de omnibus dubitandum 51. 107

ЧАСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ (1722-1724)

Глава 51.107. ВО ИМЯ ХРИСТИАНСТВА…

    12 сентября 1723 года в результате русско-иранской войны* был подписан договор, по которому провинции Гилан, Мазандаран, Астрабад, а также города Баку и Дербент переходили в подчинение России.

*) Первый Персидский поход (1722-1723).
Спустя 8 месяцев после окончания Северной войны, в мае 1722 года, Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] I выступил в Персидский поход. Поводом к нему послужил факт ограбления в Персии русских купцов на общую сумму 500 тыс. рублей. Причиной же столь решительных действий стало стремление овладеть берегами Каспия и упредить выход к ним Турции. В тот период Персия пребывала в состоянии развала и анархии. Слабость персидского государства открывала путь турецкой экспансии в каспийский регион. Это никак не устраивало Россию, которая сама стремилась контролировать зону Каспия. Следует отметить, что еще в 1721 году почти все князья Дагестана присягнули на верность русскому императору, а картлийский царь Вахтанг VI просил ввести русские войска в Грузию. В Персидском походе участвовало около 50 тыс. чел., в том числе 5 тыс. матросов, 22 тыс. пехотинцев, 9 тыс. конницы, а также иррегулярные войска (казаки, калмыки и др.). Поход, как и многие другие инициативы Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)], был подготовлен в жуткой спешке, что в дальнейшем сказалось на его результатах. В июле 1722 года огромная флотилия из 274 судов во главе с императором выдвинулась из Астрахани через западный берег Каспийского моря. Одновременно вдоль побережья Каспия из Царицына, через калмыцкие степи шла конница, состоящая из регулярных войск, украинских (черкас) и донских казаков, а также местных кочевников. Современный историк Игорь Курукин определяет общую численность русского экспедиционного корпуса в 40-50 тысяч человек. Соединившись в районе Аграханского залива, русские двинулись к Дербенту, в районе которого нанесли поражение войскам утемишского султана Махмуда. 23 августа 1722 г. наиб Дербента вручил Петру [Исаакию (Фридриху Петеру Гогенцоллерну)] ключи от крепости. На этом кампания 1722 г. фактически завершилась.
Дальнейшее продвижение войск Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] на юг остановила морская буря около острова Чечень, в результате которой погибли суда с продовольствием. Это событие имело фатальные последствия, поскольку за ним последовали и другие неудачи: в Баку, в отличие от Дербента, местные власти не позволили русским войскам войти в город.  Сломить их сопротивление не было сил — отчаянно не хватало провианта, коммуникации оказались растянутыми, местные жители враждебно смотрели на пришельцев с севера. Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] понял, что вопреки его надеждам поход затянулся, и в октябре 1722 года вынужден был отбыть в Астрахань, чтобы готовить военную кампанию на следующую весну. Небольшим утешением для него в конце 1722 года стало взятие Решта — главного города персидской провинции Гилян на южном Каспии. Следующая задача — заставить Персию по итогам прошлогодней военной кампании передать России две провинции: Ширван (территория от Дербента до устья реки Кура) и Гилян. В месте впадения Куры в Каспийское море Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] намеревался построить большой торговый город наподобие Таганрога на Азовском море и Санкт-Петербурга на Балтийском. С городом не получилось, но удалось договориться с турками и персами: в сентябре 1723 года персидский посол Исмаил-бек после длительных переговоров подписал Петербургский мирный договор, согласно которому Россия получила все западное и южное побережье Каспия. Этому немало способствовала удачная военная операция генерала Михаила Матюшкина, в результате которой в июле 1723 года русские войска овладели Баку. Персидский поход стал последним военным предприятием неугомонного русского монарха — в 1723 году из-за тяжелой болезни он не смог участвовать в его продолжении. Тогда Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] оставил в Дербенте гарнизон под командованием полковника Юнкера, а сам с войсками двинулся пешим путем обратно в Россию. В войсках сохранялась жесткая дисциплина. В частности, отказ больному в месте на телеге карался смертной казнью. По дороге у реки Сулак царь заложил новую крепость Святой Крест для прикрытия российской границы. Оттуда Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] отправился в Астрахань морским путем. Дальнейшими военными действиями на Каспии руководил генерал Матюшкин. Они фактически свелись к высадке русских десантов на западном и южном побережье Каспийского моря. Одновременно велись переговоры с персидским правительством. Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] предлагал персидскому шаху Тахмаспу помощь в борьбе против Турции, афганцев и других агрессоров. За это царь требовал от шаха уступить России восточное и южное побережье Каспия.
Однако скоро выяснилось, что отторгнуть персидские провинции оказалось проще, чем управлять ими. Как отмечает современный историк Игорь Курукин, уже «предстояло думать не о путях в Индию, а об установлении реального контроля над полосой в 50-100 верст по западному и южному берегам Каспия». Местное население относилось к русским войскам явно недружелюбно, в новых провинциях Российской империи фактически началась партизанская война.

    Так получилось в том числе и потому, что аборигены еще помнили (фантазиями романовских фальсификаторов и их современных продолжателей дипломированных горе-историков - Л.С.) грабительский поход атамана Степана Разина «за зипунами», случившийся за полвека до этого. К тому же внес свою лепту тяжелый местный климат (постоянная жара и заболоченность), непривычный для русского человека. Наши войска на вновь присоединенных территориях объединили в Низовой корпус, личный состав которого чаще погибал от местных болезней, чем от боевых действий с персами. О трудностях и проблемах, с которыми пришлось столкнуться на южном побережье Каспия его солдатам и офицерам, подробно написано в книге Игоря Курукина «Персидский поход Петра Великого: Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735)».

    10 ноября Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] I издал указ о выделении земель на этих территориях для переселения туда армян. Этим указом царь принял решение «во имя христианства» проявить милосердие и взять армянский народ под свое покровительство.

    22 февраля 1726 года императрица Екатерина издала указ о удостаивании армян высочайшей благосклонности и покровительства.


Рецензии