Счастливая рыбка

Моему старинному другу Лёхе в жизни не хватало только семейного счастья. Остальное все у него имелось, досталось по наследству или заработал. Коренной петербуржец, умник и интеллектуал. Смело чинил любую технику, решал сложные математические задачи, читал редкие книги, считал, планировал и развивал. Однажды на спор разобрал и собрал неисправный японский автопогрузчик. К удивлению профессионалов, механизм заработал, погрузчик бодро прослужил ещё пару лет. Парень занимался бизнесом и имел солидный доход. Все бы и хорошо, но
Лёха имел один недостаток - красный нос.
Друг мой мечтал жениться, но не мог, поскольку с девушками Лёха общался слишком робко и интеллигентно, а хищных тюнингованных охотниц за женихами вежливо сторонился.
У Лехи имелись глубокие финские корни. Иногда мы вместе ездили в Финляндию, чтобы к ним прильнуть, ну и выпить пива в воспетом Аки Каурисмяки баре "Москва". Точнее, Лёха сидел рядом и потягивал какой-то полезный травяной чай.
Как-то после такой веселой посиделки мы проходили мимо крошечной финской фабрики. Это был скорее пошивочный цех, частная артель, где работали одни девушки. Они сидели в светлом зале строгими ровными рядами и что-то строчили на блестящих швейных машинках.
Огромное вымытое окно выходило во двор, через него открывался дивный вид. Протестантская традиция не признает никаких штор и занавесок, труд - почетное дело. Работницы напоминали рыбок в гигантском аквариуме.
Мы остановились и долго наблюдали за действиями северных мастериц. Казалось, что те не обращают на нас никакого внимания, что-то умело шили, неспеша укладывали, старательно разглаживали и фасовали.
Как известно, можно долго смотреть на огонь, на воду и на то, как трудяга работает.
Зная про Лёхино экзистенциальное одиночество, я напомнил ему известную в узких кругах пословицу: "Только дурак не женится на финке". Может я ее и придумал. А возможно, родилась она в недрах народа - для обретения уверенности в поисках сурового северного счастья.
- Смотри, - говорю, - сколько одиноких финских девушек! Все на тебя смотрят. Клюнули рыбки! Потому что ты - неженатый, красивый и видный мужчина, темноволосый и изящнооодетый. Финки белые и толстые как Бигмаки, а ты - спортивный, загорелый как Сникерс! Сноуборд самый дорогой прикупил! Все девушки удивляются - почему ты не женат!
Лёха и правда в этот день скупил буквально половину спортивного магазина. У него появилась дерзкая идея научиться кататься на сноуборде. Он не привык отступать. Если что втемяшилось в голову... Сказал - сделал!
- Спортивный парень, при деньгах! Это трудно не заметить! Мы с тобой стоим у окна, куда подходят только холостые парни. Это окно счастья! Тут все так знакомятся! Смелей! Поставь коробку со сноубордом на снег и подойди ближе к окну! Ну, какая рыбка тебе нравится? Улыбнись ей!
Всё это я на ходу придумал, чтобы поддержать моего застенчивого друга.
Между тем финки на нас не обращали никакого внимания, а сосредоточено смотрели то - на часы, то - на свои станки, то - на швейные машинки.
Казалось, что половой вопрос в Финляндии решался как-то иначе. Однако я не унимался:
- Подойди, Лёха, ещё ближе к окну и встань, чтобы тебя видели. Сейчас какая-нибудь
девушка обязательно выйдет покурить. Всех незамужних сажают к окну, чтобы парни их увидели!.. У финно-угорских народов природная застенчивость! Я как культуролог и философ это изучал!
Вдруг Лёха поверил! На его добром лице блеснула улыбка и мне даже показалось, что одна из девушек в ответ хитро стрельнула глазами в нашем направлении.
- Всё, пойду в отель! Счастья!
Я оставил его наедине с будущей невестой.
Утром я встретил Леху у памятника Маннергейму. Он стоял в расстёгнутой куртке, от него пахло спиртным.
- Как там финская невеста, девушка со спичечной фабрики? Клюнула рыбка? - поинтересовался я.
Лёха вынул из кармана пачку сигарет. Никогда не видел, чтобы он курил, да ещё в общественном месте:
- Сату говорит, что у меня нос красный. Я похож на оленя по имени Рудольф!
- Прекрасно! Это она намекает, что на Рождество тебя пригласит! - радостно добавил я.
- Нет, намекает, что я - алкоголик и связываться со мной бесперспективно.
- Это ты плохо понял её финский. Скоро ваша свадьба!
С предсказанием я ошибся.
Через год, под Рождество Лёха тихо умер во сне, лёжа на диване, в своем доме. Он так и не женился. Фабрику с трудолюбивыми рыбками вскоре закрыли. Девушки там больше не смотрят на стоящих у окна парней. Когда бываю в Хельсинки, обхожу это счастливое место стороной.


Рецензии