Растекаться по Древу белкою...

ЕЩЁ РАЗ  о БЕЛКЕ,  КОТОРАЯ  РАСТЕКАЕТСЯ  по ДРЕВУ  в Слове о Полку Игореве

            “Ибо вещий Боян, если песнь кому пропеть собирался, то растекался
белкой по древу, по земле – серым волком, сизым орлом – под облаком!”
(перев. И.И. Шкляровского).
         Как считает ряд исследователей, в оригинале текста «Слова…»
имеет место ошибка переписчика, и вместо “растекался мыслию” должно стоять
“растекался мысью”, где “мысь” на старославянском языке означает “белка”.
         В пользу этой версии говорит и тот факт, что в древности
у северных народов белка считалась символом Срединного Мира и исполняла
посредническую роль, снуя между Верхом и Низом. Так в древнем исландском
эпосе «Старшая Эдда» находим: “…белка резво снуёт по ясеню Иггдрасиль;
все речи орла спешит отнести она Нидхёггу [змеевидному дракону] вниз”
(Речи Гримнира. О сыновьях конунга Храудунга, стих 32).
          Таким образом, ВЕЩИЙ Боян, экстатически, МЫСЛЕННО, растекался
по Древу Мира (Трёхмирью), перемещаясь по этому “древу” МЫСЬЮ-белкой
(здесь явно задействована вербально-ассоциативная связь: “мысль – мысь”)
и переходя из Срединной части на границу Нави (славянского Нижнего мира),
где он рыскал волком, обнюхивающим землю (символ низа; и, опять же,
в скандинавских сагах мифический волк Фенрир, скованный до времени цепью,
обитает глубоко под землёй), и взмывая орлом “под облака” (к границе)
Верхнего мира, т.е. к границе области славянской Прави (вполне возможно,
здесь снова имеет место вербально-ассоциативная связь: “облако, облачность – область”).
             /Написано в качестве комментария к моему стихотворению
"Эльфийский мёд", опубликованному на Стихи.ру./
                03.07.2020.


Рецензии
Приятно встретить автора, который так далеко уходит по лестнице причин и следствий...

Олег Гуменюк   12.11.2022 13:05     Заявить о нарушении