Путь от сует к православной вере

Слева: духовный портрет архимандрита Лазаря (автор Михаил Мчедлишвили); в центре: фотография архимандрита Лазаря и часть икон, писанные его рукой; справа: часть его книг.
                ***
Архимандрит Лазарь (в миру Михаил Петрович Абашидзе-Десимон) мой четвероюродный брат по своей матери - Десимон Екатерине Ивановне: мой прадед Виктор Андреевич и его – Константин Андреевич были родными братьями.

Впервые на сознательном уровне мы познакомились в 1987 году в монастыре в Бетании. Тогда он поразил меня какой-то внутренней сосредоточенностью и смирением. На мой вопрос: «Как тебе здесь живется, Миша?», он ответил: «Хорошо, но только последнее время… суетно стало». В тот момент я не понял его, но когда уезжал обратил внимание на расчищенную площадку для автомобилей в горах близи монастыря и возгласы туристов: «Сейчас мы увидим на фресках царицу Тамару!»

Прошли годы, жизнь разбросала нас в разные стороны, но через почти 27 лет я получил от своего брата письмо. Затем была переписка. В одном из своих посланий архимандрит Лазарь рассказал, как его «взбунтовшегося молодого человека» Проведение привело к Храму и православию. Его история – это ещё одно подтверждение, как внутренняя смута укрощается верой. Вот выдержки из его письма.

«Брат,
до двадцати четырех лет я в Бога не верил совсем, но всегда чувствовал, что не могу жить так, как живут люди вокруг меня, недоумевал: «Почему так!» Когда поступил в архитектурный институт в Москве (год 1976), сразу стало скучно и боязно, понял, что меня теперь же пытаются втиснуть в какую-то бесчувственную машину и заставить всю жизнь вертеться вокруг одной оси какой-нибудь там жалкой шестеренкой.

Уже на первом же курсе учебы я изобрел для себя любопытную теорию (может быть, защитную) «на-все-наплевательства», «будь что будет». Тогда сказал я себе: «надоело всегда чего-то страшиться», «хуже, чем серая обывательщина – ничего нет!» Ну и понеслось, конечно. Вплоть до того, что наконец демонстративно шлепнул комсомольским билетом на собрании каких-то там комсоргов – не помню, как это там называлось, но эффект был как из «Ревизора» в финальной сцене, так почему-то запечатлелось.

И знаешь, Сергей – это было событие всей моей жизни, об этом можно книгу писать.  Тогда я не билет им швырнул, а все страхи мамины, все эти раскулачивания собачьи, все эти проклятые измывательства над дедом, над бабушкой, над всеми моими. Ведь на всей нашей жизни лежал тогда еще тот детский страх мамы моей, когда ее, брата и сестру дед вывозил из родного села, а с другой стороны уже въезжали красноармейцы, чтоб ссылать их семью в Сибирь.

Представляю страх в глазах этих бедных детей! Этот страх через всю мою жизнь проходил, а тогда с этим вышвырнутым на стол билетом я и его отбросил! Потом еще было продолжение этой истории, когда уже моя мама сдала свой партбилет (после долгой моей обработки и «проповеди»). Слава Богу!

Ну меня конечно сразу после сдачи билета выпнули из института, как безбилетного пассажира. Уже тогда я знался с московскими хиппи, потом уже познакомился со всей командой со всей страны (тогда в каждом большом городе была своя команда и все они друг с другом по всему Союзу поддерживали связь). Между прочим, очень интересная была молодежь, весьма начитанная, и интересующаяся всем и вся. Знал и эстонцев, и латышей, и литовцев. Интереснейший был народ! Сколько любопытной литературы я начитался!

Это был для меня совсем новый и интересный мир. Каждый год летом хиппи со всей России автостопом мигрировали в теплые страны (в вожделенную Азию) через теплую и весьма гостеприимную Грузию. Тогда уже наша квартира в Гагра превращалась в перевалочный пункт. Соседи глазам своим не верили, такую живописную публику тогда даже в программе «Международное обозрение».

Интересно, что моя добрая мама с этой хипней так сдружилась, что даже когда я был уже в монастыре, эта молодежь к ней ездила и ездила, кажется про меня самого уже и забыли, и уже я маму из монастыря просил гнать их всех подальше.

Да, но я хотел рассказать тебе про Светицховели*. Однажды ко мне в Гагра заявилась молодая хиповая московская дама со старого Арбата (на два года старше меня, но совершенно седая в чепчике своей прабабушки), и мы с ней отправились путешествовать автостопом в направлении Азии (не по порядку, но ради смеха скажу – когда мы уже совсем с ней высыхали на трассе пустыни Кара-Кум, только тогда я заинтересовался спросить у нее – где, собственно мы находимся, но никак не был готов услышать: «Мы в пустыне Кара-Кум!». И тогда я вспомнил полосатые хрустящие конфетки. На этом мои тогдашние сведения о пустыни Каракум заканчивались, очень хотелось пить.)

Опять я отвлекся от Светицховели.  Тогда это было мое первое путешествие на восток за пределы Сухуми. Раньше я в этой стороне не бывал. Когда мы уже подбирались к Мцхете (в Каракумы попали позже), нашей экстравагантной компанией заинтересовались молодые ребята, которые ехали на своей машине в Тбилиси, ну сначала они нас просто хотели подвезти, а потом так заинтересовались общением с нами, что еще целую неделю возили по всем окрестностям и достопримечательностям города.

Самое интересное, что первым делом по дороге они завезли нас в храм Светицховели*, храм произвел на меня удивительное впечатление. Тогда я первый раз в жизни –совершенно неверующий человек – зажег свечу перед иконостасом и помолился. Если бы мне тогда сказали, что вот здесь на месте этих самых икон перед которыми ты теперь молишься первый раз в твоей жалкой жизни, через несколько лет будут висеть иконы, написанные тобою! Что бы я подумал?

Мало того, нас с подругой эти ребята повезли на свою дачу знакомиться с их семьей и по дороге показали на гору вдалеке и сказали, что там есть монастырь и живут там два монаха*. Это так захватило мою мечтательность, что только тело мое повезли дальше, а мысль моя так и осталась кружиться в розовом облаке над той горой. А если бы мне тогда сказали, что через три года я сам буду настоятелем того самого монастыря? Удивительно!

Потом нас отвезли в храм Сиони*** и там я второй раз в жизни зажег свечу перед Распятием. Теперь на том месте Распятие, писанное моей рукой. Интересно, нет? Точно ведь все это не было «случайно»?

Прости за суесловие. С братской любовью, Михаил.

Добавлю: рассказанная правда о себе ничуть не умаляет образа архимандрита Лазаря – важно не кем человек был, но кем он стал. «...по плодам их узнаете их» (Мф.7:20).

*Светицховели (груз. ;;;;;;;;;;;; – животворящий столп) – кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов, в городе Мцхета, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. С 1994 г. памятник Всемирного наследия.

**Монастырь Бета;ния в честь Рождества Пресвятой Богородицы, более известный как Грузинская Бетания (груз. ;;;;;;;). Действующий мужской монастырь Мцхета-Тбилисской епархии Грузинской православной церкви. Расположен в Грузии, в 16 км от Тбилиси, в ущелье реки Вере около села Квесети.

***Сиони (груз. ;;;;;) – исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Святой Троицы (Цминда Самеба) (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса.


Рецензии