230. От Веры к Знанию Бога

230. От Веры к Знанию Бога.

Цитата:
Троица
Христиане веруют в Бога Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Троица — это не три бога, но один Бог в трех Испостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1 = 3 и 3 = 1. То, что было бы абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» — metanoia — буквально означает «перемена ума»). Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным.

Кстати, ТВ показывает, как в США вдруг начали приобщаться к Троице, крестясь во имя Христа. Случилось это у них после того, как на улице полицейский убил темнокожего парня. Вдруг этот темнокожий парень, совершивший преступление, сделался у них святым. И во имя его теперь ставят купель на улице и окунают в неё желающих креститься. Желающих много, в основном темнокожие. Если со стороны посмотреть на этот фокус, то тарабарщина какая-то. Без Чёрта в этом деле точно не обошлось. Грешны в США полицейские, поскольку избивают и убивают, особенно темнокожих, грешны и темнокожие, так как не соблюдают законы, вплоть до того, что на полицейских нападают. Сейчас ТВ показывает, как темнокожие совершенно, вроде бы, без причины начинают бить белых, как делали в свое время куклуксклановцы. Вот один черный парень толкает коляску с белой женщиной, та, беспомощная, падает лицом вниз. Ничем женщина не провинилась перед ним, она вообще его не видела, сзади он подошел и толкнул коляску.
 
Случаи того же самого беспредела ТВ показывает, вспоминая девяностые годы у нас, когда в разборках между собой вдруг разбогатевшие отморозки посылали рейдерские бригады, которые, чтобы смертельно напугать владельца и отжать у него бизнес, бросали бутылки с зажигательной смесью в помещения, где сидят за столиками посетители. В Сочи это происходило реально и записывалось на пленку. Сгорели в этом ресторане заживо трое посетителей, четверо мучились в больнице от ожогов. Все это дети.  Можно же было это ночью сделать, в четыре утра, говорит комментатор, когда нет посетителей. Умерших в те годы, сообщают очевидцы, хоронили пачками.

Я вижу причину этого беспредела как в США, так и у нас в том, что настало время «покаяния» — греческое слово metanoia — означает «покаяние», а если буквально, то – требуется «перемена ума». 

Не хотите каяться добровольно, вот вам принудительное несколько в смешном виде покаяние в США. Полицейские, ТВ показывает, теперь ноги целуют неграм. Вдруг словно бы напала на них, вслед за коронавирусом, болезнь целования ног у черных. А негры принимают это как должное и повсеместно бросаются на белых просто так, не заботясь о поисках причины.

Нет никакого коронавируса, заявил у нас в России один батюшка. Сообщает об этом ТВ. И теперь все богопослушные церковные власти на него пальцем показывают, мол, нехорошо поступаешь, надо как все, поскольку церковь коронавирус признаёт. Такая мысль, что нет короновируса, была у многих. Но послушных оказалось больше. И теперь на ТВ все славят врачей, которые ночи, мол, не спят, борются с болезнью. По тому, как известные люди выражают врачам свои благодарности, видно, что это очередная кампания.

В третьей книге, то есть еще двадцать лет назад, говорилось о времени в будущем, когда всё смешается так, что начальники станут смешными. Не успели мы досыта посмеяться над толерантностью западников, которые стали пускать к себе беженцев с Ближнего Востока, надеясь ассимилировать их, как вот нам коронавирус в планетном масштабе и смешные купели на улицах США.
Повторю сказанное в цитате «Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа».
Думал ли добрый христианин, вроде бы, во благо говоривший это, во что выльется «приобщение к тайне не через рассудочное познание»? Но и оправдываю я доброго христианина, поскольку было время Веры, которое сменяется временем Знания.

