родительские мечты
Перспектива работы дворником меня в детстве очень пугала. В моем детстве дворниками работали, в основном, езиды. Это были в большинстве своём, малограмотные люди, существующие в своём замкнутом не понятном для нас культурном пространстве, традиции которого, по-видимому, препятствовали им стремиться к образованию. В школе, в которой я учился, езидов было много. Но обычно уже к пятому, шестому классу их оставались единицы. Девочек рано выдавали замуж, а мальчики все без исключения плохо учились, и часто оставались на второй год.
При таком подходе к жизни у них действительно было мало шансов даже просто окончить школу. К пятому классу я сблизился с двумя братьями езидами. Их звали Халик и Алик. Они не были одногодками, но почему-то учились в одном классе. Жили они на улице Бакрадзе в подвале, и я, попав туда однажды, был поначалу удивлен тем, что люди оказывается могут жить в подвалах, однако в то же время был и заинтригован романтикой подвальной жизни.
Почему жизнь устроена так, что одни люди живут в подвалах, а другие в обычных квартирах - этот вопрос возникал голове сам собой, но конечно, ответов на такие сложные жизненные вопросы у меня в ту пору не было. На ум приходили лишь слова мамы, - не будешь хорошо учиться станешь дворником. Честно говоря, дворником становиться не очень хотелось, поэтому приходилось соглашаться с железной логикой мамы. Вот и жил как между молотом и наковальней, как и все мои сверстники, вынужденные скучать дома за выполнением домашних заданий, когда более беспечные, но безусловно более безответственные наши товарищи, которых почему-то не пугала работа дворником, играли во дворе в футбол.
С возрастом я понял, что в жизни существует одно серьезное противоречие, с которым приходиться так или иначе сталкиваться всем - это противоречие между тем, что мы хотели бы делать и тем, что мы делаем в действительности. Поверьте, более отвратительного в своей несправедливости противоречия в жизни я не встречал. Это и есть, видимо, та ложка дегтя, о которой так часто напоминает нам жизнь.
Так что учитесь дорогие мои, если не хотите жить хуже, чем этого заслуживает человек. Кстати, со временем и езидская культура в Тбилиси очень изменилась. Пришло новое время и среди дворников почти не осталось езидов, зато теперь многих грузин можно встретить с метлой в руке. О времена, о нравы! Позже я поступил в университет и потерял из виду многих моих одноклассников. Несколько позднее я узнал, что Халик умер от передозировки наркотиков, а Алик ушел в армию и за что-то угодил в дисциплинарный батальон на целых шесть лет. Больше я его уже не видел…
…После окончания школы мне, честно говоря, хотелось чуть-чуть осмотреться, немного отдохнуть, но разве я имел на это право. Это даже не обсуждалось. Подготовка к институту началась уже в школе, поэтому ни о каком отдыхе и речи быть не могло. Конвейер остановить было нельзя. Возьмёшь паузу значит слабак, не выдержал, обгонят сверстники и надменно помашут рукой, что будет означать просто то, что тебя записали в неудачники и что теперь тебе место на заводе, среди таких же обиженных судьбой. Конечно, кому бы понравилось, чтобы о нём так думали, поэтому всеми правдами и неправдами хотелось не ударить лицом в грязь, попасть в заветную компанию избранных под названием студенты. Как красиво звучало это слово на фоне скучного и бесперспективного слова - школьник, подчёркивающего твою возрастную ущербность.
Ничего, думал я в такие минуты, вы ещё меня узнаете какой я. Я не выбьюсь из строя, не подведу родителей, ведь, им этого хочется даже больше чем мне. По выражению их лица было понятно, что они ждут не дождутся возможности гордо сказать эту долгожданную фразу - наш сын стал студентом. И я хотел сделать им этот подарок, очень хотел. Поэтому, когда я сдал, наконец, все экзамены я был очень горд и доволен, что не подвёл, не опозорил, не дал злым языкам повода позлорадствовать. Это было главное. Неудачников никто не любит. На них воду возят. Этого-то, наверное, не хотелось в первую очередь.
А вы думаете в 17 лет люди по-другому думают? Они делают осознанный выбор? Не знаю, но, в основном, их заботит другое не отстать в соревновании по имени жизнь и постараться прийти к финишу, если не первым, то где-нибудь в престижной компании успешных плейбоев, и уж, по крайней мере, не затеряться, быть на виду, быть в строю и идти в ногу с жизнью. Вот что в действительности движет людьми. А всё остальное вторично…
Свидетельство о публикации №220070300380