Древнекитайские изречения

     Цзацзуань.

     Много лет, начиная с 70-х годов, я изучал Китай... Прочитал много литературы по Китаю. Люблю читать древнюю философию Китая. Изучал вопросы: Конфуцианство; Даосизм; Легализм; Моизм. Сегодня, роясь в своих записях, обнаружил свои конспекты по вышеперечисленным вопросам и решил опубликовать наиболее интересные и жизненно важные изречения.
Авось, кому-то пригодится, и может пойдёт на пользу...

Стыдно:      - видеть старца в публичном доме, да ещё и с молодой проституткой.

Неприятно:   - резать мясо, хлеб, рыбу тупым ножом.

Неуместно:   - в гостях хулить подаваемые блюда.
             - разыгрывать богача, когда за душой нет ни гроша.

Безобразно:  - выглядит тот, кто орёт за столом и перебивает разговор других.

Неприлично:  - взять в долг и заставить хозяина самому за ним прийти.

Глупо:       - иметь деньги и не отдавать долга.
             - знать за собой недостатки и не исправлять их.
             - постоянно перечить другим.

Неумно:      - забросить семью и заняться пьянством.

Обидно:      - когда у хороших родителей плохие дети.
             - когда у хорошего сына нет достойной жены.
             - когда у хорошей дочери нет достойного мужа.
             - когда в доме много хороших книг, а их не читают.

Дурные привычки:     - есть лёжа.
                - вздыхать без причины. 
                - оправляться по нужде в сторону Солнца или Луны.

Непременно обеднеет: - тот у кого ленивая жена.
                - кто рано ложится и поздно встаёт.
                - тот, кто к одному долгу прибавляет другой.
                - тот, кто выбрасывает ещё пригодную еду.
                - тот, кто пристрастился к вину и азартным играм.
                - тот, кто небрежно относится к домашним вещам.
                - тот, кто забрасывает свои дела в погоне за развлечениями.

Разбогатеет тот: - кто прилежен в делах и экономен в своих расходах.
                - кто встретив умного, стремится расширить свои знания.
                - кто не забывает проверять своё хозяйство.
                - кто не предаётся пьянству и разврату.
                - кто не делает долгов.
                - кто поздно ложится и рано встаёт.
                - кто ведёт счёт деньгам и своему имуществу.
                - кто откладывает монету за монетой на чёрный день.
                - кто не брезгует простой и здоровой пищей.

Умён тот:    - кто твёрд в своих стремлениях.
             - кто умеет хранить тайну.
             - кто дружит с умными людьми.
             - кто сам не дурак и имеет умную жену.

     Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.

Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.

Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.

Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).

      Конфуцианство.

      Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.

      В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.

      Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.

      Даосизм.

      Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.

      Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.

     Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.

      Легализм.   

      Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.

      Моизм.

      Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.
   
      Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. А рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли.

      Сегодня, когда моя жизнь перевалила на восьмой десяток, мне и сегодня приходится многому учиться у мудрых китайцев... Размышляя на склоне лет о пройдённом пути и как бы подводя итог прожитому, я разделил свою жизнь на несколько периодов: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрёл самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят я познал Волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал заведённого когда-то мною жизненного ритуала. Но в жизни ведь всё относительно…  Как говорил один древне-греческий философ: «Я прожил  долгую жизнь,  и в конце жизни я понял, что я  так  ничего и не знаю…»  И я с ним согласен...


Рецензии
Благодарюо, интересно, легко читается.

Уберите лишнюю частицу ли.
Обидно: - когда у хороших родителей плохие дети.
- когда у хорошего сына нет достойной ли жены.

Валентина Томашевская   09.07.2020 15:27     Заявить о нарушении
Спасибо. Убрал.

Вячеслав Кисляков 2   10.07.2020 09:45   Заявить о нарушении