Всё очень просто

  — Да вы угомонитесь, в конце концов? – одернула Вера своих  подруг, хихикающих 
 в темноте.
 Да, девчонки – студентки "валяли дурака"...Им не спалось.

 Вот уже второй год, как Верка, Надька и Любка (так они по – простецки обращались друг к другу), делили на троих комнатку в общежитии пединститута. Приехали в этот областной город из маленьких  поселков, а проще говоря–из больших деревень. По характеру все были очень разные, но жили дружно. Как-то сразу распределили обязанности и старались их исполнять.

  ВЕРА
Негласно считалась за старшую (может потому, что и была на год старше). Высокая, красивая натуральная  блондинка с утонченными  чертами лица – захочешь найти изъян– постараться надо. Чуть вьющиеся волосы волнами падали на покатые плечи. Природа одарила Веру такой фигурой, что только по подиуму ходить, будоража фантазии  у  мужчин и вызывая зависть женщин.
Деревенские  судачили за  спиной: откуда  среди  обычных одуванчиков, в семье  появилась  такая благородная орхидея.
Вера умела одеваться скромно и  элегантно. Цену себе знала, но не набивала. За эту простоту девчонки ее и уважали.
За красавицей  ходили толпы поклонников – студентов, которые оставались незамеченными.
Вера верила, что ее счастье еще впереди.

  НАДЕЖДА
Брюнетка среднего роста, с неброской внешностью и  прямыми длинными  волосами. Очень серьезная девушка. Спокойная и рассудительная, добрая и отзывчивая.   Платья покупала  из тех, что подешевле, особо не заморачивалась. Потом украшала их своими вязаными воротничками.
Отвечала в комнате  за "складчину", которая распределялась на продукты. Готовили все по очереди.
Основное время Надя уделяла учебе (шла на красный диплом), ей было не до  свиданий. Перезванивалась со своим деревенским парнем, которого  ждала  из армии.
Надежда надеялась, что счастье уже само нашло  её.

  ЛЮБОВЬ-ЛЮБАША-ЛЮБАНЯ-ЛЮБКА
 Она была среди них самой молодой и озорной, порой до ужаса несерьезной. В конкурсе – "Кто дольше посмеется", она бы запросто выиграла. Казалось, что эта милая хохотушка просыпается по утрам только  для  того, чтобы веселить окружающих. От её  звонкого смеха рыжие короткие кудряшки радостно подпрыгивали над курносым носиком, который охраняли густые рыжие веснушки.
 Любаня была маленькой хозяюшкой: гоняла девчонок за раскиданные вещи, за не вовремя помытую посуду. Это был такой бурный  выплеск энергии, что соседки иногда просили её пойти погулять. Любаша соглашалась, бегала по общежитию, быстро находила компанию и растворялась в вечернем городе. Казалось, что сейчас от ее драйва осыпятся все горошинки с  платья  и весело, как градинки, запрыгают, застучат по асфальту.
 Низенького роста и пухленькая, она не пользовалась успехом у парней, и потому   о любви старалась не говорить.


  Этих будущих учительниц младших классов всегда видели вместе:Вера, Надежда,
  Любовь. Вот такое совпадение.

 Да, сегодня им не спалось. Уже лежа в кроватях обсудили весь прошедший день, а сон не приходил... Устав одергивать расшалившихся подруг, Вера  вдруг спросила:
 — Девчонки, а каким бы вы хотели видеть своего будущего мужа?
Вопрос застал врасплох. Помолчали, не найдя сразу что ответить. Любушка захихикала каким-то своим мыслям и переспросила:
 — А  ты?
 — Я... Я хочу, чтобы он был высокий и красивый! Чтобы я шла рядом с ним, а все с завистью на нас оглядывались!
 — И богатый? – осторожно уточнила Надя.
 — А не помешает. Я бы родителям помогала, сгорбятся скоро от огородно -деревенской жизни. И детишек хочу! Верю, что у меня будут мальчик и девочка. А ты, Надя?

 — А мне чего мечтать? Вот Колька  приедет из армии и будет у меня муж, за которым, как за каменной стеной! Он же у меня спортсмен. Защитник будет! Я ему сына рожу, будут вместе на кулачках драться!

