Как я читал Мастера и Маргариту

Дело было у Валерия Петровича Шпилёва в университетской общаге номер восемь, что находится в центре Васильевского острова. На втором этаже мы играли с ним в шахматы. Блицевали «со звоном». Часами. Сутками. Напролёт. До ста сорока партий непрерывно!!
Это я так «готовился к экзаменам» на сессиях.
Надо отдать должное Валерию Петровичу.
Пара-другая его реплик стоили порой целого университетского курса.
Только Володя Лисицын в Архангельске произнёс мне однажды текст, который оказался равен полному университетскому курсу. По крайней мере для меня.
Не обижу читателя, процитирую дословно: «Хватай экзамены и зачёты!»
Вот я их и «хватал» по семь-десять и даже одиннадцать в день!
А к такому дню готовился в матчах с Валерием Петровичем.
Подлинным гуру. Настоящим учителем.
У Геннадия Александровича я учился в общей сложности тридцать лет.
У Валерия Петровича только семь.
Но какие это были уроки!!!
И вот однажды он дал мне в руки самопальный переплет, практически переплетенный сгусток журнальных страниц и сказал: «Почитай, пока я занят!»
Я глянул на обложку.
Доселе неведомый мне набор букв: «Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита» И далее сразу глава первая: Никогда не разговаривайте с неизвестными»
Я начал читать описание какой-то аллеи, каких-то двух граждан, но текст мне сразу не занравился.
Я пришёл настроиться на экзамены, оторваться «по полной», повыпендриваться и повыёживаться, блеснуть останками псевдоинтеллекта, завернуть десятки усвоенных на уличных схватках новых сравнений, метафор, образов…
В общем расслабиться и отдохнуть в общении с умнейшим собеседником.
Глядишь, и подарит какое-нибудь новое чудесное изречение.
А тут… скукотища!
Так бездарно тратить время!
Неужто я всё ещё недостаточно «начитанный»?
Сколько можно!?
Прошло полгода и в гостях у Бориса Самойловича – он тогда ещё жил на улице 1905-го года (в Москве, конечно!) я имел удовольствие лицезреть черно-белый карандашный рисунок на листе бумаги во всю дверь! В центре было изумительно изображённое Лицо, а вокруг него несколько фигурок поменьше.
Борис Самойлович любезно просветил: это иллюстрация к роману Булгакова «Мастер и Маргарита»! Не читали? Я признался сразу: не читал. – Вот, продолжал Борис Самойлович, - это сам Мастер, он же Воланд! Вот это Азазелло. Вот Коровьев – Фагот. А вот это наизанятнейший персонаж – Кот Бегемот! Ну а это сама Маргарита!
Он остановился…
Мы оба были немного стеснены во времени и поэтому я поспешил откланяться.
Наконец. Спустя пару-тройку месяцев мне довелось вылетать из Архангельска в Свердловск но рейсы задерживались и я вынужден был несколько часов коротать на чемодане в центр зала аэровокзала. На моё счастье у меня с собой был подаренный мамой по случаю свежий томик Булгакова. А мв нем как раз сам роман. И вот в аэропорту я наконец смог преодолеть первые пять страниц ужасно скучного текста. Так тяжело мне однажды дались первые пять страниц романа Достоевского «Идиот». Понятно. Что идиотом во всех этих случаях был именно я сам. Но как преодолевать собственный идиотизм – нигде толком не описано.
Понятно, что под влияние Михаила Афанасьевича я всё-таки угодил.
Уже много позже, спустя почти тридцать лет я узнал, что вся моя семья по бабушкиной линии росла и развивалась в одном коротеньком квартале от дома, где вырос сам Михаил Афанасьевич!! Что именно путь от его дома до Сенного рынка пролегал по нашей родной Обсерваторной улице!  Что рона и мама прямо таки ежедневно ходили точно там же. Где ранее перемещался он сам. Более того, в 1918 году и далее мой дед вполне мог с ним пересекаться взглядами! А может быть и пересекался.
Ах! Как много вопросов у меня возникло к Роне. Маме и Мише, когда никого из них уже не осталось!
Сейчас я понимаю, что читать меня также трудно поначалу, как и Михаила Афанасьевича. Трудно вчитаться. Трудно привыкнуть к этому жёсткому ломанному стилю. Увы. По другому я писать не хочу.
И пока еще не родился, видимо художник. Который подарит великому мастеру картину с изображением моих героев. Чтобы однажды робкий, застенчивый, стеснительный молодой человек услышал от Маэстро:  «Это иллюстрация к роману Ратушного «Кристалл любви». Не читали? Вот бородач-геофизик, вот Рысь, вот малахитовое подземелье, вот башенка из города Кыштым. А вот это – та самая Хозяйка…»
Ведь до такого текста, как «Откуда ствол?» ещё надо дорасти!


Рецензии