Люди
( Серии эпизодических рассказов из жизни знаменательных людей)
В наследство мудрость получил и ум.
Листает память прошлого страницы.
Увековечу музою своей из песен, дум.
Ушедших в мир веков, и настоящих лица.
Душанбе. 23 01 20г. (А. РАБ.)
Сколько людей живущих на планете Земля, столько и судеб. О каждом из них можно составить рассказ или роман. В исторических фолиантах о людях написано бесчисленное множество книг. Вот и я решил влиться в когорту мыслителей прошлых и настоящих поколений. Но как найти человека достойного не только твоего внимания, но и внимания многих людей в окружающей нас действительности?..
А в принципе судьба решает за нас этот, казалось бы, сложный для обычного обывателя вопрос и порой она находит совершенно непредсказуемый нами ранее ответ. Как трудно найти у природы равнозначно похожих как две капли воды одинаковых по строению деревьев, так же трудно найти полезную и содержательную часть одарённого индивидуума среди людей. Они, в корне отличаясь друг от друга характерными особенностями, всё же неповторимы. Каждый из нас имеют богатую, плодотворную чем- то запоминающую для других судьбу. И это не зависимо от того, чем он занят в жизни. Тем и отличается человек от других населяющих нашу планету существ. Он мыслит, а память хранит все нюансы повседневной его жизни.
Судьба описываемых мною людей в краткой форме эпопея, оставляющая за собою яркий запоминающийся образ и след в памяти людской. Она, в большей степени относится, к нравственному и духовному богатству, а с философской точки зрения неповторима и знаменательна тем, что является неким примером для нас, живущих на планете Земля.
Тамерлан – Тимур Великий Хромой.
Настоящее имя одного из величайших полководцев в мировой истории. Тимур ибн Тарагай Барлас, в различных персидских источниках упоминается прозвище Тимур – э Лянг, то-есть “Тимур Хромой”, данное полководцу его врагами перекочевало в западные источники как “Тамерлан”.
В 1362 году, ведший против монголов партизанскую войну, серьёзно пострадал во время сражения в Сеистане. Во время одной из схваток с противником он лишился двух пальцев на правой руке и получив тяжёлое ранение правой ноги. Ранение и боли, которые преследовали Тимура всю оставшуюся жизнь, привели к хромоте и появлению прозвища “Тимур Хромой”. За несколько десятилетий фактически непрерывных войн Тимуру удалось создать огромное государство, включавшее в себя Маверанахр (историческая область Центральной Азии), Иран, Ирак, Афганистан. Сам завоеватель Тимур дал созданному им государству название Туран.
На пике своего могущества Тимур имел в своём распоряжении, войско, насчитывавшее около 200 тысяч воинов. Оно было организовано по системе созданной ещё Чингисханом. Оно было распределено на десятки, сотни, тысячи, а также тумены (подразделения в 10 тысяч человек). За порядок в войске и его обеспечение всем необходимым отвечал специальный орган управления, функции которого были схожи с современным министерством обороны. В 1395 году войско Тимура в первый раз оказалось в русских землях. Завоеватель не рассматривал русские территории как объект присоединения к своей державе. Причиной нашествия стала борьба Тимура с золотоордынским ханом Тохтамышем. И хотя войско Тимура разорило часть русских земель, захватив Елец, в целом завоеватель своей победой над Тохтамышем способствовал падению влияния Золотой Орды на русские княжества.
Завоеватель Тимур был неграмотен. В юности он не получил никакого образования, кроме военного, однако при этом был весьма талантливым и способным человеком. Согласно летописям, он владел несколькими языками, любил беседовать с учёными и требовал читать ему вслух труды по истории. Обладая блестящей памятью, он затем приводил исторические примеры в беседах с учёными, чем сильно удивлял их. Ведя кровопролитные войны, Тимур из походов привозил не только материальную добычу, но и учёных, ремесленников, художников, архитекторов. Об этом свидетельствуют многие памятники оставшиеся нам в наследство от Тимура Великого, включая знаменитый на весь мир комплекс “Регистан” в центре Самарканда и другие важные архитектурные строения того периода времени. При нём шло активное восстановление городов, основание новых, строительство мостов, дорог, оросительных систем, а также активное развитие светского и религиозного образования.