Цитата:
Учение о Троице не является изобретением богословов — это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах:
«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился — отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21-22).
Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его (Ин. 6-8). Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит (Ин. 14:16-17; 15:26). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Также и в писаниях апостолов говорится о Боге Троице: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии Три Суть Едино» (1 Ин. 5:7).
Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, она была как бы спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества.
Однако уже в Ветхом Завете мы встречаем некие намеки на множественность Лиц в Боге. Первый стих Библии — «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) — в еврейском тексте содержит слово «Бог» во множественном числе (Eloghim — букв. «Боги»), тогда как глагол «сотворил» стоит в единственном числе. Перед сотворением человека Бог говорит, как бы советуясь с кем-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). С кем может Он советоваться, если не с Самим Собой? С ангелами? Но человек создан не по образу ангелов, а «по образу Божию» (Быт. 1:27). Древнехристианские толкователи утверждали, что здесь речь идет о совещании между Собою Лиц Святой Троицы. Точно так же, когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, Бог говорит Сам с Собой: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3:22). И в момент сооружения вавилонской башни Господь говорит: «Сойдем и смешаем язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7).
Некоторые эпизоды Ветхого Завета рассматриваются в христианской традиции как символизирующие троичность Божества. Аврааму является Господь у дубравы Мамре. «Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего… а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего… И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры» (Быт. 18:2-3, 5, 9-10). Авраам встречает Трех, а поклоняется Одному. Ты = Вы, пройди = идите, сказал = сказали, 1 = 3…
Пророк Исаия описывает свое видение Господа, вокруг Которого стояли Серафимы, взывая «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Господь говорит: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» На что пророк отвечает: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:1-8). Опять равенство между «Мне» и «Нас».
Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо. Эта тайна остается под покрывалом, которое, по апостолу Павлу, снимается только Христом (ср. 2 Кор. 3:15-16).

Цитата оказалась довольно длинной. Но я повторил её, чтобы ею свидетельствовать о сказанном мной. Задавал мне как-то один читатель вопрос, почему я употребляю иногда «мы» в своих текстах, хотя как автор я, вроде, один? Мне казалось, что это должно быть понятно без слов, тем более что я уже объяснял раньше это «мы». Повторю, я один как земной автор, но есть еще автор духовный, который и видения мне дает, и мысли посылает. Я говорю «автор духовный» в единственном числе, но их может быть много. Один Дух Святой, которого я еще называю Несвятым и Змеем, а здесь он называется голубем в положительном смысле, стоит целых сотен чертей, которые горазды и провоцировать, и на лету испражняться на людей, предсказывая им неожиданные каверзы, как мне с тюрьмой и позднее – с операцией. 

Я понимаю Бога таким, какой он есть во всех его ипостасях, а не таким, каким его хотят представить добрые православные избранные из людей. Представляют они его исключительно благим. И в этом трудность их при изложении своего понимания Бога, поскольку не всегда все можно облагородить так, чтобы не утратилась суть. Несмотря на это, удаётся им донести до людей очень многое из свойств Бога, что значит, и в их текстах не обходится без мудрого ума, свойственного Богу. По следующей цитате это будет понятно.

Цитата:
Полнота Божественной жизни в Троице
Чтобы сделать учение о Троице более доступным для понимания, Святые Отцы иногда прибегали к аналогиям и сравнениям. Так, например, Троицу можно сравнить с солнцем: когда мы говорим «солнце», мы имеем в виду само небесное тело, а также солнечный свет и солнечное тепло. Свет и тепло являются самостоятельными «ипостасями», однако они не существуют изолированно от солнца. Но также и солнце не существует без тепла и света… Другая аналогия: вода, источник и поток: одно не бывает без другого… В человеке есть ум, душа и слово: ум не может быть без души и слова, иначе он был бы без-душным и бес-словесным, но и душа и слово не могут быть без-умными. В Боге есть Отец, Слово и Дух, и, как говорили защитники «единосущия» на Никейском Соборе, если Бог Отец когда-либо существовал без Бога Слова, значит Он был бес-словесным или не-разумным.
Но подобного рода аналогии, конечно, тоже не могут ничего объяснить по существу: солнечный свет, например, не является ни личностью, ни самостоятельным бытием. Проще всего было бы объяснить тайну Троицы, как это сделал святитель Спиридон Тримифунтский, участник Никейского Собора. По преданию, будучи спрошен о том, как это может быть, чтобы Три одновременно являлись Одним, он вместо ответа взял в руки кирпич и сжал его. Из размякшей в руках святителя глины вверх вырвалось пламя, а вниз потекла вода. «Как в этом кирпиче есть огонь и вода, — сказал святитель, — так и в едином Боге есть три Лица.»
Другая версия того же рассказа (а может быть, рассказ о другом подобном событии) содержится в деяниях Никейского Собора. Один философ долго спорил с Отцами этого Собора, пытаясь логически доказать, что Сын не может быть единосущным Отцу. Утомленные долгими дебатами, все уже хотели разойтись, как вдруг вошел в зал некий простой старец-пастух (отождествляемый со святым Спиридоном) и заявил, что он готов спорить с философом и опровергнуть все его доводы. После чего, обратившись к философу и строго посмотрев на него, сказал: «Слушай, философ, один есть Бог, Создатель неба и земли, сотворивший все силою Сына и содействием Святого Духа. Этот Сын Божий воплотился, жил среди людей, умер за нас и воскрес. Не трудись напрасно отыскивать доказательства того, что постигается только верой, но отвечай: веруешь ли ты в Сына Божьего?» Пораженный этими словами, философ только и нашел что промолвить: «Верую». Старец сказал: «Если веруешь, тогда пойдем со мною в церковь и там я приобщу тебя к этой истинной вере». Философ тотчас встал и последовал за старцем. Выходя, он сказал присутствовавшим: «Пока мне доказывали на словах, я словам противопоставлял слова, но когда из уст этого старца явилась божественная сила, то слова не могли противостоять силе, потому что человек не может противостоять Богу».

