Хутор Скеляши

  Дорога вьется меж деревьев, которых становится все меньше и меньше и наконец-то выводит в степь, здесь она обрывистою лентою луж, в которых плавают красные листья клена, устремляется далеко к горизонту , где клубами мутного дыма рождаются темные тучи.
   - Дождик, он то нужен , да только не тогда , когда в степи тебя он застает , - Яков щурится и все время сдувает неподстриженные вовремя усы, нырявшие все время в рот. Это его сильно возмущало, и он еще усерднее сдувал их, но немного погодя утомился и стал, как многие казаки просто жевать оных.
  - Митька ты, что там увидал?
  - Тятя там белеет что-то! – Митька стоял на подводе и маленькой ручкой показывал в сторону.
   Яков долго не мог понять на что указывает дитя, но всмотревшись вдруг резко сплюнул через левое плечо и тут же мигом перекрестился.
  - Пресвятая Дева Мария, хотел же в объезд проехать, так сами бесы завели! Митька не смотри туда, ну кому сказал!
  Но любопытство не давало детским глазам смотреть на странный, каменный крест , почему-то стоявшим в перевернутом состоянии среди поля.
  - Тятя, а чего он здесь делает?
  - Это Митька, бесов крест , вишь каков он? Как не поедешь, а все одно на него наткнешься. И стоит он здесь испокон веков. Отец мой покойный рассказывал, что хутор был на сем месте, ну а при хуторе, как полагается и погост. Значится, хоронили одного казачка, да только не простой он был, а характерник ! Умер он странно, шел себе и враз на месте сгорел дотла. Пепел, что остался от него, схоронили и крест установили. Потом турок пришел, да и спалили они хуторок то. Всех порезали, девок то забрали, а остальные только кишками сверкали. Долго стоял хуторок без люду, потом то на него наткнулся наш мужик , да застал страшную картину. По сгоревшим улицам, везде скелеты лежали ! Ужас охватил мужичков то, и не знали они, что делать им, но была средь них ведунья, она то и сказала, что мол место здесь уже проклято и что нужно хутор с землей сровнять, а останки закопать. На том и порешили. Хутор распотрошили, что и следу не осталось, а чуть поодаль новый хуторок возвели и имя ему дали Скеляши. Все бы хорошо, да только через время странности стали проявляться. Народ в Скеляшах стал пропадать, а находить его стали на погосте, а именно на могилке казачка – характерника , все они как один вешались на чем попало подле его каменного креста. Бабка-ведунья сказала, что казачек мстит всем, за то что хуторок прежний с землей сровняли и что нельзя уж теперь людей со Скеляш на погосте старом хоронить, а крест казачка надобно перевернуть, что б все его видели и обминали.
  Прошло уж много времени с тех пор и нет уже хутора Скеляши , и нет погоста того, да только бесов- крест казачка – характерника стоит среди степи, обдуваемый всеми ветрами, и виден ото всюду, и все дороги к нему сходятся. И говорит люд , что если подле него пройдешь то неудержимою силою потянешься к веревке…
   Митька закрыв ладошками лицо, плакал. Он прижался к Якову и дрожащим голосом просил:
  - Тятя поехали быстрее!
  В небе тучи стали чернеть все сильнее и первые капли начали падать на пожелтевшие от табака руки, на детское заплаканное лицо, на  дорогу, да на бесов крест.


Рецензии
Непонятно почему все дороги сходятся к страшному кресту, раз он принуждает к смерти...
Народные верования и сказания основаны на различных представлениях, о которых сегодня мы не знаем.. Ценно то, что жизнь в целом всегда победит.

Полтавский Саша   05.09.2020 19:15     Заявить о нарушении