Ещё в 1398 году Тимур начал готовится к вторжению и завоеванию Китая, который им был начат в 1404 году. Как часто бывает в истории, китайцев спас случай – начавшейся поход был прерван из-за рано начавшейся холодной зимы, а в феврале 1405 года Великого Тимура не стало. Одна из самых известных легенд, связанных с именем великого полководца, связана с “проклятьем могилы Тимура Великого”. Якобы после вскрытия могилы Тимура началась по-настоящему большая кровопролитная Великая Отечественная война, унесшая многомиллионные жертвы на планете. Действительно, вскрытие гробницы Тимура в Самарканде советские археологи провели 20 июня 1941 года, то есть за два дня до нападения фашистской Германии на Советский Союз. Однако, некоторые скептики напоминают, что план нападения на СССР был утверждён задолго до вскрытия гробницы Тимура. А что касается надписей предупреждающих о каре, которая постигнет тех, кто посмеет нарушить покой Тамерлана, то они ничем не отличаются от других, сделанных на других захоронениях эпохи Тимура. И предназначались для отпугивания нежелательных расхитителей и искателей сокровищ из гробниц.
Тимурмалик.
Государственный деятель Хорезмшахов в двенадцатом веке Тимурмалик, служил в качестве губернатора Худжанда. Прославился он тем, что оказал жестокое сопротивление войску Чингисхана при завоевании монголо-татарским завоевателем территорию Средней Азии.
В 1220 году Тимурмалик руководил обороной города Худжанда от семидесяти тысячной армии захватчиков насильственно вторгшихся во владения Хорезмшахов. Будучи под натиском бесчисленного войска Чингисхана, был вынужден оставить город и с тысячью воинов закрепится на небольшом островке недалеко от города. Монголы с помощью рабов пытались навести переправы на осаждённый остров, однако, защитники с наступлением тёмного времени суток, раз за разом совершали вылазки и с боем разрушали проложенные переправы. По приказу Тимурмалика осаждённые на дюжине лодок соорудили укрепления с бойницами, покрытые мокрым войлоком и глиной, подплывая к берегу, осыпали монголов стрелами приносящими смерть врагу. В результате долгой и продолжительной осады монголам всё же удалось захватить остров, при этом потеряв многих воинов. И всё же некоторая часть защитников с их предводителем скрылись по реке Сырдарья. А далее продолжили оказывать сопротивление завоевателям.
В 2004 году в Хатлонской области в честь Тимурмалика был назван один из районов на древней земле Таджиков.
Тимур Зульфикаров.
Поэзию Тимура Зульфикарова часто сравнивают с кинолентами Сергея Параджанова, его друга и соратника. Она полна восточной мудрости, фольклора, суфийских притч и ей присущ необычный, непередаваемый аромат, какой можно встретить в парфюмерной лавке на османском базаре.
Эпос – редкий гость в мировой литературе, а творческий путь Тимура Зульфикарова начался именно с него. С книги “Смерть Амира Тимура” написанная им в 1971 году. Герои его эпоса – Будда, Иисус Христос, царица Хатшепсуп, Чингисхан, Батый, князь Михаил Черниговский. Сергей Радонежский, Дионисий – богомаз, протопоп Аввакум, Иван Грозный, Омар Хайям, царь Бахрам – гур Сасанид, легендарный мудрец Ходжа Насреддин, Амир Тимур. А. С. Пушкин, Камол Бехзод, и многие другие личности, включая его современников. По словам критиков: “В уникальном повествовании Т. Зульфикарова узнаются ритмы, поэтические образы, света – цветовая феерия поэтов Древности, Средних веков и Возрождения. Великие ветры мировой культуры – от библейских пророков, Соломоновой “Песни песней” аттических трагедий, персо – таджикских поэм – достарханов, газелей, притч суфиев…”
Что бы ни писал Тимур Зульфикаров: поэзию, прозу, публицистику, киносценарии, он всё равно остаётся поэтом. Его проза – это поэтическая проза, а публицистика – метафоричная и огненная. Статьи Зульфикарова ( среди которых письма Ельцину, Путину и другим президентам включая Рафсанджани и Клинтона) опубликованы в “Литературной газете”, издании Александра Проханова “Завтра”, “Литературной России” и многих других СМИ.
