Русская усадьба зодчего Львова, Шнур и сорное кино

Русская усадьба зодчего Львова, Шнур и сорное кино. 

Когда-то в далекие студенческие времена мы со школьной подругой Таней частенько путешествовали по Тверскому краю. Льготные путевки на автобусные экскурсии на два-три дня, часто с проживанием в очень неплохих гостиницах, доставал нам   папа моей  подруги, Михаил Никитич.
Понятно, что нам тогда казалось, что так будет в жизни всегда и даже лучше! И мы даже почти ничего не фотографировали. Во всяком случае, я.

Чаще всего мы отправлялись путешествовать  по Пушкинскому кольцу, и каждый раз заново знакомились с золотым шитьем в Торжке, пожарскими котлетами и преклоняли головы перед надгробием-кенотафом Анны Керн (потому что настоящее где-то затерялось) и почтительно выслушивали  историю про «прекрасное мгновенье».
Но однажды мы поехали по Тверскому краю знакомиться с творчеством архитектора Николая Александровича Львова.
У нас был невероятно знающий тему и вдохновенный  экскурсовод, энтузиаст, большой почитатель таланта великого «русского Леонардо», как часто называют Николая Львова. Увы, теперь я, к стыду, своему не могу даже вспомнить его имени, но я очень благодарна этому  человеку, скромному и вдохновенному – таким он предстает в моей памяти.
Благодарна за знакомство с творчеством архитектора Николая Львова, за ту любовь, глубокое уважение и признательность к этому замечательному сыну нашего Отечества, которую этот экскурсовод передал нам, как по эстафете и которую я пронесла через всю свою дальнейшею жизнь, чтобы когда-то в далеком от той поездки 2015 году  написать повесть «Посланник» о петербургских зодчих, где главный герой и этот самый Посланник и есть архитектор Николай Львов.
И я на всю жизнь запомнила и удивительные львовские погреба-пирамиды, и другие невероятные инженерные новации, и величественные  храмы Тверской земли, и колокольню-маяк, и прекрасные  русские усадьбы, пришедшие в запустение и забвение, но все же сохранившие свое ни с чем не сравнимое очарование и самобытность… И то, как мы спустились в храме Воскресения, Солнца Господня,  в крипту, фамильное захоронение Львовых и увидели там … ничего не увидели там, кроме холодного серого песчаного пола. Революция выкинула из усыпальницы прах , отряхнув его со своих железных сапог. 
Как хотелось бы  мне снова пройти по тем местам с друзьями, увлеченными архитектурой и историей, и с удивительным гидом-проводником!
Уж точно я запечатлела бы фотоаппаратом каждый камень, и каждый ракурс и каждое  сооружение обошла бы со всех сторон и любовалась бы каждой  деталью!
 