Представив эту картину, залилась звонким смехом Любаша, а потом серьезно сказала:
 — Он должен быть одним – единственным, – и вдруг предложила,– Девчонки, а давайте пройдемся завтра по скверу, ну, вроде мы от  института проводим опрос жительниц города на тему – "Каким должен быть муж?" Выходной ведь. Я у кого–нибудь  кинокамеру выпрошу. Интересно же будет!
Обсудив детали предстоящего репортажа, девушки, наконец, уснули.

***

 Следующим вечером отправилась  троица в сквер. Народу уйма. Сначала с вопросом о будущем муже кидались, понятное дело, к девушкам. Некоторые стеснительно отмахивались: «Я замужем!» – и проходили мимо. Те, которые шли с парнями, тоже не желали откровенничать в их присутствии. Операция была под угрозой срыва. Наконец решили убрать смущавшую всех кинокамеру и провести блиц-опрос: записывая ответы в блокнот. Дело пошло! Насобирали много умных, и не очень, ответов.

Уже выходя из сквера, Любаня заметила старушку, торгующую маленькими букетиками.
 — Подождите! Пойду у нее спрошу.
 — Нашла у кого спрашивать, – засмеялась Вера. Хорошо, если она еще фамилию свою помнит.
Но Любаша все же вернулась, наклонилась к старушке со своим вопросом. Та   посмотрела в сторону улыбающихся девушек и чуть пошевелила губами.
 — Ну, что она сказала? – полюбопытствовала затем Надя.
 — А! Ничего особенного.

Дома, смеясь, разбирались в ответах. Если сложить все мнения, то таких людей –мужей просто не бывает: чтобы и красивый, обеспеченный, верный, не ревнивец, не пьющий, не изменяющий...  Можно долго перечислять.

***

Время быстро летит. Первой вышла замуж Надежда – дождалась своего Николашу из армии. Сыграли свадьбу в деревне. Быстро забеременела, а вскоре и институт бросила, не доучившись.

Любаша, к окончанию института расцвела так, что за ней стали ухаживать сразу двое  студентов - однокурсников.

Вера ни дружить с ровесниками, ни тем более выходить за них замуж, не спешила. Ждала!

После института каждая из них пошла по своей дороге судьбы, чтобы встретиться с подругами только через долгих десять лет.

 ***

 Встреча была радостной! Перед этим долго созванивались: ждали приезда Веры.  Наконец назначили встречу в небольшом кафе возле института.

 — Вера-а-а-а! – изумленно протянула Любаша, оглядывая красивую ухоженную  подругу в элегантном белом костюмчике и необыкновенного покроя белой шляпке с коротенькой красной вуалью. А увидев красные туфли на высоких шпильках и такого же цвета модную сумочку, не удержалась от оценки: «Шик! Блеск! Красота! – Ты как с экрана сошла! Про "скромные" украшения – великолепные серьги и колечко, даже спрашивать не решилась.

 Казалось, что Надежда почти не изменилась: простенькое платье в мелкую клеточку с неизменным  ажурным воротничком, вот только ее чудесные длинные волосы уже не радовали глаз, а были собраны в большой  тяжелый узел на затылке, что делало ее несколько старше. Ни дать ни взять – сельская учительница с трудовым темным загаром  без грамма косметики.

 Вот кто, казалось, совсем, не изменился, так это Любаша, ну может чуть растеряла от времени половину своих веснушек. Казалось, что только сейчас выскочила смеющаяся из аудитории в неизменном платье в горошек, только  более спокойных тонов и модного покроя.


 Теперь, сидя за столиком у окна, женщины с улыбкой поглядывали на свою Альма- матер. Сначала захлестнули радостные воспоминания о студенческой жизни, о знакомых. Посыпались вопросы: «А где та?.. А как тот?..» Попутно вглядывались в такие родные, чуть забытые лица.

 Посетители кафе, особенно мужчины, с интересом поглядывали в их сторону. Любоваться было чем: таким позитивом веяло от их столика, такой радостью жизни!