Тимур Зульфикаров – автор сценариев более двадцати кинолент, в том числе: “Человек уходит за птицами” и “Миражи любви”. Фильмы по его сценариям отмечены международными наградами: “Серебряным павлином” кинофестиваля в Дели. Главным призом Московского кинофестиваля: “Золотой саблей” Международного кинофестиваля в Дамаске.
Книга “Золотые притчи Ходжа Насреддина” была отмечена премией “Ясная поляна” в номинации “Выдающееся художественное произведение русской литературы”.
Тимур Зульфикаров – лауреат пятого Всероссийского поэтического конкурса “Пророк Мухаммад – милость для миров” (2011) и английской премии “Коллетс” за лучший роман Европы – 93, премии “Лучшая книга года” (2005). Лауреат премии Антона Дельвига (2008), премии “Хатли Мерил” (Голливуд) за лучший сценарий 1991 года.
В архиве:
1. 33 новеллы о любви. 2. Изумруды, рубины, алмазы, мудрости в необъятном песке бытия.
2. Земные и небесные странствия поэта. 4. Золотые притчи Ходжа Насреддина.
Путеводные нити и безграничная планета на философском небосводе.
Касымыч.
С этим великим на взгляд многих людей и лично моим литературным героем современности Тимуром Касымовичем Зульфикаровым, меня познакомила замечательный человек, заслуженный журналист Республики Таджикистан Татьяна Исабаева. Которой я в обязательном порядке посвящу одну из глав своего романа “На рубеже двух веков”. Не в моих правилах лестно отзываться о людях, так как не отдаю предпочтение льстивым эпитетам. Но эти люди, которые станут героями моих рассказов достойны почитания и уважения. Это доказано не на словесном уровне, а в векторе практических действий моих персонажей, доказавших своей многогранно интересной и поучительной жизнью всю необъятную ширь таланта и истинного вдохновения, во благо людей.
Позавтракав вареным яйцом с серым хлебом, намазанным поверх корочки сливочным маслом, Рашид решил позвонить по мобильному телефону, как он считал своему наставнику и учителю. Известной личности в республике и далеко за её пределами, поэту, прозаику, и народному барду, которого Рашид очень ценил. А именно, Тимуру Касымовичу Зульфикарову. Он уважал его за мудрость, доброту, добропорядочность и внимательное отношение к обычным людям.
- Доброе утро наш дорогой и мудрый учитель. Вы провидец и философ современности!.. Это не только мои слова, но и слова многих почитателей вашей талантливой личности. Вы мастерски, мудрой речью и песнью вложили в нас духовную пищу полезную для обычных ни чем не примечательных людей.- Сделав паузу, чтобы услышать из уст учителя приветствие, продолжил свою речь.
- Как Вы себя чувствуете Ходжа Тимур?- вопросительно как можно ближе прижав ухо к трубке, задал вопрос Касымычу, Рашид.
- Довольно сносно, ведь на пороге начало зимы. Погодка хмурая, но я всё-таки работаю, занимаюсь делом, пишу.- Ответил ему, Тимур Касымович. И далее мягко, но доверчиво продолжил своё повествование.
- Для начала, поделюсь некоторыми своими мыслями и соображениями.- Многозначительно промолчав несколько секунд, продолжил свою речь.
- Я, работаю над сказками, а параллельно удаляю внимание, на мой взгляд, интереснейшей и поучительной для многих моих читателей. – Вновь возникла пауза.
