Яна рус

Кузнец Андрей жил в Полоцке и слыл умелым мастером. Дома у него не было и спал он на старой лежанке прямо у себя в мастерской, но был он статен и хорош собой, и все девушки на него заглядывались. Несколько раз к нему приходила сваха, но купец каждый раз отвечал отказом: не лежала его душа к примацкому хлебу.
Наконец нашла сваха молодую вдову-купчиху, мужа которой убили разбойники. Звали её Алёной и была она не богата, но скромна и хороша собой. И жили с вдовой двое детей: мальчик трёх лет и девочка четырёх. Сказывала сваха, что была у Алёны ещё одна девочка, но умерла в раннем детстве.
Организовала смотрины. Глянул на вдову Андрей и полюбил всем сердцем. Женились, стали жить вместе. Детей Алёны кузнец принял как своих, играл с ними, брал в кузню и приносил маленькие подарки. Видя любовь кузнеца и его хорошее отношение к детям, расцвела Алёна, ходила счастливая и глаза её сияли любовью.
Однажды кузнец взял с собой детей на базар, а Алёна осталась хозяйничать дома. Прибралась, поставила готовиться еду, потом села прясть. И так легко, так хорошо было у неё на душе, что и не заметила, как запела. Тихонько, вполголоса. Поёт и вдруг слышит, как кто-то подпевает ей тоненьким голосом. Замолчала – голос прекратился. Поглядела вокруг – никого не видать. Запела другую песню – снова слышит чьё-то пение.
Вечером, когда за ужином дети наперебой рассказывали события дня, что видели, кого встретили, Алёна вспомнила дневное приключение и тоже рассказала про голос. Подивился кузнец, кто бы это мог быть, да и махнул рукой: мало ли чего послышится да померещится. А когда укладывались спать, девочка вдруг и говорит:
- Это Яна.
- Кто? - не поняла Алёна.
- Яна. Та, что подпевала тебе.
Стали расспрашивать. Дочка рассказала, что раньше, когда ещё не было нового папы, а мама уходила надолго по делам, к ним приходила поиграть девочка в пёстреньком платье, и дети звали её Яной. Мальчик тоже вспомнил незнакомую девочку и добавил, что она была всегда тихая и бледная, будто не выходила на улицу.
Подивились Алёна и Андрей, как могла девочка приходить и уходить через закрытые двери, а главное, чья бы это могла быть девочка? Соседская?
Легли спать. Ночью слышат: кто-то шепчет тихонько и смеётся тоненьким голосом, потом всё затихло. Утром смотрят, у девочки отрезана прядь волос, а у мальчика выстрижена дыра на рубашке.
«Эге, - смекнул кузнец, - тут дело нечисто». Поделился с Алёной, решили пока ничего не предпринимать, посмотреть, что будет дальше. На другую ночь шёпот и смех повторились, потом вдруг топот босых ножек по лавкам и снова тихо. Утром встали, пошли в хлев, а у козы на боку выстрижен маленький квадратик.
С тех пор и повелось: каждую ночь слышались шёпот, смех, топот по лавкам. А утром где-нибудь выстрижена новая дырка или клок шерсти у животных. Вот беда! Прямо не знали, что и делать.
Пошёл Андрей к полоцкому колдуну, рассказал о своей беде. Спрашивает, кто бы это мог быть? Подумал колдун, да и отвечает:
- Это кикимора. Не умирал ли маленький ребёнок в доме? Это её неуспокоенная душа живёт с вами. Вреда большого она не причинит, так, озорничает.
- Может и так, - согласился кузнец, - да нам ведь от этого не легче. Мало того, что спать не даёт, так ещё и вещи портит! Нельзя ли что-нибудь придумать, чтобы от неё избавиться?
Задумался колдун:
- Что ж, есть один способ. Попробуйте выехать из дома куда-нибудь, на неделю-две. Скучно ей станет без людей, вот и уйдёт от вас…
Сказано – сделано. Пришёл Андрей домой, сказал жене и детям собирать вещи. Думали пожить в кузне, а через пару недель вернуться.
Собрались, погрузили узлы в повозку, сзади привязали козу с вытриженными проплешинами. Спрашивает кузнец: «Всё собрали?» Вдруг слышат откуда-то с повозки тоненький голос: «Не знаю, как остальные, а я мои ножнички взяла!» Бросились искать – никого не видно.
Что делать? Махнул рукой Андрей, сказал Алёне с детьми разбирать вещи, сам снова пошёл к колдуну. Выслушал колдун рассказ кузнеца и говорит:
- Выходит, дом для неё не так важен, как ваша семья. Почему бы вам не поговорить с ней, не узнать, что она хочет?
- Да разве ж она ответит?
- Ответит, - кивнул колдун. – Назови её по имени. А не захочет отвечать, скажи, что принесешь в дом можжевельник и чертополох. Кикиморы этого страсть как не любят…
Поблагодарил кузнец и пошёл домой. Ночью снова послышались шёпот и смех. Только кикимора побежала по лавкам, как кузнец зажёг свет и говорит:
- Яна, выходи!
Молчит, не отзывается, шуметь перестала. Кузнец повторил:
- Выходи, Яна, не бойся. А то завтра принесу из леса можжевельник, развешу по всем углам и потайным местам.
- Хорошо, - послушался тоненький голос. – Я выхожу. Не надо можжевельник.
Глядят, из-за печки показалась маленькая девочка в пёстром платье, ростом с кошку. Стоит, опустив глаза, дичится. Жалко стало Андрею бедолагу, спрашивает:
- Не холодно тебе? Может, есть хочешь?
- Нет, - отвечает, а сама глаза подняла, да так и зыркает.
- Не бойся, - говорит кузнец, - мы тебя не обидим.
Тут Алёна тоже поднялась, дети из постели поглядывают.
- Ну что, Яна, давай дружить? – говорит Андрей и протягивает ладонь.
- Давай, - кивнула девочка.
С тех пор жила семья кузнеца с кикиморой дружно. Днём Яна приходила поиграть с детьми, помогала Алёне по хозяйству, а ночами озорничать перестала.


Рецензии