О пользе или бесполезности Чёрного квадрата...

       Хочется поделиться мыслями, которые пробудил во мне Михаил Михайлович Рожин своей замечательной статьёй "Польза чёрного квадрата".
       Михаил, Вы талантливы уже тем, что Вы объективно мыслящий реалист.
       Ваш постскриптум говорит об этом: "PS. 1). Наталья, конечно, сильно завысила оценку моего текста. 2). Сколько же таких малевичей "творят" сейчас по России! Да и по миру тоже!"
       Начав с размышлений о том, почему "Чёрный квадрат" Малевича многие считают шедевром, Вы продолжили эту тему умным философским умозаключением, - "если человек только называет и не может объяснить свои чувства, то их, этих чувств, либо у него нет, либо у него есть какая-то скрытая позиция, в которой «неудобно» или нельзя признаться", - а закончили не менее умным и говорящим о хорошем Вашем интеллектуальном и психическом здоровье замечанием: "Сколько же таких малевичей "творят" сейчас по России! Да и по миру тоже!"
       Если уж всерьёз говорить о "Чёрном квадрате" как о якобы шедевре, то здесь я хочу сделать две маленькие заметки.
       Во-первых, шедевром может быть буквально всё: это зависит от того, кто смотрит на объект.
       Можно сидеть на берегу реки и часами смотреть на величественное и завораживающее своими тайнами течение её вод. И мысли и чувства, которые вызывает это прекрасное течение, для переживающего их человека можно назвать шедевром обновления его неравнодушной души.
       Вот я посидел на берегу реки и написал, как смог и как подсказала душа, такой стишок.

Слёзы старика

Вновь тиха река…
Ивы воду пьют.
Волн игра мелка.
Берег дальний крут.
Скрыл камыш густой
Птичьих гнёзд секрет.
Сколько над рекой
Время смыло лет!..
Тот же старый брег.
Здесь зачат мой род…
Так же вечен бег
Вечно новых вод…
В речку не войти
Дважды, говорят. –
Мне не воротить
Прошлое назад…
Долго на поток
Новый я гляжу:
Сердцу нужен Бог! –
Взгляд не отвожу…
В зеркале воды
Чуда будто жду,
Прошлого следы
Там пусть не найду…
Юная вода, –
Дочка ледника! –
Видит иногда
Слёзы старика…

       Я ни на что не претендую в оценке стиха, я просто выразил чувства, рождённые наблюдением за рекой...
       Именно в этом сила любого явления или любого произведения: в появлении в связи с ними добрых чувств и мыслей.
       Или вот ещё одно наблюдение неравнодушной души.

                Водопад

О, куда ты, скажи мне, река,
Движешь воды свои издалёка?
Здесь в их тихом ленивом потоке
Ты нескромно уже широка.
А ведь где-то за тысячи вёрст
От брегов этих ты вытекаешь
Из-под камня ручьём, и не знаешь,
Там в одну ты вмещаешься горсть,
И в далёком уже далеке
От пределов слепого рожденья
Знать не можешь ещё, как теченье
Полноводной опасно реке:
Ты не ведаешь, тот поворот,
Впереди что закручен скалою,
Путь какой очень скоро откроет
Для твоих многочисленных вод,
Не дано здесь тебе ещё знать, –
Мне со школьной скамьи то известно, –
Будешь в пропасть стеною отвесной
Свой поток ты сейчас низвергать…
За тебя не боюсь я совсем, –
Ты крутым станешь пусть водопадом, –
Опасаться за реки не надо
В этом случае, знают уж все…
Лишь советом отмечусь простым,
Ты зажмурься покрепче в паденье:
Хоть какое придёт облегченье,
Если страшно лететь с высоты…

