На 40-й день памяти друга

На 40-й день памяти друга
Татьяна Матвеевна, Анна, Илья, Кирилл, Анастасия, Софья, Александр! Внуки и правнуки!
Ещё раз выражаю соболезнование о смерти Вашего мужа, отца, деда.
И моего многодесятилетнего друга.

В моей жизни Володя – светлый луч настоящей дружбы в течение более 60 лет, начиная с 1-го курса ГИИВТа. Так было всегда, находились ли мы близко или в разных городах и в разных производственных структурах.
Причём помню как минимум 2 момента, когда Володя прямо содействовал моему продвижению по жизни.

Первое. Сразу в начале 1-го курса Володю избрали комсомольским секретарём нашего курса. На курсе было 150 человек, 5 групп эксплуатационников (Неволин среди них) и 2 группы судоводителей (Ширяев среди них). Чтобы 150 еще мало знакомых парней и девочек избрали кого-то комсоргом, нужно было успеть продемонстрировать не только активность, но и – главное – внимательное, благожелательное отношение к многим из этих 150.
Вот маленькая иллюстрация того прекрасного времени.

Здесь в тексте фото, не фиксируемое на Проза.ру

На фото (май 1955) наша шлюпочная команда 1-го курса судоводителей, занявшая 1-е (!) место в соревновании шлюпочных команд ГИИВТа.
3-й справа – Ширяев, а 3-й слева – Неволин. Он в шлюпке не грёб и не сидел, но ведь не зря мы его, как комсорга, пригласили сфотографироваться с нами.
На 2-м курсе Володя пошёл по комсомольской линии выше, в факультетское бюро. А меня уговорил стать вместо него комсоргом курса. Я сначала отнекивался (мешает учёбе), но потом оценил – это хорошая первоначальная школа руководства коллективами людей. Именно Володя меня рекомендовал и его рекомендацию приняли.

Второе. Именно Володя организовал мой переезд в Москву. Это уже не комсомольский пустячок. Было так. Защитив (заочно!) кандидатскую диссертацию, Володя с 1969 г. работал уже в Москве, в ЦНИИЭВТе, начальником отдела АУТП (автоматизации управления транспортным процессом). Вскоре по всей стране начала реализовываться программа создания АСУ (автоматизированных систем управления). Володю перевели в Минречфлот, начальником отдела внедрения АСУ. Встал вопрос – кто будет начальником отдела АУТП в ЦНИИЭВТе. Как я потом узнал, рассматривались 2 основные кандидатуры. Причём сам ЦНИИЭВТ предлагал кандидатуру Коки НГ (достойный товарищ). Но Неволин предложил и сумел настоять на кандидатуре Ширяева.

Так я в 1973 г. стал преемником Володи на посту начальника отдела АУТП. И до 1979 г. я уже тесно контактировал с ним как со своим министерским куратором. Именно Неволин и Ширяев начинали разработку АСУ на речном транспорте. Ширяев – как главный конструктор отраслевой АСУ (тоже с подачи Володи я был утверждён коллегией Минречфлота в этом качестве).
Неволин – министерское руководство всеми разработчиками. А ребята были непростые. Например – Вася Захаров (теперь покойный), начальник ВЦПЦБ в Горьком, главный конструктор АСУ пароходство. Да и Ширяев всегда имел своё мнение, бывали и споры. Но у Володи было (ох – было…) замечательное качество – он умел убеждать, не напирая на свои министерские регалии.

Потом потребовалось усилить руководство межбассейновыми перевозками, это было поручено МРП, Неволина перевели в МРП, и мы плодотворно сотрудничали по автоматизации этого процесса, под его кураторством.
Об этой производственной стороне здесь хватит, ниже укажу другой материал.

Ещё воспоминание. Помню, как мы с группой сокурсников, живущих в Москве, отмечали  60-летие Володи.
Какие хорошие слова все говорили о нём, как замечательном товарище. У всех были связаны с ним хорошие воспоминания. Он ко всему и ко всем относился с искренним человеческим участием.

Дополнительно. Прилагаю статью Неволина ВВ, опубликованную в сборнике «Эксплуатационный факультет – речному транспорту страны» (2017). Этот сборник у Вас есть, но у меня есть электронный полный вариант.
Володя написал первоначальный текст, потом подключился я, по телефону спрашивал у него кое-что, немного дополнял и редактировал. Этот текст и отослал редакторам сборника, они только из экономии места несколько сократили. Но все мысли – Володины, он автор, я только технический исполнитель. В сборнике его и моя статьи стоят рядом.

Ещё раз выражаю своё сочувствие. Что ж поделаешь – 9-й десяток.
Светлая память Володе, Неволину Владимиру Владимировичу.
Мира, успехов, счастья всему Вашему большому семейству Неволиных!
Живите долго и счастливо!


Рецензии