- А именно над словарём, они вошли в наш повседневный обиход из иностранной лексики. Их невозможно понять и воспринимать как повседневную нашу речь. Суть и смысл непонятно расплывчата, которая переиначивает русскую речь, и словесную грамотность. Эти слова, как паразиты внедряются в нашу разговорную лексику. Кстати, об этом я тебе говорил ещё при нашей случайной и незапланированной встрече, в центральном парке культуры и отдыха столицы.-
Анализируя в уме слова сказанные Ходжой Тимуром, Рашид сделав короткий вздох, обратился к своему наставнику с такими словами.
- Удивляюсь вашей работоспособности устод. Мне бы такую усидчивость и целеустремлённость внедрить в своём характере. Работе над романом и сборником стихосложений!- Рашид хотел продолжить свой монолог в адрес внимательно слушающего его наставника и учителя. Но дервиш мудрости, внезапно прервав его, и по учительски наставительно произнёс текст, который своей простотой и правдивостью засел надолго в голове Рашида.
- Для того чтобы добиться результативности в практическом выполнении своих мыслей и работ, в нашем трудном но, довольно захватывающем деле, ты обязан отказаться от главного, бесцельно и бесполезно проводить время перед экраном телевизора. Ведь телевизор, это наркотик захватывающий нас, как и детей. Завлекает нас бесполезной информацией и шелухой. Гипнотизирует всякими фильмами, играми вроде стрелялок, да и прочих бесполезных штук типа рекламы. Запомни, это тормозит существенный процесс мыслительного вектора творчества.- Наставительно завершил свой многозначительный монолог, Касымыч. И добавил, переключившись от ранее шедшего диалога с учеником, изменив тему.
- А ты знаешь, Ируська очень довольна твоим выступлением перед публикой в Посольстве Франции.-
Так нежно и ласково Тимур Зульфикаров называл Ирину Дмитриеву – Ванн. Она, по мнению Рашида и многих почитателей талантливого дуэта, являлась творческой, музыкально одарённой половинкой мастера слова и песен, Тимура Касымыча. Так уважительно называл своего учителя и наставника, Рашид. Ирина была неотъемлемой частью в творческих вечерах встреч поэта – мыслителя современности, помогая ему в многочисленных диалогах с почитателями его многогранного таланта. Она, сопровождала исполнение песен Тимуром Зульфикаровым. Подпевала красивым бархатно льющимся голосом и одновременно аккомпанировала совместное пение. А также украшала их великолепной игрой на гитаре. В дуэте с поэтом и писателем, рождались красивые, воочию трогающие глубинные струны души у слушателей песни. А также Ирина в одиночном варианте исполняла песни сочинённые бардом современности Тимуром Касымовичем Зульфикаровым.
- Песня "Письмо дочери" весьма красноречиво показала слушателем о талантливости музыкального произведения написанного и исполненного тобою.- С ноткой удовлетворённости сказал Тимур Зульфикаров и добавил.
- Она даже поинтересовалась у меня, кем сочинена эта песня. Я ответил ей, что это твоё детище и таких песен в твоём исполнении наберётся не мало. Эти песни выражают запомнившейся момент из реальных событий, произошедших в твоей жизни.
В голове Рашида, отчётливо всплыла та встреча с великим писателем и философом современности, номинантом Нобелевской премии и автором многочисленных книг, получившим признание и множество премий на ниве писательского и философского искусства и творчества. Она состоялась у ряда фонтанов выстроенных в линию перед достопримечательностью столицы, парком имени великого мыслителя Востока Абуабдулло Рудаки. В прошедшем веке при Союзе Советских Социалистических Республик в Таджикистане это был культурно - развлекательный центр с бюстом Ленина, в полный рост. Он был установлен на высоком постаменте при входе в парк. Этот парк именовался именем вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.
