Отдай оппоненту право первого хода

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Сейчас я читаю книгу Иеремии).


Б. 2:9-13: Разбитые водоемы

2:9: Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.

В пятом стихе Бог предложил евреям сказать, какую неправду они нашли в Нем. После того, как они не смогли ответить на это, Он начинает судиться с ними. Т.е. в процессе суда и взаимных обвинений Бог дает человеку право первого хода.

Стратегия для разрешения конфликта между людьми: дай сопернику высказаться и обвинить тебя первым, сам предложи ему это сделать. Так судился с евреями Самуил.


2:10: Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему?

По словам Иеремии, другие народы не поступают так, как поступили евреи, оставив своего Бога и сменив Его на других богов. Язычники могли добавлять в пантеон новых богов или менять их приоритетность, но обычно они не удаляли своих богов, не оставляли их совсем.

• Т.е. во-первых, так не принято поступать. Бог даже предлагает посетить острова Хиттимские и Кидар, чтобы найти что-то подобное.
• А во-вторых, это неразумно – менять «славу свою на то, что не помогает» (ст.11). Об этом и 13-й стих.


2:11: переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.

Божья слава такая, что помогает. Помимо того, что она славная, блистательная, великолепная, красивая на загляденье, она и полезная, см. перевод РБО: «променял свою Славу на идолов бесполезных». Хотелось бы найти библейские тексты, где бы говорилось о встрече с Богом и Его славой в таком ключе: чтобы человек одновременно и был впечатлен Божьим великолепием, и получил пользу от этого богоявления.

В переводе РБО «слава» написано с большой буквы (и «источник» чуть дальше тоже), т.е. подразумевается Бог. В таком смысле это слово употреблено еще здесь:

• и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Пс.105:20
• и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Рим.1:23


2:13: Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

Для людей, живущих в засушливой местности, эти слова имели особенную силу. Источник воды решал вопрос выживания. Постоянно действующий источник был редким сокровищем, которым очень дорожили. Невозможно представить себе, чтобы кто-то добровольно оставил его, променяв на водоем, который не то, что не подает свежую воду, но и не удерживает ту воду, что в него нальют. Именно это сделал Израиль, оставив своего Бога. Он выбросил все и нашел взамен ничто.

Какие сегодня могли бы стоять аналогии в таком контексте: выкинули из автомобиля мощный и надежный современный двигатель, заменив его треснутым паровым котлом.

О Боге как об источнике:

• Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. "Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой". Иер.17:13
• ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Пс.35:10
• а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Ин.4:14

В чем именно заключаются «два зла»? Есть просто идолопоклонство, которое зло само по себе. Но обычно неверующие люди им занимаются, не зная альтернативы. Израиль же имел связь с живым истинным Богом. Оставление Его – это первое зло, переход к идолопоклонству – второе зло.

Бог дает уверовавшему в Него благодать на благодать, если же этот уверовавший избирает идолов вместо Бога – он совершает зло на зло. Поэтому в притче Иисуса сказано о категории людей, которые «биты будут больше».

04.07.2020


Рецензии