       Вот в чём шедевр любого явления, любого произведения. Он в пробуждении самых лучших человеческих качеств, побуждающих человека к каким-то добрым делам!
       Если произведение или явление способны дать толчок этому, их можно было бы посчитать шедевральными, если бы...
       Да-да, если бы... Если бы не качество личности, взирающей на них...
       Один от чего-то и плачет, и смеётся, и огорчается, и радуется, а другой к этому же совершенно равнодушен...
       Значит, дело не в талантливости произведения, а в талантливости души и разума того, кто это произведение читает, слушает или смотрит на него.
       Наш прекрасный поэт Андрей Дементьев написал: "Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали вы"!
       Потрясающе умную мысль высказал Дементьев!
       Действительно, почему есть талантливые писатели, художники, композиторы, музыканты? Потому что есть талантливые читатели, зрители, слушатели!..
       Мы не можем написать стихи как Пушкин, написать кантину как Леонардо да Винчи, мы не можем сочинить музыку как Чайковский, но мы, в большинстве своём, можем оценить их великие творения!
       Поэтому важно не что именно нарисовано и сочинено, важно, кто именно и как это увидит, прочитает и услышит!
       Так что вполне можно смотреть на вроде бы совершенно бессмысленный чёрный квадрат, который почему-то поместили в рамку, повесили на стену и объявили шедевром, и грубо и смачно плеваться в его сторону, а можно глубоко задуматься о чём-то очень важном, глядя даже не на картину, а на простой уголёк, оставшийся от сгоревшего в костре полена...
       Важна не гениальность писателя или художника, а гениальность читателя, зрителя и слушателя...
       А во-вторых, произведения искусства, в первую очередь картины, давно уже сделали предметом торговли и доходов от неё.
       И ради этих самых доходов шедевром могут объявить буквально что угодно.
       Многие художники прошлых веков умерли в нищете, а сейчас их картины идут на аукционах за многие миллионы долларов!
       И те, кто зантересован в заработках на картинах, имея хорошие деньги, за эти самые деньги покупают мнения о нужных им картинах так интенсивно, как часто появляются восторженные оценки о картинах купленных ими специалистов в области живописи...
       Всё сейчас, к сожалению, покупается и продаётся.
       Не купить и не продать только истинный человеческий разум и истинные человеческие чувства тех, кто способен видеть прекрасное в прекрасном и ужасное в ужасном!..
       Так что, пусть они там торгуют картинами и зарабатывают на этом, а те, кто способен реалистично думать и живо чувствовать, сами верно оценят всё: и картины, и книги, и музыку, и саму жизнь...
       И наконец, не могу опять не вернуться к Вашему замечательному умозаключению: "Сколько же таких малевичей "творят" сейчас по России! Да и по миру тоже!"
       Это уже посыл вообще ко всем творцам всех произведений. Глубокомысленный посыл.
       Я даже статей несколько написал на эту тему.
       Да, кто-то пишет романы, рассказы и стихи просто для души, даже не помышляя о том, что их очень скоро объявят великими писателями и поэтами.
       А кто-то всё-таки мечтает именно о последнем. Если так, то им стоит обратить внимание на Ваше замечание о несметном количестве малевичей, творящих в России и в мире...
       Не буду сейчас повторять мысли, высказанные мною по этому поводу в моих статьях. Скажу только, что не стоит строить иллюзий относительно великого писательского или поэтического будущего.
       Пишите для души, господа писатели и поэты, а там, если кто заметит ваши труды, тот прочитает...
       Я не случайно разместил на своей авторской странице в ЛитРес большинство своих произведений бесплатно, в том числе и стихи. Потому что заработать на продаже своих книг сейчас просто невозможно, - заработок в несколько тысяч рублей таковым посчитать трудно, - зато, выложив свои произведения бесплатно, ты уже писал не в стол, ты уже, выходит, излил свою душу в своих текстах для душ, способных думать и чувствовать людей...
       Кстати, одно из выложенных мною бесплатно произведений в ЛитРес (называется оно "Вот это любовь!) как раз повествует о том, как один начинающий писатель всё время пытался написать великий роман, пока любовь к женщине, с которой он накануне расстался, не отрезвила его и не заставила осознать, что не надо пытаться написать именно великое произведение, что только настоящая любовь может подсказать человеку, что и как писать, а главное - как жить.
       К этому можно добавить, что, в первую очередь, сама жизнь с её сегодняшними реалиями может и должна подсказать, что и как писать, чтобы от неё не оторваться, чтобы отразить в своих произведениях то, что актуально именно сейчас, иначе никому написанное не станет интересным и полезным чтивом.
       Об этом мой стишок.