В этом уютном и зелёном уголке столицы, Тимуром Касымычем был дан определённо полезный урок Рашиду. По сути своей, очень важный совет! А именно, как поступать ему в дальнейшем, продолжать работать над своими фолиантами. Без помех продолжить своё творчество в ареале поэтической, музыкальной и творчески одарённой деятельности. Или поставить жирную точку на творчестве…
Как обычно Рашид совершая ежедневный выход в город, чтобы проветрить, как говорят в народе мозги, и получить впечатления от многих изменениях окружающей его действительности. А также держать в тонусе физическую часть своего телесного я, он вышел на прогулку по городу. Идя по аллее проходящей параллельно его движения столичного кукольного театра “Лухтак”, он погрузился мысленно в прошлое. А именно, его мысли обрывочно витали в облаках глубоких дум и созерцания прошедшего времени. Всплыла его первая встреча с Ходжи Тимуром и с его творческой половиной, художницей и певицей, а также великолепным исполнителем романсов и песен Тимура Зульфикарова, Ириной Дмитриевой – Ванн, которая состоялась благодаря заслуженному журналисту Таджикистана и учителю Рашида на стезе журналистики, Татьяны Исабаевой.
Вторая встреча произошла в начале осени, в скромной студии звукозаписи Гафура, Граф – Графыча, как называл своего давнего друга, Рашид. В этой студии они записывали свои сочинённые ими песни и создавали аранжировку к ним. Там же состоялось первое знаменательное для Рашида более обстоятельное знакомство с философом мыслителем двух веков Тимуром Зульфикаровым и художницей, певицей и музыкантом Ириной Дмитриевой - Ванн. Его привлекло какое – то для неподготовленного слушателя необъяснимое словами сочетание мысли, строф и певучесть шедевра творчества и музыкального искусства, которое Рашид впервые услышал в их исполнении. Эти главные на его взгляд качества присущи лишь одарённым от природы людям. Они владеют необыкновенным чутьём стихосложения в совокупности с талантом. Превосходная сочетаемость наложения мысли на поэтическую и музыкальную ветвь творчества и есть обладание великим искусством, которое зовётся в народе талант. Одарённые люди в поисках решения главной задаче, стоящие перед ними находят в своих исканиях творческую половину которая, вливаясь в аккорд сочинённого талантливым умом произведения, окрашивают его в полноценную картину, преподнося шедевр зрителю и слушателю данного музыкального фолианта. Этим качеством обладают многие люди, но не все получают тот результат, который бы удовлетворил сочинителя, исполнителя и их слушателей. Так и произошло сближение двух талантливых людей. Одного вдохновителя силы и ума и другой музыкально одарённой личности, владеющей превосходным голосом и бесподобной игрой на музыкальном инструменте.
Вот, на небосводе горят две звезды. Звёзды Тимура Зульфикарова и Ирины Дмитриевой – Ванн, сделал для себя вывод Рашид. Он, каким – то необъяснимыми словами чутьём, и владеющий великолепным музыкальным слухом, с первых же нот услыхав исполнение дуэтом песни, которые были рождены в недрах мысли поэта Зульфикарова. Узрел и услыхал едва заметную блеснувшую на мгновение грань исполнительского мастерства двух гигантов искусства слова и вдохновения. Слушая с трепетом голос Ирины, которая одновременно мягко перебирая струны гитары, исполняла песню современного барда, киносценариста и номинанта Нобелевской премии мира по литературе Тимура Зульфикарова. Он, лично знал Владимира Высоцкого и других бардов ушедшего века. Непроизвольно промелькнула мысль в голове Рашида.
- А что если пригласить уважаемых народом людей к себе в гости?- Подумал Рашид, но внутренний голос противоречиво и настоятельно отверг это желание, заявив, что коморка Папы Карло, (как в шутку назвали жилище Рашида друзья) не приспособлена принять таких важных гостей.
- А как же быть с негласным законом гостеприимства испокон веков принятым жителями Востока?- Внезапно встрял в монолог первого внутреннего голоса, второй. Как бы невзначай вступая в дискуссию с первым.
- Да, таинственен наш внутренний мир и полон загадок! – Подумал Рашид, обдумывая, всё-же кому же дать предпочтение, первому или второму. Он мысленно обратился к третейскому судье, голосу разума. Разум мягко и аргументировано дал совет. –
- Надо принять нейтральное на его взгляд решение.- Рашид согласился с советом, который предложил голос разума.
