Старая сказка

Зима выдалась долгая да снежная. Всю ночь и весь день бушевала метель, но в избе было тепло. Радосвет, Горислава, их сыновья Тихомир, Добромил, Мирослав и дочери Любава и Светла сидели за столом, ели кашу, запивая парным молоком. Звучали шутки и смех. А через пару дней трудно было поверить, что совсем недавно бушевала метель. Светило яркое солнце, дружно чирикали воробьи, звенела капель, детишки высыпали на улицу. Масленица! В каждой семье стоял ароматный запах, пекли и ели блины.

В праздничных развлечениях быстро пробежало время. Наступил последний день масленицы. Молодые парни радовались возможности ещё раз показать свою силу и ловкость, принимая участие в кулачных боях и других молодецких забавах. Самые храбрые и закалённые купались в проруби. Девушки пели, водила хороводы. Потом прыгали через костёр, катались с ледяных гор. Oсобенно радовались этой забаве детишки. Они сo смехом и визгом скатывалась с горки и пулей неслась наверх, чтобы скатиться ещё и ещё раз! Постепенно люди начали расходиться по домам. И тут оказалось, что нет Светлы. Все жители деревни помогали искать девочку. В каждой избе все углы осмотрели, потом пошли на реку, смельчаки в прорубь прыгали, в лесу искали, аукали. Никаких следов пропавшей Светлы не нашли.

Вечером вся семья сидела за столом. Думали, что дальше делать. Старший брат Тихомир предложил:
- Я пойду в соседнюю деревню, расспрошу людей, может быть кто-то, что-то знает.
- И мы с тобой! - в один голос закричали Добромил и Мирослав.
Радосвет строго сказал:
- Не могу я вас отпустить. Сам утром пойду в соседнюю деревню, а сейчас надо Богам помолиться, чтобы помогли Светлу найти, да спать ложиться, утро вечера мудренее.
А утром оказалось, что Тихомира, Добромила и Мирослава дома нет, когда и куда они ушли никто не видел и не слышал. Быстро собрался в дорогу Радосвет, вслед ему смотрели с надеждой жена Горислава и дочка Любава. Радосвет обошёл все соседние деревни, но так ничего и не узнал, никто его детей не видел, никто ничего не слышал. Мрачный, как туча, вернулся он в родную деревню, обнял жену, погладил по русой голове дочку и тяжело вздохнул. Горько зарыдала Горислава, заплакала Любава, да слезами горю не поможешь, надо дальше жить.

В трудах и заботах пробежала весна. Наступило лето. Весело и раздольно встречали люди праздник Купала. Все купались в реке, считалось, что так человек очищается от всего плохого. После купания Радосвет и Горислава ушли домой. Любава хотела идти с ними, но подруги начали уговоривать её остаться, родители их поддержали, уж очень им хотелось, чтобы дочка немного отвлеклась от грустных мыслей. После захода солнца зажгли костры. Девушки и парни прыгали через огонь, водили хороводы, пели купальские песни. Все знали, что в ночь накануне праздника расцветает папоротник - на несколько мгновений показывается огненный цветок. Если его сорвать, можно приобрести способность видеть клады, понимать язык животных, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым. Ближе к полночи все дружной гурьбой отправились в лес. Цветок никто не нашёл, девушки сплели венки из трав и цветов, направились к реке и опустили их на воду - если венок не коснётся берегов и не утонет, то его владелица скоро выйдет замуж. После этого решили идти домой, чтобы к утру снова собрaться вместе и встречать рассвет. И тут все заметили, что Любава исчезла.

Любава старалась выглядеть весёлой, но это у неё плохо получалось, и когда все дружной гурьбой направились в лес на поиски цветка папоротника, она незаметно отошла от молодёжи и медленно пошла вдоль реки. Остановившись возле плакучей ивы, она обняла ствол дерева и горько заплакала. Неожиданно рядом с ней раздался тихий, нежный голос:
- О чём плачешь, красная девица?
Любава пригляделась. На одной из веток сидела русалка  - красивая молодая девушка с длинными распущенными волосами, в белом одеянии, с венкам на голове.   
Любава вздохнула:
- Вспомнила я своих братьев, сестру и стало мне грустно.
- Они умерли? - заинтересовалась русалка.
- Не знаю. Сестра пропала, братья пошли её искать и тоже пропали.
- Подожди меня здесь, спрошу других русалок и водяного, может быть кто-то, что-то знает, - предложила русалка и нырнула в воду. Прошло несколько минут. Наконец над водой появился тёмный силуэт. Но что это? Это не русалка. Это лохматый, весь покрытый тиной, бородатый старик с зелеными волосами.
- Водяной! - испуганно вскрикнула Любава и отшатнулась.
- Не бойся, я сегодня добрый и хочу тебе помочь, - проскрипел водяной.
- Ты знаешь, где мои братья и сестра? - спросила Любава.
- Нeт, но я хочу предложить тебе погостить в моём подводном, наполненном золотом и драгоценными камнями, хрустальном дворце. Таких богатств ты никогда не видела, будешь жить у меня да радоваться, - проскрипел водяной, протягивая к девушке свои руки с утиными перепонками между пальцев.
Любава испугалась, но виду не подала:
- Я у батюшки с матушкой одна осталась, бросить их не могу. Лучше подскажи, кто может знать, где мои братья и сестра.
- Твоё счастье, что я сегодня добрый, а то утащил бы тебя в свой дворец, - проскрипел водяной и добавил:
- Поговори с лешим, может он что-то знает, только без подарка к нему не иди, плохо будет. И ещё. Иди одна, если хочешь, чтобы он тебе помог.
Не успела Любава его поблагодарить за совет, как водяной исчез в тёмных водах реки.