Подтверждаю сказанное философом о силе Бога, которой человек не в состоянии противостоять словом. Однако есть такие примеры у меня, когда человек, используя свою внутреннюю силу, начинает воздействовать на других людей с намерением подчинить их себе. Сказать, что такой человек от благого Бога действует, трудно, поскольку намерения его корыстны. Значит, действует он не от благого Бога. А если еще приплюсовать к этому выводу моё знание, что всё в Боге, в том числе Чёрт со всеми его бесами, то не спешил бы я на месте философа бежать за старцем.
Таких натяжек в православном учении хватает, но кто проверит, что ради Веры они делаются?! Надо Богу, чтобы верили люди в Троицу бездоказательно, вот он, опять же через Черта или через свою третью ипостась Духа Святого-Змея, подбрасывает чудо с камнем, из которого при воздействии на него руками человека вырывается с одной стороны пламя, с другой – течет вода. Нет у человека такой силы, чтобы из камня воду выдавить. Только в сказке о великане, соревнуясь с ним в силе, человек выдавливает, вроде бы, из камня, но – не из камня, а из сыра воду. Обманул он великана, выдав сыр за камень.
Вот и здесь, с благой целью отвлечь человека от знания в пользу Веры, допускается натяжка, которую кто проверит?!   

Цитата:
Бог Троица не есть какое-то застывшее существование, не есть покой, неподвижность, статичность. «Я есмь Сущий», — говорит Бог Моисею (Исх. 3:14). Сущий — значит существующий, живущий. В Боге полнота жизни, а жизнь есть движение, явление, откровение. Некоторые Божественные имена, как мы видели, имеют динамический характер: Бог сравнивается с огнем (Исх. 24:17), водой (Иер. 2:13), ветром (Быт. 1:2). В библейской книге Песнь Песней женщина ищет своего возлюбленного, который убегает от нее. Этот образ переосмыслен в христианской традиции (Ориген, Григорий Нисский) как погоня души за вечно убегающим от нее Богом. Душа ищет Бога, но едва обретет — снова теряет, пытается постичь Его, но не может постичь, пытается вместить, но не может вместить. Он движется с большой «скоростью» и всегда превосходит наши силы и наши возможности. Найти и догнать Бога значит самому стать Божественным. Как, согласно физическим законам, если бы какое-либо материальное тело стало двигаться со скоростью света, оно само превратилось бы в свет, так и душа: чем ближе к Богу, тем более наполняется она светом и становится светоносной…

Сравнение довольно близко передает истину о сущности Бога, которую, действительно, трудно понять земному существу. Но хромает (ниже) другое сравнение, когда вопрос касается Любви.