 Пришло время поговорить о каждой из них. Первой не выдержала Любаня:
 — Ну, а как ты, Вера? Нашла себе богатого и красивого?
 — Нашла...да лучше бы и не находила! Девчонки, можно я коротко?– попросила Вера.
 — Решила я тогда в Москве счастье искать. Нашла! Вышла замуж, как и мечтала, за красивого и обеспеченного мужчину. Поженились по любви. Жить стали у его родителей, в шикарном особняке. Отец – известный ресторатор. А сын оказался обычным мажором и бабником.
Стал изменять мне чуть не с первых дней. Вывозил, правда, в свет, смеялся:
«Надо "цацки" твои выгулять»".
Возвращалась  с такого светского раута все чаще одна, с водителем. А благоверный пускался во все тяжкие и появлялся дня через три. Вскоре заставил сделать   аборт, мол, не время сейчас. Да вот только это время – завести ребенка – теперь никогда для меня не наступит!
Вскоре еще беда – подсел муж на наркотики А вскоре и "цацки" все перетаскал, не у родителей же деньги просить.
Родители  не вмешивались, делали вид, что не замечают. Понятное дело – сын дороже, а я кто, с деревенской родословной? Не выдержав, подала на развод. Развелись. Родители его, словно этого и ждали, тут же продали свой особняк, бизнес, и уехали в Англию – сыночка лечить от пристрастия! Правда, купили  мне однокомнатную квартиру и оставили  маленькое кафе – кулинарию, где я еще при них  хозяйкой была–businesswoman.
Разные мы с ним были... Да нормально у меня все, девчонки, – добавила Вера, заметив грустные глаза подруг. – Есть у меня бойфренд, помогает...женатый только. От семьи не уйдет. Я и не настаиваю. Но верю, что будет еще в той кафешке свадьба моя. И вас в Москву приглашу! Верю, что еще буду счастливой!
Подруги молчали, осмысливая рассказ...

 — Вот ты говоришь, разные с ним были? – уточнила Надежда, – а что толку, что мы с Колькой одинаковые, от земли, с одной деревни? И поговорить сначала было о чем, ведь вместе в одной школе работаем. Я начальные классы веду, он физруком там. Сорвал тогда  меня из института, хорошо, что на заочный перевелась.
Сашка родился, радости сколько было! Хозяйство крепло: животина, огород, не надорваться бы...да только ему все мало было! Заставлял меня работу бросить, чтобы за скотиной ухаживать!
А все потому, что с дружками пить стал, да так, что и бить начал! За что? А за все! А то и просто так, ни с чего вдарит – Хозяин! Стал ревнивый и агрессивный.  Хоть из дома не выходи! Не успеваю синяки тональником замазывать, чтобы ученики не заметили!

 — Ну, подала бы на него. – робко заметила Любаша.
 — Кому?..– горько переспросила Надя, – У нас участковый – брат его двоюродный, вместе пьют! Да и потом совсем прибить сможет! Силы у него хватает – бывший спортсмен. Помните, как мечтала, что буду за ним, как за каменной стеной? Так и вышло! Только эта стена теперь вокруг меня, с четырех сторон.
 Я ведь Сашку  сейчас у мамани оставила, сказала, что по делам в город надо. Узнает Колька, что в кафе сидела с вами, совсем прибьет. Придумаю что–нибудь. Скажу, что в консультацию ездила. Как не хотела, а опять забеременела, девчоночка будет, три месяца уже.
А Сашка у меня умненький растет, за меня заступается, как начнет на отца кричать: «Не смей мамку бить!», так тот только зубами скрипит и кулаки сжимает. Ничего, девчонки, надежда умирает последней! Да ладно горевать! Живы будем – не помрем. Давай, Любаня, колись. Твоя очередь.


 — А я...я счастливая, – застенчиво, словно извиняясь, улыбнулась самая младшая из них. В школе преподаю. Учеников люблю. У меня двое малышей – двойняшки: мальчик и девочка! Ой, такие озорные, вчера например...

 — Подожди! Про мужа расскажи, – прервала Вера её радостный поток.

