Мурчик - мангуст

     Что касается змей, мне кажется, что в моём детстве их было меньше, чем сейчас. К тому же чаще всего мы, ребятня, видели ужей. Отличить их от других змей было легко по ярким жёлтым или оранжевым двум пятнышкам на голове. И потому, увидев змею, первым делом бросали взгляд на голову: есть пятнышки или нет. Ужей мы не боялись, кто-то даже пытался ловить их, хотя взрослые и пугали тем, что ужи могут скрещиваться с гадюками и становиться ядовитыми. Взрослых можно понять: ими руководил страх за жизнь детей, ведь ребёнок может по неосторожности и перепутать ядовитую змею с неядовитой. Так что лучше перестраховаться, припугнуть опасностью, заставить задуматься, стоит ли гулять по степи да  по лесополосам без взрослых. А именно это и делала вся детвора той далёкой поры, когда телевизоры были редкостью, а о компьютерах и мобильных телефонах никто ещё и слыхом не слыхивал. Пропадать на каникулах целыми днями на реке с удочкой или просто купаться, или ходить в лесополосы с друзьями за абрикосами и ещё чем-нибудь съедобным — было вполне обычным делом: родители-то у всех — целый день на работе.

     Так проходило наше детство. И змей я видел редко. А когда повзрослел,  стал видеть чаще. Иногда мне даже приходилось ловить ужей в своём дворе и вывозить их в степь. Но в последние лет семь или восемь ужей я не вижу, зато часто вижу гадюк: и серых, узорчатых, и чёрных, и коричневых, словом,  — разных. Сталкиваться с ними приходилось при разных обстоятельствах и там, где никак не ожидаешь этого. Однажды видел, как в центре посёлка по асфальту ползла змея, а небольшая стайка воробьёв тревожно и очень громко чирикала на крыше здания, к которому она подползала, а уже через несколько мгновений поднималась по вертикальной кирпичной стене здания, и достаточно быстро. Воробьи продолжали истошно чирикать: уж они-то знали, чем всё может закончиться. Под руками оказалось лишь несколько камней, и я стал бросать их в змею, но попал по ней лишь один раз, после чего та упала на землю и быстро скрылась в трещине в стене.

     Но один случай был особенным и очень удивил меня. Я был на берегу оросительного канала, где змей видел не раз. То ли на водопой они приползали к воде, то ли на охоту. Видел не раз я там и котов и кошек. Они приходили  на канал из  соседних, за рощицей подворий. Что-то выслеживали в траве. Мышей, наверное. Завидев меня, обычно убегали. Но один кот, я прозвал его про себя Мурчиком, был довольно смелым. Завидев меня на дороге, он уходил с неё чуть в сторону, в траву, испытывающе смотрел на меня и ждал, когда я, наконец, уступлю ему колею и покину территорию его охоты. И когда это происходило, снова выходил на дорогу и продолжал свои поиски. Его чёрное тело с большим белым пятном на животе и груди то мелькало в траве, то снова появлялось на дороге.

     Но в этот раз произошло невероятное. Я узнал Мурчика с его белой манишкой уже издалека. А когда  приблизился, увидел, как Мурчик, вместо того чтобы обратить на меня внимание и заранее уступить дорогу, вдруг резко метнулся к земле, затем высоко подпрыгнул, а под животом у него пролетела коричневатого цвета змея. Я остановился, чтобы не отвлекать внимания кота. А оно ему сейчас было особенно необходимо! Мурчик метнулся вдогонку за пролетевшей под ним змеёй, видимо, та пыталась избежать продолжения битвы, и тут же резко отпрянул назад. Змея вновь промахнулась. Реакция у Мурчика была не хуже, чем у мангуста, когда тот борется с коброй. Подобно небольшим по размерам мангустам, Мурчик  тоже не был больших размеров. Я знал, что маленькие мангусты могут побеждать и больших кобр. Но как всё сложится у Мурчика, я не знал.

     Битва кота и гадюки не была долгой. Очередным резким и точным броском Мурчик сумел схватить гадюку чуть пониже головы. Змея была большой и толстой. Она, извиваясь всем телом, сильно хлестала хвостом по земле, попадало и коту. Но скоро она замерла. И я увидел, как кот высоко приподнял её тело, уже без головы, и потащил его с дороги в придорожную траву. Затем присел неподалёку на обочине, по-прежнему держа в пасти толстое змеиное туловище,  и торжествующе посмотрел на меня.  Это был взгляд победителя. А для меня было неясно, останется ли он сам после этого в живых.

     Какое-то время я не видел этого кота, хотя других котов и кошек встречал. Но однажды я вновь увидел его, крадущимся по дорожной колее  вдоль обочины. Завидев меня, он приподнялся и, недовольно потряхивая хвостом, отошёл в сторону, сел на обочине и, как мне показалось, насмешливо посмотрел на меня. Привет, Мурчик! — сказал я шутливо. А он прилёг немного на спину и набок, вытянул далеко вперёд заднюю лапу и стал тщательно вылизывать шёрстку, больше не обращая на меня внимания, и будто говоря всем своим видом: «Ходют тут!... Ходют!»
                2018г.


Рецензии