Артефакт. 16

Полвека на чужой планете пролетели как миг. Из памяти ускользают десятилетия формирования Кадмона, вся эта Эпоха Освоения, о которой написано столько пафосных глав в учебниках. Помню тесные комнатушки на орбитальных станциях, морозы Угольной Зимы в первых поселениях, которые после сбора пылевого покрова сменились жарой и духотой, болезни и смерти друзей и знакомых, океаны, каждый год рушившиеся на наши головы, от которых мы зарывались в недра скал... Помню ужас и отчаяние Разрыва, когда мы все, оказавшись в разные долинах, изолированные друг от друга многокилометровыми толщами гор, почувствовали своё одиночество в полной мере...

К счастью, Карна всегда был рядом со мной. Он стал моим лучшим другом, оберегал меня и утешал в горестях. Мы переселились в Аруда, где ему вскоре пришлось приводить в чувство не только меня, но и других бурмасян, опустивших руки в эти тяжкие времена. Многие просили его советов, Карна пользовался растущим авторитетом. Мы стали реже видеться, и я всё чаще уходила одна в прогулки по горам, ожидая, когда меня, наконец, смоет в пропасть внезапный поток, поставив в моей жизни красивую точку.

В то время я подружилась с Весёлыми. Своим оптимизмом и верой в безграничные способности бурмасянина они помогали мне вынести ужас пребывания на Кадмоне - но сама я пока не была готова стать Весёлой, слишком сильно ощущала я связь с другими бурмасянами. Карна я об этом не сказала - он Весёлых недолюбливал. Правда, мы теперь совсем редко общались, поскольку он оказался поглощён своей новой игрушкой - долиной Аруда, которой, типа, "управлял". Я не понимала, как один человек может управлять другим человеком - мы же всё-таки не машины! "Ну и ладно", - думала я, - "чем бы дитя не тешилось...". Я не могла помыслить, к каким серьёзным последствиям приведёт это увлечение.

Однажды он объявил, что нашёл мне работу - секретаря в аппарате управления Габло Аруда. Это, конечно, не вакансия моей мечты, но я тогда пребывала в депрессии и безвольно согласилась. Теперь мы виделись чаще, и Карна периодически учил меня "искусству управления" - похоже, это искусство он придумал сам, первый на Кадмоне. Странные вещи творил с нами Разрыв - мы теперь нуждались в том, чтобы нами "управляли". Однако я понемногу училась этому странному ремеслу, и вскоре стала помощником управителя Габло Аруда.

Когда он начал ходить в Тандальо, я была в ужасе.
- Ты что, Мудрецом себя возомнил? Перестань, Карна, я же знаю тебя! Ты слишком зациклен на своих правилах, чтобы быть Мудрым.
- Люди мне доверяют, Анди, - обидчиво отозвался он (опять это "Анди", резавшее мне слух - я только Линда разрешала себя так звать).
- Смотри, как бы я не перестала тебе доверять.
- Ты... но почему?
- Ты слишком много думаешь об этом "управлении". Тебе "управление" стало дороже собственной жизни. Милый Карна, что будет, если ты потеряешь второе, увлёкшись первым?
- Милый? Ты так меня назвала? Ты... так считаешь? - покраснел он.
- Да, ты и впрямь милый и забавный, - улыбнулась я.

Он шагнул ко мне и взял за руку, с силой сжав так, что я поморщилась. Он наклонился, его лицо приблизилось к моему...
- Что ты делаешь?! - я выдернула руку и отступила на шаг.
- Я... я думал... - Карна покраснел ещё больше.
- Ты думал, что я твоя игрушка? Что ты можешь мною... "управлять"? Не забывайся, Эллеро! - я резко развернулась и вышла из комнаты.