Цитата:
Священное Писание говорит, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8; 4:16). Но не бывает любви без любимого. Любовь предполагает существование другого. Одинокая изолированная монада может любить только самое себя: само-любовь не есть любовь. Эгоцентричная единица не является личностью. Как человек не может осознать себя личностью-персоной иначе как через общение с другими личностями, так и в Боге не может быть персонального бытия иначе как через любовь к другому персональному бытию. Бог Троица есть полнота любви, каждое Лицо-Ипостась обращено любовью к двум другим Лицам-Ипостасям. Лица в Троице осознают Себя как «Я и Ты»: «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», — говорит Христос Отцу (Ин. 17:21). «Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что (Дух) от Моего возьмет и возвестит вам», — говорит Христос о Святом Духе (Ин.16:14). «В начале было Слово, и Слово было у Бога», — так начинается Евангелие от Иоанна (Ин. 1:1). В греческом и славянском текстах здесь стоит предлог «к»: Слово было «к Богу» (pros ton Theon). Подчеркивается личностный характер взаимоотношений Сына (Слова) и Отца: Сын не только рождается от Отца, Он не только существует у Отца, но Он обращен к Отцу. Так каждая Ипостась в Троице обращена к двум другим Ипостасям.

По моему представлению, о чем подробнее в третьей книге, Любовь это средство соединения, которое я сравниваю с цементом в строительстве. Цементным раствором соединяются кирпичи в строительстве каменного дома, люди соединяются любовью в жизни. И не надо путать хрен с яичницей, что Православие делает, пытаясь объяснить суть Любви. Лишь частично оно право, поскольку без любви ничто не делается в этом мире, но – лишь частично, в основном же Любовь используется как средство соединения с последующим подчинением. Кстати, ТВ показывает какой-то американский фильм, в котором отражено как раз это наше качество Любви с использованием его в корыстных интересах. Бизнес одна красавица построила на этом: соблазняет она своим внешним видом богатеньких, те дарят ей обручальные кольца, а потом она показывает им свою сестру, то ли больную, то ли специально ряженую под больную и толстую, и говорит, что без сестры она своему другу не достанется. Богатенькие, увидев сестру, в ужасе бегут прочь, оставив подарки.

Цитата:
На иконе Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, а также на других иконах того же иконографического типа мы видим трех ангелов, сидящих за столом, на котором стоит Чаша — символ искупительной жертвы Христа. Сюжет иконы заимствован из упомянутого случая с Авраамом («Гостеприимство Авраама» — так называется этот иконографический извод), а все Лица Троицы представлены обращенными друг к другу и одновременно к Чаше. В иконе как бы запечатлелась та Божественная любовь, которая царствует внутри Троицы и наивысшим проявлением которой является искупительный подвиг Сына. Это, по выражению святителя Филарета (Дроздова), «любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого торжествующая силою крестной [3]». Крестная жертва Бога Сына есть также подвиг любви Отца и Святого Духа.

Един Господь в Троице, добавлю, потому, что задача у всех троих в отношении человека одна: вырастить из сотворенного человека Бога. Сотворенным здесь называется человек лишь условно правильно. Напомню, все люди в своем начале это частицы, отделенные от Единого. Они не сотворены, а выделены как части целого, или, другими словами, рождены Единым. Потом эти рожденные частицы передаются Богу, который называется Отцом-Троицей, и который, если образно, полученную от Единого начинку, упаковывает в материал, свойственный ему. Так пироги хозяйка делает с начинкой, только хозяйка это делает тестом, а Отец-Троица – своим материалом, который опять же образно называется глиной. Только начинка, которая от Единого, настоящая, а что поверх неё не настоящее. Оно как земля в литейном деле, из которой делается форма. Когда форма залита и отливка остыла, форму разбивают. Она больше не нужна.

Отец-Троица, повторю, только называется Отцом, в действительности он Отчим, который должен взрастить, в общем-то, не совсем своего сына. Но по образу и подобию своему (это касается формы): только тот сын, который в форме, родной ему.


Рецензии
Интересно... "Не бывает любви без любимого"
Бывет! Бывает Любовь как состояние, когда сосуд настолько наполнен, что эта любовь-радость изливается на всех и на вся.
Не испытывали? Просите Бога... ☺

Надя Бирру   10.07.2020 10:44     Заявить о нарушении
"Не бывает любви без любимого" это слова из цитаты. Я тоже с ними не согласен. Как цемент может быть без кирпича, сам по себе, так существует и энергия Любви.

Валерий Яковлевич Гендель   10.07.2020 12:20   Заявить о нарушении
точно!

Надя Бирру   10.07.2020 15:01   Заявить о нарушении