Сурожград в Крыму
====================================
Историки сомневаются в правильности идентификации этого города на месте Сугдеи, но согласны в толм, что какое-то время это именование мог носить город Сурож, тоже известный тем, что его христианское население восставало против хазар и стремилось к Византии, которая в свою очередь не желала конфликтовать с Хазарией, имея с ней договор о противостоянии Персии.
Аланы именовали его как Сугдея, византийские греки называли его Сидагиос, итальянцы звали его Солдайя, русо-славянские источники называли его Сурож. Караимы звали его Сугдагон, относя это название к некоей левой горе.
Основание городу молва приписывает аланам, которые появляются в Крыму во 2-м веке по Рождеству Христову, когда на этом месте ещё стояла древняя, в 4-м веке до Рождества Христова основанная, греко-микенская фактория, почти обезлюдевшая. Скифские аланы, по сути сарматы, называли это поселение Сугдея.
Русо-славянская мифологическая историография выводит именование города из имени одного из своих ведических Богов Солнце-Сурье, в честь которого ещё на заре расцвета Новой эры их потомки назвали свой город на севере Крыма Сурожградом, где, в пещере Отчей Горы, они гнали собственную самогонку, настоянную на солнце – сурицу-медовуху.
Изготовление сурицы-медовухи было частью Ведического культа, который до сих пор почитаем в Судаке, преемнике Сурожи-Сугдеи. И места, где совершался и сейчас совершается этот обряд, Мужская Палван-гора и Женская Девичь-гора, посещает Сила, которую являет Ярила, ипостась Солнца, отчего мужьям является Сила, а жёнам их прибавляется фертильность.
Сами же жители города ещё в Средние века полагали, что их город возник в 212-м году, и основали его праславяне, предки рати князя Арджуны. Так записано в религиозной книге Синаксарь, где-то на полях. Книгу эту хранили у себя иудейские караимы, переселившиеся из Крыма на остров Халка. Надо полагать, что в Сугдее-Суроже тоже существовала караимская община.
В 7-м веке выходит "Космограф", где Равеннский автор упоминает о городе Согдабон, находившийся на Северном побережье Чёрного моря. Надо полагать, что город Сурожь возник не менее чем за пару сотен лет до выхода Космографа.
В 7-м веке в Сурож приходят византийцы и основывают здесь порт, занявший важное место во всей средиземноморской торговле не только Византии, но крымских греков, русо-славян, хазар, итальянцев.
В начале 8-го века намечается дипломатическая и союзная связь между хазарами и Византией по Готии и Доросу, ознаменовавшаяся основанием самостоятельных Готской и Сугдейской епархий. В Сугдейской епархии служил Стефан Сурожский, почитаемый в русском православии.
В конце 8-го века, известный по легендам, Князь Руси Бравлин, набрав себе рать из новгородской Руси, нападает на город Сугдея, называемый в легендах сурожью. Это было после 787-го года, года смерти Стефана Сурожского, епископа Сугдеи, участника Никейского Собора.
Люди Бравлина из его рати напали на храм Святой Софии, где лежали мощи святого вместе с драгоценными дарами Епископии, однако Князь приказал всё вернуть на место, поскольку ему было видение самого Стефана Сурожского, который сказал, что эти драгоценности станут причиной нападения на Бравлина кочевников, поджидающих его на обратном пути.
После этого деяния Бравлин и его ратники не могли спать несколько дней, ибо лик покойного Стефана являлся им каждую ночь и читал Евангелие.
Тогда Бравлин явился к Архиепископу Филарету и тот крестил Бравлина в Сурожском храме, после чего все спали много дней и проснулись полные сил и здоровья. Бравлин приказал своим солдатам ходить по домам и улицам города и помогать его жителям в строительных и других нужных делах. После чего рать Руси удалилась.
Нападение Руси на Крым, относимое историками на конец 8-го века и первую треть 9-го века, было связано с тем, что нарождающаяся Русь стремилась расселяться по Приднепровью на юг, в чём ей мешала Хазария.
Несколько раньше Бравлина аналогичное путешествие в Крым по Причерноморью совершил Хендрик. По косвенным источникам известно, что Бравлин совершил несколько походов в сторону Крыма, последний из которых относят на 830-й год. По всей видимости, Византия исподволь поддерживала Бравлина и Хендрика в их борьбе с хазарами в Причерноморье и в Крыму, греки неоднократно восставали против хазарского владычества в Крыму. В Сугдее Сурожском в то время сидел наместник Хазарии Юрий Тархан, убедивший однажды хазарского местного воеводу отказаться от разрушения близких к Херсону христианских городов, проще брать с них дань, чем тратить время на осады.
Константин Философ сообщает, что во время одного из своих походов на Крым Князь Новгородский Бравлин вёл переговоры с хазарским воеводой о том, чтобы тот перестал облагать непосильной данью Сугдею Сурожскую, где было много греков, которые уже готовы были предаться Византии, что заставило бы её ввести в Крым свои войска. Константину пришлось участвовать в этих переговорах как знатоку языков и как дипломату.
Вместе с хазарами в то время в Крыму воевали и мадьяры, отличавшиеся особой жестокостью к местным жителям. Это было время мадьярского исхода из Хазарии в Европу. Противостояния в Крыму избегали и Хазария, и Византия, поскольку у них был союз против персов. Византия тогда допустила мадьяр поселяться в Паннонии, чем удовлетворила их Князей.
После снятия блокады с Сурожи и рядом стоящих городов, там была объявлена свобода христианского вероисповедания, благодаря чему были восстановлены ранее закрытые епископские кафедры в Суроже и Таматархе.
В 1059-м году, когда Боспор уже контролировался Византией, в Сугдее Сурожском и Херсоне стратигом был Лев Алиат.
В 12-м веке Фулльская архиепископия снова сливается с Сурожской, составив Сугдо-Фулльскую метрополию, что было связано с предоставлением свободы вероисповедания по всему Крыму и Таманскому полуострову.
В 1204-м году Сурожь попадает под управление Трапезундской империи.
В 1240-м году в Сурожь являются ханы Золотой Орды. Город входит в состав Крымского Улуса.
В 1260-м году контроль над городом на пару десятилетий устанавливает Венецианская республика.
С конца 13-го века Сугдея-Сурожь становится центром Константинопольского патриархата в Крыму.
Около 1300-го года Сугдея Сурожская разрушена ханом золотой Орды Ногаем.
В середине 14-го века городом снова овладевают ханы Золотой орды. В течение двух десятков лет город развивается, здесь строится много домов, процветают разнообразные ремёсла и торговля. Золотая Орда предоставила Сурожским торговцам и ремесленникам невиданный до сих пор рынок величиной в половину Азии и в пол Европы.
В 1365-м году в город приходит власть Генуэзской республики. В городе укрепляется крепость, строятся крепостные стены со рвами и валами. Строится много общественных сооружений, колодцы, водопроводы, множество храмов разных исповеданий.
В 1475-м году Город завоёван османами, которые переименовывают его в Судак. С этого момента город постепенно теряет свои жезнеутверждающие силы, и полностью иссыхает. Турки городом не занимаются, люди, которые вели свои родовые поместья здесь с оных веков и тысячелетий, уходили в другие места. Через триста лет он совсем иссох.
В 1777 году сюда приходит Российская Империя. Город стал возрождаться, но это уже был другой город на месте старого, другая история, ибо была прервана его родовая нить. Сурож-Сугдея обратился в призрак, который неприкаянно бродит среди поверженных древних городских пустынь в поисках Духа основавших его русо-славян.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220070301368