За дверью остатки достоинства покинули меня, и я бросилась бежать. Я была в ужасе: что ж это творится-то, песок и камни, со мною и с окружающими?! Я добралась до аэропорта и сразу отправилась в долину Бентендо. Сидя в верхолёте и глядя в иллюминатор на проплывавшие внизу вулканы и ледники, я немного успокоилась и задумалась. Моё воздействие на мужчин явно было чрезмерным и временами меня пугало. В чём же его причина? Может быть, в моей внешности? Некоторое время я всерьёз прикидывала, не изуродовать ли себя, но потом отказалась от этой идеи, решив, что во влиянии на мужчин есть свои плюсы.

В Бентендо я поселилась в неприметной пещере, устроившись расчётчиком при местном скалоперерабатывающем заводе. Работа скучная, но дающая гарантированное место в обществе и позволявшая реже общаться с людьми. К счастью, на том же краю долины жила семья Весёлых: Дорна и его юный сын, которые помогли мне приспособиться к местным реалиям.

Ещё два года минуло, и ещё два раза Карна ходил в Тандальо. Влияние новоявленного перманентного Мудреца росло, и даже в таком захолустье как Бендендо местный управитель интересовался его мнением. Меня это очень смешило: забавный чудак Карна - и всеми прям так управляет, аж жуть. Но смех смехом, а видеть его мне не хотелось - наш последний разговор оставил неприятный осадок.

Однажды утром он вошёл в мой дом.
- Полетели со мной - я тебе кое-что покажу.
- Ты... как меня нашёл?! Что покажешь?
- Я расспрашивал людей о тебе - мне не посмели солгать. Покажу то, чего никто ещё не видел. Мы летим в Аррвалис.

Я растерялась. Аррвалис... дикая неуютная долина... зачем он меня туда тащит? Но он меня даже не слушал, и я невольно подчинилась. Я знала, что с Карна буду в безопасности, несмотря на все его выходки. Обещание беречь мою жизнь он выполнял неукоснительно.

Гиперкапсула стремительно пронеслась над Северным хребтом, который опрокинулся под нами и ушёл назад, когда мы поднимались в верхние слои атмосферы - а потом задумчиво клюнула носом и устремилась вниз, туда, где в каменной мешанине виднелся чёрный провал Аррвалис. Когда мы спускались во тьму долины, я невольно взяла его за руку - Карна ответил мне успокоительным рукопожатием.

Долина Аррвалис была со всех сторон окружена отвесными стенами, так что на её дно никогда не проникало солнце. Там царил мрак, и в глубоких тенях жили странные и опасные представители фауны, завезённые на планету иссиаями сразу после её формирования (где-то там стоял один из осэйшиев). С одного из склонов в долину низвергалась река, образуя высочайший водопад Кадмона. Я испугалась, решив, что мы сейчас опустимся на дно, где тьма и клокочущая вода - но капсула зависла на полпути, прямо напротив водопада. А затем я увидела Дом-на-стене.

Я ахнула - передо мною словно воскресли высокие хрупкие шпили Ойномуно. На этой жестокой планете они смотрелись как трогательное беззащитное животное, прижавшееся к стене и запрокинувшее к небу рогатую голову.
- Это... ты сделал?
- Это сделали для меня. Моя новая резиденция - и, надеюсь, твоя.

Капсула пристыковалась к дому, в котором открылась аккуратная сферическая дверь. Карна взял меня за руку и повёл внутрь. Мы шли по длинным коридорам, освещённым красноватыми лампами, мимо комнат с вычислительными машинами, мимо плавно проплывающих в воздухе роботов-чистильщиков - и в моей памяти невольно воскресали годы на Бурмасе. А потом мы вышли на обзорную площадку.

