европы.
В 1365-м году в город приходит власть Генуэзской республики. В городе укрепляется крепость, строятся крепостные стены со рвами и валами. Строится много общественных сооружений, колодцы, водопроводы, множество храмов разных исповеданий.
В 1475-м году Город завоёван османами, которые переименовывают его в Судак. С этого момента город постепенно теряет свои жезнеутверждающие силы, и полностью иссыхает. Турки городом не занимаются, люди, которые вели свои родовые поместья здесь с оных веков и тысячелетий, уходили в другие места. Через триста лет город совсем иссох.
В 1777 году сюда приходит Российская Империя. Город стал возрождаться, но это уже был другой город на месте старого, другая история, ибо была прервана его родовая нить. Сурож-Сугдея обратился в призрак, который неприкаянно бродит среди поверженных древних городских пустынь в поисках Духа основавших его русо-славян.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220070200952