- Золотая середина всегда права, а в принципе время расставит всё на свои места.- Решил он, отбросив эту затею на перспективу будущего времени.
Действительно, пока Рашид решал вопросы, связанные с записью своих песен в студии Граф – Графыча состоялись несколько встреч с Тимуром Зульфикаровым и Ириной Ванн. На одной из встреч, Рашид предложил знаменитому писателя и его творческой половине, посетить жилище так называемую у друзей, коморку Папы Карло. На его предложение Ходжа Тимур ответил положительно и в один из дней начала осени они пришли к нему домой. Осмотрев внимательно двор Рашида, Тимур Касымыч согласился сфотографироваться с ним в его маленьком, но уютном дворике. При этом многозначительно заметил такую особенность, что не каждый человек имеет такую возможность, как на фоне приусадебного участка углубится в свои мысли и скинуть с себя усталость, при этом, не мешая соседям проживающим рядом. И где само спокойствие, погружает тебя в атмосферу вдохновения, заставляя непринуждённо творить в музыке и поэзии. Слова замечательной личности стали пророческими, врезавшись в память Рашида, как скульптор каменотёс таким образом. Действительно в будущем, расположившись под свод прохлады ветвей урючного дерева, вдохновение часто посещало и диктовало стихи и прозаические рассказы. А также необъяснимой словами потоком мысли вдохновляло на новые сочинения песен и мелодий. Всё, что возникало в его уме, было зафиксировано в коморке, на стареньком зашарпанном синтезаторе “YAMAHA PSR - 520”.
Рашида это пророчество часто возвращало в воспоминание на миг из его жизни. Вспоминая отрезок из прошедшего времени, когда волею судьбы он оказался в Сибири и прожил в Дивногорске, где расположилась Красноярская ГЭС целый год. Природа этого маленького городка расположенного на правом берегу великой реки напоминала ему горную реку, текущую между горами в Таджикистане. Кстати Рашид написал немало стихов посвящённых этому уютному городишке со сказочным названием Дивногорск. В тот отрезок времени жизни Рашида, было немало впечатлительных моментов, которые им были зафиксированы в общей тетради. Но к великому сожалению они не сохранились. Живя в Красноярске, эту тетрадь кто – то из рабочих общежития у него украл. Он помнил концерт барда Розенбаума, который приезжал в Дивногорск со своей программой и выступал перед жителями маленького городка расположенного в живописном местечке Красноярского края. После окончания концерта, Рашид хотел встретиться с ним и показать некоторые песни и получить оценку барда, но сопровождающие его люди лишили Рашида этой возможности, грубо оттиснули его от входной двери гримёрки барда. Видно судьба решила, что ему ещё рано заниматься сочинительством песен. Так вот, там он познакомился со скульптором каменотёсом Селивестром, который ежедневно своими приспособлениями и упорством творил чудеса, высекая из скальной породы фигурки людей и животных. Не знаю, сохранились ли его работы, но на взгляд Рашида это были шедевры, которым бы позавидовали маститые мастера - каменотёсы.
Однако вернёмся к теме рассказа о Тимуре Касымыче и Ирине Ванн. Часто посещая творческие вечера встреч знаменитого дуэта и почитателей таланта двух сказателей, выразителей песенного и словесного жанра в искусстве, общения с людьми и наблюдая за реакцией собравшейся публики, Рашид для себя фиксировал все положительные и отрицательные отзывы сидящих в зале людей. Вот один из присутствующих сидящих рядом с ним высказал Рашиду своё мнение. Он сказал, что читая книги Зульфикарова, не понимает сути и смысла его речей. Они какие – то витиеватые с повторяющимися словами, вышедшими из употребления людьми. А песни исполняемые дуэтом, заунывные и не поддаются восприятию многим слушателям…
Своим высказыванием этот человек ввёл в ступор мысли Рашида, и произвёл бурю негодования в его мыслях. Но, не входя в бурную дискуссию с человеком, сидящим рядом с ним, будучи человеком толерантным, так как специфика его журналистской деятельности ставит на первый план вежливость и внимание к любым высказываниям людей, мягко и учтиво сказал.
