Напоминай о лучшем, не о худшем

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Сейчас я читаю книгу Иеремии).


Джон Гэст пишет, что Слово Божье делает две вещи: сокрушает спокойных (об этом Иер.2) и успокаивает сокрушенных (об этом Иер.3-4). Призывая Иеремию на служение, Бог сообщил ему, что он должен сначала «искоренять и разорять» и только потом «созидать и насаждать»  (Иер.1:10). Сейчас Иеремия отправляется в Иерусалим, чтобы «искоренять и разорять» или «сокрушать спокойных».

Возможно, в этом разделе содержится серия проповедей. Их объединяет то, что они сказаны приблизительно в один период времени – а именно в период правления Иосии. Вторую главу можно разделить на части по нескольким признакам, я (вслед за Уорреном Уирсби) разделил ее на десять частей по основным сравнениям, содержащимся здесь (на самом деле их тут больше десяти). Здесь снова урок для проповедников и учителей: использовать образный язык и сравнения.

Интересный момент: связность откровения. Бог использует один язык, одни идеи, одни образы на протяжении веков. Авторы библейских книг связаны цепью преемственности. Переклички проповеди Иеремии с Вт.32: ст. 5 – 32:4; ст.11-12 – 32:1,21; ст.20 – 32:15; ст.26-28 – 32:6,18,37,38; ст.31 – 32:5; 3:19 – 32:6; 4:22 и 5:21 – 32:6; 5:7 – 32:15; 5:14 – 32:22; 5:28 – 32:15; 6:11 – 32:25; 6:15 – 32:35; 6:19,30 – 32:18-19 (перечень взял у Спенса).


А. 2:1-8: Неверная жена

Бог сделал четыре вещи из любви к Израилю:

• Вступил в брак с этим народом: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою» (ст.2). Начало заветных отношений с Богом приравнивается к вступлению в брак или обручению с Ним. Соответственно нарушение этих отношений называется в Библии блудом. Обличение Бог начинает с напоминания о лучших, а не о худших моментах из прошлого. «последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (ст.2): когда у Израиля не было вообще ничего, он любил Бога больше, чем сейчас, когда у них есть земля и имущество. Наживание скарба не делает нас автоматически счастливее и не укрепляет по умолчанию отношений. «Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его» (ст.3): это о том, что еще ни один народ на земле не вступал в такие близкие отношения с Богом, аналогией которых может служить брак. Сама идея первых плодов предполагает, что будут и последующие плоды, т.е. Божьим планом изначально не было спасение одного лишь Израиля.
• Защищал этот народ: «все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их» (ст.3). Если Бог любит, то любит страстно, ревностно защищая того, кого любит. Об этом было дано обетование в Исх.23:22: «Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих».
• Вывел этот народ из рабства: «Господь, Который вывел нас из земли Египетской» (ст.6).
• Дал этому народу прекрасную страну: «Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее» (ст.7). Бог не поместил их в спартанские условия. У многих сегодня такое представление о Боге: мол Он против того, чтобы люди радовались и испытывали наслаждение, смеялись и улыбались.

От всего этого евреи отказались, отступив от Бога. Второй стих: «последовала за Мною в пустыню», пятый стих: «удалились от Меня и пошли за суетою». Человек подчиняется законам суеты (о том, что это такое, подробно к книге Екклесиаста), как только начинает удаляться от Бога. Движение в сторону Бога – движение к осмысленности и цельности. Движение от Бога – рассыпание, рассредоточение, мельчание, мельтешение.

В переводе РБО (и в англ. переводах тоже) концовка пятого стиха звучит так: «за тщетой пустой они устремились – и сами стали тщетой пустою». Один из постоянных библейских мотивов (в частности, пророки об этом нередко говорят: Ис.41:21-24,29; Иер.10:8; Ос.9:10; Пс.113:16): человек становится похожим на то, чему поклоняется. Поклоняющийся Богу становится подобным Богу, увлекающийся безжизненными и пустыми идолами сам становится безжизненным и пустым.

Восьмой стих показывает поражение каждой из четырех групп, которые в эпоху теократии должны направлять народ к Богу:

• Священники – не говорили «где Господь?»
• Учители закона – не знали Господа (Мал.2:6-7: священники и учители закона, скорее всего, одна группа, еще об этом: Вт.17:9-11; 33:10; Иер.18:18; 8:8)
• Пастыри – отпали от Господа (видимо, это о князьях, о гражданских властях: Иер.3:15)
• Пророки – пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают

Показательно, что таково состояние народа при Иосии, который проводил религиозные реформы и руководил пробуждением. Т.е. пробуждение, описанное в книгах Царств и Паралипоменон, было неглубоким по своему действию.

Хотя нет, Иосия ведь начал реформы на восемнадцатый год своего правления, Иеремии на момент воцарения Иосии было лет восемь, а в Иер.1-2 Иеремии около двадцати лет, выходит, реформы Иосии еще не начались (хотя уже в 16 лет Иосия начал сознательно искать Господа: 2Пар.34:3). Согласно историческим книгам Библии реформы Иосии начались после того, как была найдена книга закона. Значит, служение Иеремии для Иосии было поначалу вообще незаметным либо царь не придал ему значения.

Интересно проследить за этим дальше – за отношениями Иеремии и Иосии и за тем, а) влиял ли Иеремия (и другие пророки) как-то на реформацию Иосии, и б) что Иеремия думал об этих реформах. Нюстрем пишет, что первые двенадцать глав у Иеремии охватывают царствование Иосии. Во второй главе дальше (ст.18) осуждается интерес к Египту, а ведь именно египетский фараон (кажется, Нехао) и убил Иосию.

Кстати, если правильно помню, Аввакум тоже проповедовал при Иосии, значит, полезно сопоставить первые главы кн. Иеремии с кн. Аввакума.

Ричардс приводит такую хронологию, перевел и записал ее, думаю, будет полезна при изучении книги Иеремии:

686 воцарился Манассия
648 родился Иосия
642 Амон сменяет Манассию
640 воцарился Иосия
633 в 16 лет Иосия начинает искать Бога
628 в 20 лет Иосия начинает реформы
627 в 20 лет Иеремия призван стать пророком
621 в храме найдена книга закона
612 Ниневия разрушена согласно пророчествам Наума
609 Иосия погибает в сражении при Мегиддо;
царем становится Иоаким
605 Вавилон побеждает Египет при Кархемише;
Даниил и другие уводятся в вавилонский плен;
Навуходоносор становится вавилонским царем
601 Навуходоносор побежден возле Египта
598 Иоаким отставлен;
Иехония правит с 9 декабря до 16 марта 597 г, а 22 апреля переселен в Вавилон
597 Седекия становится царем Иудеи
588 15 января вавилоняне осаждают Иерусалим
587 Иеремия заключен в тюрьму (Иер.32:12)
586 Седекия бежит 18 июля;
разрушение города начинается 14 августа;
Гедалия убит, в октябре евреи переселяются в Египет вопреки Божьему повелению

03.07.2020


Рецензии