Великий, могучий

 Рассказ №13 из цикла«Кусочки жизни».

«Институт русского языка имени Виноградова пытался предотвратить грамматическую ошибку в бюллетене общероссийского голосования по поправкам к Конституции», –  заявила в эфире «Эхо Москвы» кандидат филологических наук Ольга Северская.

Ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая заявила РИА Новости, что в бюллетенях нет ошибки с точки зрения лингвистики. По ее словам, фокусироваться нужно не на стилистике, а на смысле.
В естественной речи мы часто используем такие конструкции с пропусками, это облегает понимание, ускоряет обмен информацией», — заявила Русецкая.

Взято из СМИ.

Легко им рассуждать: специалисты русского языка. Да и бюллетени сегодня есть, а завтра их нет: закончился «Одобрям-с!» А вот как мне каждый день выходить на улицу с  трехлетним громкоголосым внуком, который освоил «естественную речь».  Хотя мне не очень понятны слова об этой самой речи. Как «естественная речь»-то проникла на печатную страницу официального документа? Оставим бюллетени. Только «в конструкции с пропусками» у моего внука исчезают не только слова, но и отдельные буквы. Я не являюсь сотрудником ни одного  из вышеперечисленных институтов, поэтому ответить на вопрос о словах, коими называет предметы мой внук, не могу. Но это явно не синонимы, не антонимы, не омонимы. Может, какие-нибудь омографы или омофоны? «Ай донт андестэнд»,  – так говорит мой старший внук, который учится в «Школе для одаренных детей». Каких только названий не придумают! Лучше бы учили лучше. А то на удаленке по кнопочному телефону он сдает хореографию и физкультуру, соседи снизу недовольны. Мальчик уже тяжеленький!  Мать не виновата, что планшет у ребенка сломался, а ремонтные мастерские и магазины не работают. Вот такой «Гранд батман» в этом учебном году. И мне нашелся «гранд батман» в этом сезоне!

Моя дочка ходит на работу. А я, бабушка – пенсионерка сижу с трехлетним внуком дома, так как в условиях пандемии короновирус добрался до нянечек и воспитателей нашей дежурной группы.  Внук каждый день просыпается с вопросом: «Батыет садик? Я чу садик». А после того, как узнает, что садик на карантине, он начинает желать здоровья двум воспитательницам, нянечкам, медработнику, музыкальному работнику и еще кому-то, про кого я уже не понимаю и не слушаю. Он старательно загибает пальчики, перечисляя имена и отчества всех этих уважаемых дам, но путается и несколько раз начинает все заново, боясь, что кого-то пропустил. Отменить это нельзя, ведь желать здоровья людям – дело благородное: «Баби, да? Я – лдец». Конечно, молодец.  Но все это много времени занимает, поэтому мы никак не можем быстро собраться и выйти из дома «мами», чтобы дойти до дома «баби», где остался один больной «деди». 
У подъезда в масках на двух скамеечках, стоящих по разные стороны дорожки,  сидят две соседки, одна из которых бабушка двухлетней Маши. Внук любит гулять  с Машей. Он громко и радостно кричит: «Евет! Я Масу чу!» Внимательно выслушав сообщение о том, что она еще спит, он сказал, глядя в глаза Машиной бабушке : «Я Масу @блю . Вечером». Вот только слог «лю» в слове «люблю» он заменяет одной единственной гласной «е». Соседкам смешно, и они начинают придуриваться, что, мол, плохо слышат и надо повторить. А малыш и рад стараться: «Я Масу вечером @блю!”

 Я уже уговорила его идти смотреть экскаватор, который рядом с домом рыл траншею, как мимо нас в подъезд прошла молодая женщина с сумкой на плече. Внук сразу забыл про Машу и гордо произнес: «Тётя! Сука!» Женщина оглянулась и произнесла: «Совсем что ли из ума выжили? Вы чему ребенка учите?». Соседки повернулись и набросились на меня: «Почему он у тебя девицу обозвал?» Пришлось рассказать, что мы теперь с ним в магазин не ходим, так как  «Баби! Сука! А мами! Капет!», что в переводе на общепринятый язык означает, что у бабы в руках сумка, а у мамы – пакет.  Он вчера в «Пятерочке» у кассы каждой женщине это сказал. Ходил и повторял всем дамам с сумками: «Тетя! Сука!» Правда, они все решили, что предложение, которое он произносит им, содержит тире. Как бы «Тетя – сука!» Ох, и наслушалась я о себе. Я даже не выдержала и громко и внятно сказала «Успокойтесь вы! Сука – это сумка, а капет – пакет». Только так и затихли», – закончила я свой рассказ. «Ребенок!» – заявили соседки и  дружно закивали головами. Это я им еще не рассказала, что услышу в маршрутке!

Внучок из всех игрушек признавал  только машинки. Он цеплял их одну за другую при помощи крючка из скрепок, который ловко делал сам, и возил по полу, издавая сигналы. Он делал поезд! Трамвай он тоже относил к поездам. Вот сейчас мы и должны будем ехать в маршрутном такси по дороге рядом с трамвайными путями. И каждый трамвай внук будет приветствовать радостным криком. И все бы ничего, да только вместо слова «поезда» он пока будет кричать: «П@зда!». Вы не пробовали быть бабушкой малыша, который в маршрутке довольно-таки часто кричит: «П@зда!»? Не рекомендую!

«Товарищи ученые, доценты с кандидатами!» – так писал Владимир Высоцкий. Но давно. Теперь, наверное, господа? Честно, не знаю, ну, да мне все равно. Вот я точно знаю, что нецензурным словом мой внук называет поезда и считает, что это слово означает «поезда», не вкладывая никакой другой смысл. Так в данном случае эти слова синонимы, что ли? Интересно здесь уместна фраза «фокусироваться нужно не на стилистике, а на смысле», которая от специалиста из Государственного института русского языка имени Пушкина. Или может надо лучше обратиться к сотрудникам Института русского языка имени Виноградова?

 Все совпадения случайны, и, даже, для меня будут неожиданны.

А вот закончить хочется хиленький рассказик цитатой из стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Русский язык" (1882): «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!. . Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

  Это гимн русскому языку! Великому, могучему, многострадальному


Рецензии
Ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая занималась оправданием безграмотности. Привычное холуйство перед властями.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   04.07.2020 16:31     Заявить о нарушении