Хорошая традиция - начинать лето Соловьиной трелью

 Хорошая традиция - начинать лето «Соловьиной трелью»…
   
  У фестиваля  авторской песни «Соловьиная трель» юбилей - 10 лет.

   Хотя… почему, собственно, десять? Ведь нынешний фестиваль, если начать отсчет c первого, 1988-го года‚ - уже одиннадцатый по счету. 1988—1998 - это, конечно, юбилей, но десятую годовщину фестиваля «Соловьиная трель» любители авторской песни отмечали все-таки прошлым, а не нынешним летом. Впрочем, по размаху и зрелищности оба последних фестиваля, вне сомнения, праздничные. Пожалуй, даже чересчур. Фейерверки и дельтапланы, парашютисты и прочие дорогостоящие  удовольствия , торжественное открытие с присутствием первых лиц области. Мэтры утверждают, что  такое можно увидеть только в нашем славном соловьином крае. Что делать, если такая маленькая слабость у некоторых из организаторов фестиваля присутствует - делать все на широкую ногу?
   
 Что касается дорогих призов победителям фестиваля — роскошных телевизоров и музыкальных центров, то это тоже добрая традиция всех наших (не только фестиваля авторской песни) молодежных мероприятий, да и барды народ небогатый - им не жалко. А вот люди не всегда понимают, говорят: «пир во время чумы». Не знаю, не берусь судить, какие элементы и атрибуты из этого яркого зрелища стоило бы исключить, а какие оставить, но за 10 «трелевских» лет фестиваль, видоизменяясь и обрастая традициями, стал именно таким — многолюдным, ярким, праздничным.
 
  Бардовская песня плюс народное гуляние. Несовместимо? Оказалось, что совместимо. Народ (особенно юная его часть) жаждет праздника, отдыха от жизненных проблем, учебы и работы. А здесь, в Дичне, именно тот райский уголок, где все люди — братья, где можно встретиться,  со  знакомыми,  с которыми  много лет  в городе не  сталкивались:  стоит  подойти на звуки гитары и свет костра к любой стоянке - и наверняка наткнешься на своих. А уж торговые точки, какой доход за эти три дня имеют! Интересно, кто-нибудь когда-нибудь подсчитывал количество съеденного и выпитого на «Трели»?
 
  За столько лег выработался четкий механизм проведения фестиваля, все  элементы  отработаны, все идет  и катится почти само собой (даже организаторы  Алла Чертова, Александр Шестяряков‚ Сергей Локтионов признают это).  Хлопот, труда за всем этим стоит немало, но сбоев практически не бывает. Бывают издержки.Многочисленный ОМОНовский отряд нес свою службу день и ночь,  paботая истово, но иногда и переусердствуя. А  уж ГАИ!..  Ha обратном пути с «Трели» нашу машину останавливали в течение 5 минут четыре раза - зa каждым поворотом ждал свой патруль.
   
 Впрочем, «Соловьиная трель» - это  еще и романтика  звездных  летних вечеров и ночей, запах костра, звуки гитары, точные строчки — прямое попадание в душу, плечо друга, на которое можно опереться, сидя прямо на траве фестивальной поляны во время ночного концерта...  А для кого-то фестиваль - это судьба, это «быть или не быть», строгие и доброжелательные судьи, путевка в жизнь...
   Быть услышанным - вот чего больше всего жаждет каждый начинающий автор, и здесь его слушают, помогают, подсказывают.
 
 Авторская песня не может быть профессией (противоречит самой ее природе), и у большинства мэтров есть профессия основная, которая кормит (иные даже занимаются тем, что трудно, казалось бы, совместить с творчеством - предпринимательством), но на скольких фестивалях они умудряются побывать за год, на скольких концертах! Так нельзя поступать со словами...»‚ «...Есть замечательная строчка - развитие сюжета, но что дальше, где движение?..»‚  «...Куража не хватает...», «...У тебя xopoшая,  сдержанная мужская манера исполнения, без тоски н надрыва...», «…Есть строчки, ради которых пишется вся песня. Пусть она будет одна, но та, которую нельзя забыть…»
 
   Вот уже который год подряд я сижу на  творческих мастерских, впитываю и записываю. Зачем? Ведь я никогда не писала и не собиралась ни писать, ни петь авторских песен. Мне просто безумно интересно здесь, и я понимаю людей, тесно обступивших  скамейки, где происходит  это — святая святых. 
 
  Многие фестивали уже отказались от творчески мастерских, заменив их просто конкурсным отбором,но на «Трели» идет учеба, мэтры делятся с молодыми тем, что накоплено, «разбор полетов» проходит без нравоучений, порой мягко, порой достаточно конкретно, но всегда не обидно.
   
 Мне нравится, как ведут мастерские все мэтры - Вадим Егоров, Виктор Байрак, Михаил Коноплев, Борис Вахнюк, но в мастерской, которую ведут три Сергея — Каплан, Кучма, Татаринов, я задерживаюсь  дольше всех. Они
удивительно дополняют друг друга — умница и добряк Каплан, едкий и ироничный (но это только сверху, на самом деле — мягкий и ранимый) Кучма и мое открытие нынешнего фестиваля - достаточно уже известный поэт Сергей Татаринов (его сборник стихов - просто откровение!)«… Слеза у порога» - это, конечно, красиво, но не больно...». Бережное отношение к слову - основа основ авторской песни, и мэтры умеют объяснить это молодым.
   