Я застыла в восхищении. Прямо перед нами, на другом конце долины, низвергался водопад, бьющийся о стену долины и разметавший свои струи в разные стороны. Его освещало заходящее солнце, играя в брызгах воды мириадами бликов. Сверху над долиной нависла радуга, а внизу, над мрачными клокочущими глубинами, в поднимавшихся кверху клубах пара медленно кружили величественные местные планероиды - эндемики Аррвалиса.
- Как здесь красиво! - воскликнула я.
- Я дарю эту красоту тебе. Отныне здесь твои владения, - улыбнулся Карна.
- Как... владения?
- Здесь, в Аррвалис, моя резиденция - но я управляю половиной Кадмона, а скоро буду управлять всем. Большинство долин северного полушария уже подчинились мне. Но без тебя нет мне радости в этих приобретениях. Я хочу подарить Кадмон тебе. Стань моей королевой!

Я молчала, ошеломлённая. Меня даже не удивило старое слово, имевшее смысл в древние времена, когда на Бурмасе ещё существовали королевства. Сейчас, в этих диких и нереальных декорациях, Карна и впрямь казался величественным королём древности. Но само предложение! Как он посмел подумать...
- Ты думаешь, Анди?
- Я... не понимаю, - выдавила я.
- Что тут непонятного? - он начал сердиться. - Я люблю тебя, Анди. Люблю давным-давно, ещё с Бурмаса, с тех пор, как впервые тебя увидел. Стань моей женой!
- Песок и камни, но я не могу!
- Что? Ты меня не любишь? Только не делай вид, что ты ко мне равнодушна. Я же всё вижу!
- О да, - сказала я дрожащим голосом, - после такого спектакля трудно остаться равнодушной. Карна, ты очень милый... ты хороший... сильный и мужественный... Если бы не Линда, я, возможно, влюбилась бы в тебя. Но Линда мой навеки, ты же знаешь! Как ты мог забыть об этом - он же твой лучший друг?!
- Линда? - его глаза потухли. - Но он же мёртв давным-давно. Этот ваш старый роман, ещё на Бурмасе... Всего лишь юношеское увлечение, которое давно прошло.
- Оно не пройдёт никогда - ведь Линда расчертил мне камень, - напомнила я.
- Что? Камень?! И ты в это поверила? Не было никакого камня, конечно же. Ты что, мы тогда решали судьбы планеты, нам было не до личной жизни. Я думаю, Линда никуда не летал, а тебя обманул.
- Нет... нет, я верю ему. Верю, что камень был, - неуверенно сказала я, пытаясь убедить сама себя. А был ли он?
- Какой камень?! Ты с ума сошла? Я хочу подарить тебе планету - а ты цепляешься за какой-то выдуманный камушек!
- Я не могу, - прошептала я. - Если камень есть, это значит, что наши судьбы связаны навсегда...

И тогда Карна встал передо мной на колени - твердокаменный Карна, которому неведомы страх и жалость, умолял меня согласиться на его предложение. Теперь я поняла, почему он отвез меня на Аррвалис - если бы в тот момент кто-то зашёл в комнату и увидел его таким, бедняге не сносить головы. Но только я была свидетелем преображения, которое случилось с Эллеро Карна, только я знала об этой стороне его натуры. Но даже эту жертву я от него не приняла. Потому что был камень - маленький булыжник в песках Бурмаса, на котором начертана линия... или не начертана?

Я отказала ему. Карна был в гневе (да, таким его тоже видела лишь я), он кричал, что Линда давно мёртв, что камня не существует, я его даже не видела никогда, и всё это выдумка. Но я не могла согласиться с ним - это бы означало предать свою любовь.

А потом он замолчал, отступил от края площадки и сел в кресло. Его лицо было белее горных ледников.
- Уходи, - сказал он скрипучим голосом. - Я не хочу тебя больше видеть, уходи.

Гиперкапсула ждала меня на выходе из Дома-на-стене - проблемы с управлением у меня не возникло, поскольку она автоматически была настроена на полёт в Аруда. Там меня встретили как королеву и за час перенастроили капсулу на Бентендо. Оказавшись в своей долине, уже почти родной для меня, я заперлась в доме, бросилась на кровать и всю ночь рыдала.

На следующий день Карна начал вооружать мекарей.


Рецензии