Происхождение еврейской фамилии Фильцер

     «И взял Боаз Рут, и стала она ему женой, и вошел он к ней.
     И одарил ее Вечно Сущий беременностью, и родила она сына».
                Мегилат Рут 4:13

     Известны несколько возможных вариантов происхождения нашей фамилии.
     *      
     Если вы откроете верхнюю крышку пианино, то увидите много деревянных молоточков, на которые наклеен filz. Фильц, фетр, войлок – это материалы, получаемые в процессе валяния шерсти. Человек, делающий фильц или работающий с ним, может носить фамилию Фильцер.
     *
     А еще в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц, существует коммуна Фильц, но мне неизвестна ее история и то, в какие годы она возникла.
     *
     В Силезии, сейчас это территория Польши, было местечко Пилица, на идиш Фильц, в котором поселился сын дочери адмора гурских хасидов, раби Ицхака Меира Ротенберга, известного как Алтер из Гур или Герер ребе.
     Этот внук, Пинхас-Менахем-Элазар Юстман 1848, Гур, – 1920, Ченстохов, основал хасидский двор в Фильце (хасидут Фильц), и был известен, как Фильцер ребе. Он автор книги «Сифтей цадик» – «Уста праведника».
     Возможно, что кто-то из наших предков приобрел свою фамилию, после того как жил в Пилице.
     *
     Известно также, что одна из правнучек Шнеура-Залмана из Ляд – Алтер ребе, основателя хасидского направления ХАБАД, в начале ХХ века жила в США и вышла там замуж за Авраама Фильцера. Но я ничего не слышал о связи нашей семьи с этим евреем. Хотя у нас в семье в четырех поколениях (!!!) встречается имя Авраам.
     А все Фильцеры, которых я когда-либо встречал, были выходцами или потомками выходцев из города Житомира.
     *
     На иврите и на идиш наша фамилия пишется Пеи-йуд-ламед-цади-реш. Первая буква Пеи может быть прочитана как Ф или П. Отсюда идут  приключения фамилии в русскоязычных архивных документах. 1811 году в Житомире проживали Пельцер (Пелцер) и Фильцер. Мой прадед Аврум в "ревизских сказсках" за 1834 записан Фильцер, позже Пилцер, а в местных документах Пильцер. Дед - Аврум Фильцер.
     *
     Первый известный мне человек с фамилией Фильцер родился в Житомире в 1750-х. Этот Аврум был прадедом моего дедушки. От трех его сыновей пошли житомирские Фильцеры. Ранее, видимо, просто не было у евреев фамилий. Известны ДЕВЯТЬ поколений нашей семьи, из которых пять жили или живут сейчас в Эрец Исраэль.
     *
     Когда я еще был москвичем и участвовал в создании Европейской Ассоциации Еврейских Музеев, то в мой Музей современного еврейского искусства приехал проверяющий от Министерства культуры Франции. Его фамилия была Пильцер, а моя Фильцнр. Возможно, что он был моим дальним родственником. Но Фильцер с идиш можно первести как "фетровщик", а Пильцер как "грибник".

     Из книги Александра-Узиэля Фильцера «В русском балагане», Ерушалаим, 5780 (2020)


Рецензии
Житомир!!! Zhili tam, v voyennom gorodke

Зус Вайман   03.11.2020 15:01     Заявить о нарушении
там жили Фильцеры. Мне известны с пра-пра-прадеда.

Александр Фильцер   03.11.2020 21:45   Заявить о нарушении