Шла девушка по лесной тропинке, думала, как лешего найти, a он тут как тут - при свете месяца сидит на дереве старик с длинной бородой и лапти плетёт. Заметил он девушку и удивился:
- Ты зачем, красная девица, в мой лес пожаловала?
Поклонилась Любава лесному хозяину:
- Здравствуй! Принесла я тебе подарок.
Oна протянула лешему краюху чёрного хлеба, больше у неё ничего не было.
Леший улыбнулся:
- За подарок благодарствую! А чем я тебе помочь могу?
Рассказала ему девушка о своей беде и спросила, где ей искать братьев и сестру.
Задумался леший, потом сказал:
- Слышал я, как Баба Яга хвасталась, что у неё теперь семья большая. Вот у неё и надо спросить. И ещё мой тебе совет - постарайся найти цветок папоротника.
Поклонилась девушка хозяину леса и пошла дальше. А леший держал в руках подарок и смотрел ей вслед.

Любаве повезло, а может быть, леший помог. Не прошла она и десяти шагов, как увидела куст папоротника и заметила цветочную стрелку с бутоном, а как только подошла ближе, распустился огненный цветок. Любава сорвала его и хотела идти дальше, но в это время месяц скрылся за облаками, стало совсем темно. Девушка почувствовала, что очень устала. Она легла на траву и быстро уснула.

Любава проснулась с первыми лучами восходящего солнца. Весело щебетали птицы. Медведь принёс ей мёд, белочка - лесные орехи да ягоды. Она рассказала зверям и птицам о своей беде. Все в один голос советовали ей идти к Бабе Яге. Любава обернулась птицей и полетела. Долго ли, коротко ли она летела, то неведомо, но в конце концов оказалась перед избушкой на курьих ножках. Ступы и метлы нигде не было видно, Любава поняла, что Бабы Яги нет дома. Она превратилась в девушку и сказала:
- Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом.
Избушка повернулась, девушка зашла в неё и увидела Тихомира, Добромила, Мирослава и Светлу, которые мирно спали. Возле них сидел большой, чёрный кот и не подпускал Любаву подойти поближе. Она пыталась громким голосом разбудить братьев и сестру, но они продолжали спать. Чёрный кот с удивлением смотрел на девушку, потом грозно спросил:
- Ты кто такая?
Девушка поклонилась ему:
- Меня зовут Любава.
- А я страшный и ужасный Кот Баюн! - воскликнул кот.
- Ты совсем не страшный, а красивый, добрый кот и очень мне нравишься! - улыбнулась Любава и погладила кота.
- Мне никто таких приятных слов никогда не говорил, Баба Яга вечно мной недовольна и ругается, - пожаловался кот, потом вздохнул и спросил:
- Ты зачем сюда пожаловала?
- Я пришла за братьями и сестрой, - ответила Любава.
Кот Баюн опять вздохнул и поведал:
- Баба Яга с Кощеем поругалась, теперь она злая на весь мир. Хитростью заманила она в свои сети твою сестру и братьев и никогда их домой не отпустит. И тебя не отпустит. Теперь вы у неё навсегда останетесь жить.
- Помоги мне разбудить братьев и сестру, мы убежим пока Бабы Яги дома нет. Я и тебя с собой заберу, будешь в моей семье жить, мы котов любим, - сказала девушка.
Кот Баюн вздохнул:
- Каждый раз, когда Баба Яга улетает, она приказывает мне усыпить сказками твоих братьев и сестру. А разбудить их может только Баба Яга, я это делать не умею. Но я слышал, что в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне находится самый большой на свете камень - Алатырь. Из-под него вытекают реки. Вода из этих рек обладает целебной силой и помагает разбудить людей даже от непробудного сна.
- Надо найти этот остров и добыть целебную воду! - воскликнула Любава.
- У Бабы Яги есть волшебные кони, я попрошу одного из них помочь тебе, - предложил Кот Баюн.

Быстрее ветера мчался конь, на котором сидела Любава. Добрались они до острова Буян, нашли камень Алатырь. Девушка подивилась его красоте и огромным размерам, набрала целебной воды из реки, и волшебный конь вихрем поскакал в обратный путь.

Вернувшись в избушку на курьих ножках, Любава обрызгала целебной водой братьев и сестру. Они открыли глаза, но были ещё очень слабыми. Девушка напоила их целебной водой, и к ним вернулась их прежняя сила. Бросились они обнимать и целовать Любаву. Кот Баюн ходил вокруг них, довольно мурлыкал, а потом поторопил:
- Пора уходить, я слышу гром и стук, это Баба Яга возвращается.
Cели они все на волшебных коней Бабы Яги и быстрее вихря помчались подальше от избушки на курьих ножках. Оглянулась Любава, а Баба Яга за ними в ступе летит, пестом погоняет, метлой след заметает, того и гляди их догонит. Кликнула Любава на помощь птиц, прилетели они со всех сторон, свет белый застилают, мешают Бабе Яге догнать Любаву, её братьев и сестру. Разозлилась Баба Яга да несолоно хлебавши домой вернулась.

Ни в сказке сказать, ни пером описать, как были счастливы Радосвет и Горислава, когда увидели своих сыновей и дочерей живыми и здоровыми. Закатили они пир на весь мир. Потом стали жить-поживать, добра наживать, a их домашний Кот Баюн рассказывал всем желающим волшебные сказки.


Рецензии
Добрый вечер, Татьяна! Прекрасная сказка!

Ольга Сангалова   05.02.2024 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо. Приятно, что понравилось.

Татьяна Карелина7   14.02.2024 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.