Митькино сочинение

                Девчонки и мальчишки,
                Чтобы мир познать,
                Полюбите книжки
                Как родную мать.
                Полюбите слово,
                Слов волшебный свет.
                Знаю, что не ново,
                Но прекрасней нет.
 
Русский язык и литература – эти два предмета, которые в деревенской школе преподавала директор школы Евдокия Дмитриевна. Она была очень строгая учительница, к тому же ещё директор сельской школы.  Жила она в той же деревне, что и Митька. Её дом находился через дорогу от дома, в котором жили Митька, Витька и их мама.
Митька любил школьные предметы, которые не надо было заучивать, а попросту зубрить. Русский язык – это предмет, в котором все правила правописания надо было заучивать наизусть, но поскольку директор школы жила через дорогу от дома, в котором жила Митькина семья, то Митьке приходилось заучивать эти правила, так как директор школы часто общалась с Митиной мамой. Литература – это был интересный предмет и Митьке он нравился, а вот русский язык давался с трудом. Когда Митька окончил восемь классов, то единственная четвёрка у него была только по русскому языку, а остальные оценки были пятёрки. Его друг Женька, рассказывая про совместную учёбу с Митькой, всегда вспоминал про один из уроков русского языка. А история была такая.
На уроке русского языка все писали маленькое сочинение по теме стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»:
 …..Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз…..
Не помню, что там такое написал Митька, но учительница Евдокия Дмитриевна вызвала его к доске и стала разбирать сочинение, которое написал Митька. В своём сочинении Митька описывал снаряжение, которое было у лошади: седло, уздечка и т.д.
Она спрашивает Митьку
- Митя, опиши мне, пожалуйста, все части тела лошади.
Митя подумал и начал:
- Голова, хвост, ноги, хребет, пузо.
- Что, что ты говоришь?
 Весь класс замер в ожидании, что ответит Митька, а учительница переспросила.
- Что за хребет у лошади? Как правильно называется эта часть тела у лошади?
Митька подумал и тихо так сказал: 
- Это спина.
- Ну, так правильно и говори, а то хребет! А пузо, что это?
- Ну, пузо - оно и есть пузо.
Учительница стояла у последних парт, за которыми сидели ученики, с противоположной стороны от доски, прислонившись спиной к стенке печки, которая хранила тепло с раннего утра. Печка выступала в глубину класса, примерно, на пол - метра, а высотой была от пола до потолка.  Рано утром техничка (работница по уборке школы, она же и истопник) топила печи в каждом помещении школы, и это тепло долго хранила эта деревенская печь. Печь отапливала сразу два класса, которые разделяла внутренняя перегородка. На первой парте сидели Митька и  Женька, а так как Митьку вызвали к доске, то за партой остался Женька. Женька вместо того, чтобы подсказать Митьке по поводу пуза, высунул из-за парты босую ногу. Зимой все ходили в валенках, носок на ногах не было. От чёрных валенок, нога была чёрной как у негра. Митька увидел ногу и засмеялся.
Учительница, увидев весёлое лицо Митьки и услышав его смех, громко возмутилась.
- Ты что мелешь? Пузо – это и есть пузо. Сейчас двойку влеплю за твоё сочинение! И что это за смех? Ты не знаешь, что смех без причины – признак дурачины.
- Извините Евдокия Дмитриевна, я ошибся. Это не пузо у лошади, а брюхо.
Тут уж засмеялся весь класс. А в это время Лёшка Гречушников, что сидел позади Женьки, ударил ногой по валенку Женьки и валенок отлетел к доске. Женька испугался, сбросил на пол ручку, как бы нечаянно, и полез её доставать, а на самом деле пополз к доске за своим валенком.
- Митя, ну ты что, не можешь правильно назвать эту часть тела лошади?      
 Митька стоял весь напряжённый и не знал что ответить.
- Митя, ты можешь показать эту часть тела на себе? Митька ткнул себя пальцем в живот.
- Ну, и как называется эта часть тела у тебя? Что это пузо или брюхо? Весь класс опять засмеялся.
- Это живот – ответил Митька.
- Ну, вот наконец-то ты правильно ответил. У лошади эта часть тела тоже называется живот. Поэтому, когда пишешь сочинение, надо правильно указывать на тот предмет, который ты обозначаешь.
- А где твой сосед по парте, что-то я его не вижу?
В это время Женька поднялся над партой, он успел взять свой валенок и вернуться к парте.
- Евдокия Дмитриевна, у меня ручка упала и откатилась от парты, пришлось её доставать.
- Женя, а у тебя в сочинении тоже брюхо написано.
- Нет у меня никакого брюха. У меня сочинение на половину страницы, это Митька расписал сочинение на целый лист.
- Ну, хорошо Женя, в следующий урок будем разбирать твоё сочинение.
В это время раздался звонок на перемену. Урок закончился. Директор школы взяла со стола тетради и направилась к двери. Ребята поднялись с парт, стали смеяться и кричать:
« Пузо, Митя, пузо! Нет, брюхо, лошадиное брюхо! Митя это что – название твоего сочинения?» Митька сидел за партой и молчал.   


Рецензии