   Ушла эпоха заблуждений...

Сказал мне как-то старый друг:
«Неплохо вроде бы ты пишешь,
Но где ж восторженный твой дух,
Знамением как будто свыше
Поэта лирой побуждал
Всегда сказать о жизни что-то,
Чего простой не замечал
Мирянин в будничных заботах?..
Где краски яркие! И слог
Где неожиданный, – как вспышка
На солнце! – грудь сдавить чтоб мог
Не хуже, старца чем одышка
Преследует, когда подъём,
Хоть малый, он одолевает!..
Ты пишешь нынче не о том,
Поэзия что воспевает
В её златые времена!..»
Ну что я другу мог ответить?..
Моя какая в том вина,
Силён что нынче всяк заметить
Порой такое, что поэт
Не каждый и понять-то может?..
Златой, конечно, ярок след
Поэзии! Но где же, Боже,
Остались чистых душ следы, –
В какую канули уж лету? –
Для коих не было беды
Стоять под дулом пистолета,
И честь открыто защищать
Свою и близких в риске равном
Дуэли честной!.. Убивать
Теперь втихую и бесславно
Давно уже из-за угла
Без церемоний чести стали!
И не обидчиков... Без зла...
Кого, – как пиццу! – заказали,
Того и упокоят в срок
Контракта, чтоб заказчик блюда
Ворчать о качестве не мог
Его, как мелочный зануда...
Мне трудно выразить восторг
Теперь и девичьею честью:
Я получил, возможен торг
Что с ней, давно уже известье...
Стихом не славить, но корить
Девицу стало впредь удобней! –
Прошу поэта мне простить
Вопрос к ней каверзный и злобный:
«О, гений чистой красоты!
В какое жуткое мгновенье
Лишь тела женского черты
Явились лучшим нам виденьем?..»
О да, любовь ещё жива,
Воспел в стихах какую гений,
О ней всё ж новая молва
Не внемлет старым заблужденьям:
Теперь любовью не живут,
Но занимаются уныло,
Теперь любовью могут блуд
Назвать, для душ живых постылый…
У времени любого есть
Свой лик, ничем неповторимый! –
И слово в нём имеет честь
Его картиной быть незримой...
Его носители когда
Уходят дружно на погосты,
Потомки их в свой век всегда
Идут не как благие гости,
Чужим что разумом живут,
Былым лениво восхищаясь,
Но как хозяева! Идут,
В ошибках новых не покаясь
Ничуть пред Богом и судьбой,
Чтоб всё, что сами натворили,
То слогом новым, меж собой
В согласьи, сами и крестили...
Попробуй слогом старым им
Под их неповторимым солнцем
Сказать о жизни, речь засим
То будет турка для японца...
Не потому ль теперь поэт
Уже не очень в свете моден,
Что раздражают нынче свет
Его возвышенные оды
О том, что кануло давно
Уже в седую древность века,
И видит в веке он ином
Живого ныне человека?..
Высоким слогом написать
Немудрено о жизни что-то.
Но как саму в нём жизнь узнать,
Не испытав душевной рвоты?..
Пришёл наш век! – И в нём пора
Иных забав, иных восторгов!
И слов иных теперь игра
В чести с рожденья и до морга,
И чем закончится она,
В том приговор потомков новых
Самим себе до слова дна
Уже означится иного…

Я размещу этот текст и в отдельной статье, сославшись на Вас, как на побудительный толчок к ней. Тема важна для всех.


Рецензии
Алексей, совершенно случайно прочла эту вашу статью и она удивительным образом слилась с моими размышлениями относительно того, кто делает художника великим.Да, зритель - это непременный атрибут каждой картины. Но и зрители-то у нас разные. Иные так ничего и не поняв, перепевают себе спокойно чужое мнение,и это, чужое мнение,тоже далеко не всегда становится доминирующим, а только того мнение, кто авторитет. Как ни странно, этот вопрос оказался для меня довольно любопытным - собственно, что такое критика? Если вам удастся прочесть моих "Мойр", может быть, то, что я говорю, станет яснее. Спасибо, Е. Белова

Евгения Белова 2   28.06.2023 17:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.