- Молодой человек, если вам неинтересно покиньте тихо зал и не мешайте другим слушателям.-
И всё же дождавшись окончания встречи, слушатель, покинувший зал по совету Рашида, дождавшись его у входа в театр, где проходила творческая встреча поклонников Тимура Зульфикарова и Ирины Ванн, подошёл к нему и задал вопрос.
- Товарищ журналист, объясните мне простому гражданину, в чём вы видите сущность встречи с так называемым поэтом – песенником Тимуром Зульфикаровым?-
На решительно заданный вопрос человеком, Рашид не раздумывая, вежливо ответил: - Прежде всего, скажу так что, сколько людей, столько и мнений.-
Глядя в глаза собеседнику? продолжил своё повествование: - Вы посещаете галереи, где художники выставляют свои картины на показ?- На что последовал от него ответ.
- Бывает, но очень редко это происходит такой момент в моей жизни, да и желания со временем у меня нет.- Завершив свою речь, собеседник глубоко вздохнул.
- Тогда понятен мне, ваш гневный выпад в адрес Зульфикарова и Ирины.- сказал Рашид и продолжил: - Я бы вам объяснил суть происходящего в зале, но коль вы не сведущи в художественных работах мастеров кисти, то не поймёте и моего объяснения.-
- И всё же выскажите свою точку зрения на мой вопрос!- не унимался человек, глядя вопросительно в глаза Рашида.
- Моя точка зрения такова, глядя на пейзаж, который изображён на холсте художника, углубляешься мысленно в цвет и фактуру, выложенную им для обозрения. Те красочные видения, изображённые в полотне, показывают внутренний мир художника, его восхищение природной красоты и индивидуальности видимого объекта. А есть картины умственной направленности, то есть художник заставляет человека мыслить и дополняет его воображение, некоторыми мыслительными действиями раскрывая глубину бесконечности мысли в пространстве. На первый взгляд две противоположности резко отличаются друг от друга, но в целом видимое человеческим глазом явление по - всякому воспринимаются зрителями. Кто - то отдаёт предпочтение натуральным картинам изображающих человека, природы и различных объектов визуально видимых в реальности. А кто - то объектам абстрактного изображения, видя в них нечто будоражешее внутреннее восприятие видимого рисунка. Каждый человек индивидуален в своём восприятии и понимании реальности видимой им в жизни. В искусстве поэзии и прозе действуют те же принципы, что и в художественном творчестве. А в конечном итоге они едины в масштабах общего сознания людей живущих на земле. Ведь существуют множество профессий у людей, отличающихся друг от друга своей многогранной палитрой действий, но в целом приносящих пользу и удовлетворение сообществу людей, во благо процветания и продолжения рода людского. Понятен мой ответ на ваш вопрос? И продолжил.
- Если непонятен мой ответ, то скажу проще и коротко. Вам нравится мясо! А вот существуют люди, которые питаются только вегетарианской пищей. То есть зеленью и всякими растениями. Так и в поэзии, не все понимают стихосложения Тимура Зульфикарова, но есть люди, которые получают удовлетворение от его изречений и высказываний, в песнях, прозе и стихосложениях.- Поставил точку на своём монологе Рашид. Не веря в то, что его слова в полной мере дошли до сознания собеседника и понятны для него. Хотя сам получил моральное удовлетворение своим мыслям вслух. Прозвучавший каверзный, но глубокомысленный в адрес Рашида вопрос на его взгляд получил исчерпывающий и понятный ответ, для человека пожелавшего найти ответ на свой вопрос.
Это один из жизненных эпизодов, когда Рашид высказал своё мнение человеку, приняв сторону противоположную точку зрения в отношении человека задавшего вопрос и посетившего вечер встречи с философом мыслителем современности совместно с художницей, певицей и музыкантом, встав на защиту действительно творческой интеллигенции.
