случай в пути

Случай в пути

В главах с I-й по III-ю  книги XII-ой "Путешествия Антиохийского патриарха Макария в Россию в середине 17 века, описанного его сыном архидиаконом Павлом Алеппским" сообщается об их поездке в январе месяце в Саввин монастырь, находящийся на берегу реки Москвы в 40 верстах от столицы.
 На обратном пути мы, пишет Павел, "ехали по реке Москве... терпели холод, при ветре и обильном снеге, и видели на дороге замерзшего человека, который стоял на месте - страшно было смотреть на него! Вечером мы прибыли в город".
Я читал эту книгу лет 20 назад, мне запомнился этот эпизод, и я хотел вставить его в сценарий "Вагончик тронется". Я представлял, что, приблизившись к замерзшему человеку, стоящему на обочине дороги, обоз по просьбе сирийцев остановится; патриарх, его сын и купцы, приехавшие в Россию вместе с патриархом, подойдут к человеку, и во время его осмотра кто-нибудь скажет: "Он шел... шел...  Но ведь этого не может быть! Они взяли мертвеца, облили водой, заморозили как бы идущего и поставили тут. Для смеха. Московиты шутят! Ха-ха-ха!"
Когда обоз снова двинется в путь, Павел, все еще пребывая под впечатлением от увиденного, подумает: "Нет. Московиты не шутят". Он будет вслушиваться в непонятные ему русские слова песни, доносящейся из едущих позади него саней.

В снежочках вьюги гудят.
В лесочках сосны звенят.
Румянцем щеки горят
А у девчат и робят.

 Эхма!

А как пройти-проехать в Китеж-град?
О том святые молчат.
Вот Рождество, - говорят.
Христос средь нас! - говорят.

Эхма!

Павел подумает, что эта песня об "эхма", что "эхма" - шарообразное, в несколько слоев обвитое черными волосами нематериальное существо, живущее глубоко под землей: клубок волос размером с голову ребенка. И надо будет спросить, чем оно питается и много ли их в природе. Затем Павел вспомнит о замерзшем человеке: "Придет весна, он оттает и продолжит свой путь".


Рецензии