Но главное - на самом деле, все это я начала писать даже не об этом, хотя отдать дань уважения прекрасному мастеру своего дела, экскурсоводу, искусствоведу,  знатоку творчества Львова, мне хотелось очень давно!
Здесь продолжает рассказ моя вторая профессиональная ипостась – кинематографическая.
Все дело в том, что когда я пишу что-то будучи дома одна, частенько засиживаюсь далеко за полночь, включаю фоном какое-нибудь фильм по телевизору и что-то все равно из увиденного запоминаю. Хотя вот в начале этого лета ничего хорошего мне посмотреть таким образом не удалось. 
Но зато я увидела многое, что привело меня к  печальным размышлениям относительно современных телевизионных фильмов в целом.
Ходульные, фальшивые сюжеты. Глупые, далекие от жизни человеческой, холодные, искусственные  и неестественные, с непременно хорошим финалом,  но, при том начисто лишенные очарования сказочности, коллизии. Неприятные, отталкивающие своим внешним и внутренним видом-миром  герои и героини. Плоская «мораль».   
Есть сорный лес, который вырастает, когда  ландшафтный архитектор-дизайнер, лесник и садовник перестают следить за  живописным парком и садом. Теперь вот есть и новый вид кинематографа – «сорное кино».
Итак, к чему я начала весь этот рассказ про великого зодчего Николая Львова, его строения, искусствоведа-подвижника, наши с подругой Таней путешествия по Тверскому краю?
А все к тому, что в одном из этих вышеописанных фильмов я неожиданно увидела действие, разворачивающиеся на фоне прекрасной, удивительной и ни имеющей себе подобных,   архитектором Львовым возведенной усадьбы Знаменское –Раек.
Кажется, фильма эта называлась «Призрак старой усадьбы» ( точнее, «Узник старой усадьбы», 2014 г.)  и призраком этим был никто иной, как знаменитый музыкант Шнур.   Конечно, сам Шнур был в своем обычном  духе, но особенно разгуляться не мог, потому что был  призраком знатного рода, не помню, почему  затесавшимся в наше время, и так в этом времени укрепившемся, что даже уже имел аккаунт  в соцсетях. Придумавшие это, возможно, помирали от смеху от своей придумки. Но скажу, что это не только не смешно, но  и ничего интересного и увлекательного из этого дальше не следует.
Однако, на мой взгляд, хуже, чем представить на экране Шнура одним из благородных русских дворян ( пусть и призрачным), было сделать дочерью современного владельца  старинной  прекрасной усадьбы ( папаша-нувориш, кстати, был из родом из холопов) какую-то вздорную гламурную малолетнюю дуру, которая  занималась высоким «творчеством» - сочиняла и сама исполняла глупые песенки невнятного содержания и звучания.
Страдания гламурной  поп - дуры, которую бросил коварный гламурный бой-френд и угнетала злобная тетка-продюсер, заставлявшая страдающую поп-дуру  делать ( о ужас, ужас!!!) фотоссесию  для модных журналов происходили, конечно, как писал классик  на фоне «бархатных подушек».Но что гораздо хуже – на фоне невероятно прекрасной  усадьбы, воздвигнутой в величественных просторах нашей земли   «русским Леонардо». И кстати, усадьба эта  так и не была еще приведена в порядок и толком не отреставрирована.
Недостойные герои  праздно болтались среди архитектуры, созданной «гением вкуса»,  как звали Львова друзья – Державин, Капнист, Хемницер, обуреваемые своими мелкими страстишками и пошлыми музыкальными и прочими псевдокультурными пристрастиями, засоряющими и отравляющими мировую атмосферу.
И да! По усадьбе время от времени пробегала толпа восторженных экскурсантов, поскольку, очевидно, папаша-толстосум приобрел-таки исторический памятник с надлежащим обременением. Но кухарка-мулатка (удар литаврами!!!), по ходу развития сюжета утиравшая  сопли поп-дуре-тинейджерке на правах видавшей виды «бой-бабы» время от времени грозилась всех этих идиотов выгнать.   
Все  до такой степени не соответствовали величественному замыслу зодчего и   прекрасной  русской природе, что смотреть на это было больно и обидно.               
   
За зодчего  Николая Львова, создавшего свой архитектурный шедевр, чтобы прогрессивные люди 21 века на его фоне снимали сорное кино. За безвестного экскурсовода-энтузиаста,  щедро делившегося с нами  своими знаниями. За всех нас, помнящих, любящих и мыслящих. За Державу обидно. 

Фото усадьбы Знаменское –Раек пока из Интернета. 


Рецензии
Нонна, хочется Вас просто обнять за эту статью. "Прогрессивные" надо бы заключить в кавычки. Регрессивные, скорее! А за нас не должно быть больно, должно - за них, - не чувствующих и не сознающих своего убожества.

Елена Шувалова   07.07.2020 13:02     Заявить о нарушении
Елена, спасибо!!!!Согласна!

Ермилова Нонна   09.07.2020 21:34   Заявить о нарушении