  «...Если б соединить ее ум и его темперамент...», -
размышляет вслух Сергей Кучма. И по другому поводу: «Много неоправданных
пауз...»  И еще: «Драма на ровном месте. Ведь ничего не происходит...» А вечером концерты — конкурсные, гостевые, концерт жюри «Звездопад», сольные концерты мэтров, «Чайхна», как всегда, блестяще проведенная Байраком...  У каждого барда есть, оказывается, в арсенале что-то и на этот случай - «Чайхана» - бардовский вечер юмора. А когда уже совсем светает, для самых стойких – дискотека «Золотого теленка». «Ночи бессонные, ночи безумные...» Откуда только силы берутся? «Я ненавижу авторскую песню, особенно если поутру...» — это Сережа  Каплан. Лукавит. Они все эту самую песню обожают, живут ею и готовы слушать  в неограниченном количестве.

   Мне проще, чем многим моим коллегам - я обхожусь без интервью. Что-то интересное всплывает промеж дела, например, во время мирной, ленивой беседы за завтраком. Нежно любимый мною Александр Софронов (как и многие его друзья и поклонники, я очень порадовалась, узнав, что дуэт Софронов – Аристова стал не просто творческим альянсом, a супружеским дуэтом. Светлана очаровательна, искренна, искриста, юна и светла), пожалуй, выдал квинтэссенцию того, что говорили мне его товарищи, сравнивая «Соловьиную трель» с другими фестивалями:

- Ha «Трели» еще сохранилось творчество, тогда как многие прославленные в недавнем прошлом фестивали грешат заорганизованностью. Здесь до сих пор открываются яркие, новые имена. Ha той же «Груше» этого уже нет, и вообще несколько сотен тысяч  человек  для фестиваля авторской песни — это уже многовато...

  Увы, столь камерному жанру, как бардовская песня, безусловно, вредны такие грандиозные масштабы, но  и наша «Трель» год от года становится все более массовой — одних машин на стоянке сотни и сотни, людей десятки тысяч, но вряд ли кто знает способы что-то изменить. Как отличить любителей просто потусоваться от тех, кто приехал собственно на фестиваль, и какие тут могут быть запреты? А` может, это и неплохо? Все равно ведь флюиды творчества доходят до костров с  шашлыками и утомленных жарким солнцем и обильными возлияниями граждан и наверняка влияют благотворно?
 
Сергей Кучма тоже похвалил «Трель», но считает, что конкурсная основа - враг творчества: «Лучше  б деньги, потраченные на роскошные призы, пустить нa то, чтобы помочь приехать на фестиваль молодым, но многообещающим бардам. Председатель курского КСП «Здравствуй!» Александр Шестеряков давно это предлагает, но идея, видимо, не всех устраивает». `И еще барды уже второй год удивляются столь мощному кураторству над фестивалем: «Сам губернатор взял под опеку фестиваль авторской песни - это действительно редкость, и редкость приятная».

Новая песня Шухрата Хусаинова, как всегда, покорила дам (Шухрат их так понимает!), так же, как и песни Саши Софронова. Долго не отпускали Кукина (какому роскошному рок-н-роллу конца 40-х научил меня на предыдущей «Трели» этот бывший тренер по фигурному катанию и чемпион конкурсов бальных танцев!), Гарина, Мишуков, Сергеева, Суханова, Егорова, Васильева, Baхнюка, гитарных дел мастера (почти что гитарный Страдивари!) Олейниченко...  Юные поклонницы борются за право обнять душку Каплана ...
 
Но были и новые имена. Чуть ли не всеми победителями конкурса стали дамы: Нина Конецкая из Санкт-Петербурга (Гран-при), Алина Пахомова (Симферополь), Ольга Белугина (Kaлужская областъ), Татьяна Сас(Санкт-Петербург), a также Игорь Ли(Ялта), квинтет из города Ступино, дуэт «Старое-доброе» из Воронежа... Наши куряне тоже запомнились. Пять  человек участвовали в конкурсе, правда, лауреатом не стал никто. Великолепный ансамбль «Бедные родственники» нашего КСП «Здравствуй!» выступал  вне конкурса. Попурри  из песен Михаила Сероусова, Алексея Ишунина, Андрея Ягодина, Алексея Баркатунова, Сергея Пепинавы, Александра Шестерякова имели большой успех у зрителей...
Оба заключительных концерт (и на фестивальной поляне, и в драмтеатре) были великолепны. Наверняка теперь «прицепятся» мелодии и строчки, которые будут напеваться целый год.

  Итак, «Соловьиная трель-98» позади, пошел второй десяток лет истории курского фестиваля. Каждый вспоминается по-своему, и не только фоном – дождливым, жарким и т.д. Это кусочек жизни, кусочек лета, кусочек души. Добрая традиция начинать лето «Соловьиной трелью». Соловьи в этом году пели удивительно звонко, комаров не было совсем, a ландыши  зa забором «Дубков» (как же без них? Традиция!) уже отцвели, но я все-таки умудрилась (из принципа) найти несколько совсем свежих, трогательно незащищенных и юных.

(«Курская  правда», июнь, 1998 год)


Рецензии
Как всегда у автора, предельно ясно, последовательно, интересно. Авторская песня всё-таки стала профессией или дополнительным заработком для ряда наиболее удачливых в коммерческом плане исполнителей. Это естественно и правильно.

Виктор Антонов 2   07.12.2020 23:04     Заявить о нарушении