 — Про мужа? Да ты его знаешь, Вера. Помнишь, на последнем курсе два друга за мной бегали – Мишка и Женька? А мне тогда все хиханьки да хаханьки : выбрать не могла, к кому больше душа лежит! Так втроем и гуляли. Смех и грех! Ну, а после института уже назначили они мне оба свидание, чтобы я сама, наконец, их судьбу решила.
 Ой, девчонки! Пришла в сквер. Ждут. Серьезные такие! А мне смешно, говорю, что же вы, женихи, пригласили девушку на свидание и с пустыми руками пришли? Растерялись оба, мол, мы сейчас, и разбежались в разные стороны.
Присела на лавочку, жду...А сама волнуюсь, понимаю серьезность ситуации, хотя для себя, конечно, выбор уже сделала. Вскоре появились претенденты, руки за спиной держат. Мишка первый бухнулся на одно колено: «Любаня! Будь моей женой!» И протягивает шикарный букет цветов!
 Смотрю, Женька засмущался и молча вытаскивает из–за спины...зонтик складной.
 — Зонтик? – невольно улыбнулась Вера, – у тебя что, зонтика не было?
 — Ну, почему, был. Только дома, а дождь собирался!
 — Ну и?.. – не выдержала Надя.
 — И тут я вспомнила, что старушка тогда в сквере сказала. Помните, что цветы продавала? – « Ищи такого, чтобы жалел!»
Приняла я тогда зонтик и спокойно сказала: «Спасибо, Женя. С тобой остаюсь.» Мишке ничего сказать не успела, он  тут же развернулся и ушел. Не поверите,  девчонки, тут же ливень как хлынул! Так мы с Женькой и побежали вместе под тем  зонтиком в нашу счастливую  жизнь. С тех пор ни разу не пожалела. И любит, и жалеет!

 — А нам тогда не сказала, про старушку, – тихо заметила  Надя.

 — Да вы бы тогда обсмеяли.

 — Да...тогда да.

Молчат подруги, думая о чем-то о своем...Невольно посмотрели в сторону института, словно представляя двоих счастливых людей, бегущих от ливня.

И вдруг Любаша тихонько начала читать:


  У нас говорят, что, мол , любит, и очень,
  Мол, балует, холит, ревнует, лелеет…
  А, помню, старуха соседка короче,
  Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.

  И часто, платок затянувши потуже
  И вечером в кухне усевшись погреться,
  Она вспоминала сапожника-мужа,
  Как век он не мог на нее насмотреться.

   — Поедет он смолоду, помнится, в город,
  Глядишь — уж летит, да с каким полушалком!
  А спросишь чего, мол, управился скоро?
  Не скажет… Но знаю: меня ему жалко…

  Зимой мой хозяин тачает, бывало,
  А я уже лягу, я спать мастерица.
  Он встанет, поправит на мне одеяло,
  Да так, что не скрипнет под ним половица.

  И сядет к огню в уголке своем тесном,
  Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек…
  Дай бог ему отдыха в царстве небесном! -
  И тихо вздыхала: — Жалел меня очень.

  В ту пору все это смешным мне казалось,
  Казалось, любовь, чем сильнее, тем злее,
  Трагедии, бури… Какая там жалость!
  Но юность ушла. Что нам ссориться с нею?

  Недавно, больная бессонницей зябкой,
  Я встретила взгляд твой — тревога в нем стыла.
  И вспомнилась вдруг мне та старая бабка, —
  Как верно она про любовь говорила!


 — Чьё это?.. Твое?

 — Нет, что вы! Это я потом нашла, у Ирины Снеговой.

 — Оказывается ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО – задумчиво проговорила Вера и обратилась к притихшей Надежде, – Так, говоришь, девчоночку ждешь? А назови-ка ты дочку Любовью! Может имя тоже в жизни многое значит? Кто знает?

 — Кто знает... – тихо повторила Любаша и улыбнулась так радостно, что лучисто заблестели ее глаза, в  которых нежно плескалось тихое и доброе семейное счастье.


(Фото-инет.)


Рецензии
Очень хороший рассказ, Любовь!
Судьбы трёх подруг трудно было предугадать.
А совет старушки из парка оказался очень правильным!

Светлана Данилина   07.01.2023 22:32     Заявить о нарушении
Просто задумалась про имена,да и стих уж больно с юности люблю)))Нашла выход.
Спасибо за отзыв!
С теплом)

Любовь Витт   07.01.2023 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.