А вот второй эпизод, когда Рашид объяснил одному из знакомых журналистов другой момент, который ему был не понятен. Дело в том, что его возмутило выступление Тимура Зульфикарова, когда Ходжа Тимур, отрицательно высказался о техническом новшестве в передаче своих мыслей, пользуясь в наборе текста своих произведений, компьютером. Выслушав реплику журналиста Рашид, ответил так. Тимур Касымыч, не пользуется компьютером, а пишет всё по старинке рукой. А то, что передача его работ происходит другим человеком, который в совершенстве владеет этим техническим приёмом. К примеру, православная церковь из покон веков тоже отрицала и отрицает научно – технические достижения и, по их мнению, это проделки дьявола ведущие к самоуничтожению. Однако, служители церкви не отказывают себе в том, что пользуются звукоусиливающей аппаратурой, мобильной связью, компьютерами и ездят на автомобилях. Но в своих проповедях исключительно отрицают научно – технический прогресс человечества. А вот Ходжа Тимур всё же тоже считает, что люди тупеют. Они быстрым способом находят нужную им информацию, найдя её в своих мобильных телефонах, ноутбуках и планшетах и не прилагают умственных усилий для поиска нужных фактов в практических действиях, либо в книжных изданиях, или в окружающей их действительности. Общение людей происходит не с глазу на глаз, а на расстоянии, в котором не видимы мимика, лицезрение и эмоции, выражающие все чувства человеческого общения, включая восприятие сказанного наяву, а не слышимое в трубке мобильного телефона. Но эти понятия, в основе которых живое общение отсутствуют частично у нынешнего поколения, тем самым притупляя всю гамму и палитру красок умственного восприятия жизненных видений, нюансов повседневной суеты и действительности, происходящие в настоящем времени.
Замечу ещё одну особенность характера Тимура Зульфикарова. Это открытая душа, для обездоленных и обиженных судьбой людей. Он никогда не пройдёт мимо страждущего, нищего человека с пониманием душевно относится к людям, попавшим в беду, в невзгоды жизненных ситуаций и нуждающихся в добром слове, моральной и материальной поддержке. Добавлю мнение многих людей, приверженцев таланта великого философа современности, поэта, прозаика, сказителя исторических событий и притч, барда исполнителя своих собственных произведений музыкального и кинематографического жанра в искусстве. Увлекательного собеседника и уникального по своей сути человека, Тимура Касымовича Зульфикарова.
В числе которых, автор этого книжного фолианта, получивший от него много полезных советов и навыков в своём творчестве, как музыканта и поэта песенника. Единственный стипендиат удостоиный внимания и чести называться учеником великого мастера слова. Он явился путеводной звездой для многих людей, которые последовав за его советами и наставлениями, нашли в себе ту нить, приведшую их к совершенству знаний и практическим навыкам в сфере поэтического творчества. Найти тот путь, который раскрывает путь, в человеке индивидуальность личности, свой стиль и манеру правильного и интересного изложения мысли в своих творческих работах.
Люди такого объёмного и разнопланового склада характера, в большей степени являются примером мысли, созидательного труда и судьбоносной линией в творческой деятельности его соплеменников и будущих поколений. Они оставляют за собою глубокий, положительный заметный след в памяти и умах многих поколений, в историческом древе человеческой цивилизации.
О, сколько в мире, в книгах вещих слов и нравственных начал.
Но, философский камень не найти, он спрятан в толще скал.
Неведом жизни миг, лишь вечность истина, безмерности рассказ.
Историй сказ землёю скроет нас, незримый нами, всуе вечный глас…
Абду - Рашид – Абу – Бакр. Душанбе 15 февраля 2020 года (А. РАБ.)
Свидетельство о публикации №220070301717
Правда до сих пор не понимаю почему его именем назван район в Хатлоне, если он защитник Ходжента, загадка...)))
Гульчехра Шарипова Гулчин 31.08.2020 17:47 Заявить о нарушении