Ручей Мельничный

                За селом, в топком лугу, бьет из-под земли родник. Несколько фонтанчиков поднимают со дна песчинки, травинки и листочки. Из этого родника берет начало наш ручей, бойкий, узенький, извилистый. Наш околоток отрезан им от "центра".Через него есть мост, но зимой все предпочитают переходить напрямую, прямо по льду.Когда устанавливаются сильные сибирские морозы, ручей перемерзает до дна, на этом месте лед поднимается огромным пузырем, который тужится-тужится и потом лопается. Вода из этого резервуара быстро растекается, топит берега, курится паром! Вода идет и через мостик. Тогда мы оказываемся отрезанными и от школы, и от работы. Поскольку зимой мы все носим валенки, которые быстро промокают от воды, выхода у нас нет. Или идти , рискуя намочить ноги и простудиться, или пережидать стихию дома. На помощь приходит коммунхоз. Мужики долбят в речке огромную яму, в нее закатывают такую же огромную железную бочку , завозят дрова и бревна и начинают "топить" речку.               
               
                Разлившуюся наледь схватывает сильный мороз. На нашу радость образуется великолепный, гладкий и просторный каток. Правый берег довольно крут. С него прямо к ручью мы заливаем горки.Потом приносим санки, с разбегу падаем на них животом и стремительно скатываемся вначале вниз , с горы, а потом по инерции еще долго-долго по первозданному ледочку. Так делают девчонки. Мальчишки же прибивают к конькам деревянные ящики, садятся в них по-турецки и, ловко орудуя пиками, заостренными металлическими прутьями, мчатся наперегонки. Фонарей, конечно, нет. Но нам не страшно, так как костер отбрасывает на лед большое пламя, а когда дрова шуруют кочергой, поднимается каскад ярких искр. Это завораживающее зрелище! Кроме того большая луна качается в темном небе, посмеивается над нашими мокрыми, колом стоящими от мороза шароварами.               
               
                Дверь дома едва открываем негнущимися в промокших варежках пальцами. Снимаем и ставим у порога сначала валенки, потом штаны. Румянец ярко полыхает на щеках, душа просит горячего молока с сухарями или еще чего-нибудь съедобного. Ноги, заплетаясь, доходят до кровати...Сон, беспробудный, легкий до самого утра               
               
                Водилась в этой речушке всякая рыбья мелочь, именуемая нами -мулявки.Всё лето мы рыбачили. Существовало два способа  добычи, первая, с помощью марли или старого тюля. Два человека тащат по самому дну этот бредень, а третий идет навстречу и с помощью рук и ног "нагоняет" стайку в капкан. Пройдя несколько метров, тюль поднимаем и выбираем трепещущих мальков в ведерко или банку с водой. Особенно много удается поймать рыбы под мостом. Иногда в воде, извиваясь, как змей, и будоража подводный ил, шустро проплывает вьюн. Он  в нашем понятии, весьма коварен и несъедобен. На всякий случай выпрыгиваем из воды. а заодно согреваем свои озябшие ноги в теплом песке или на травке.               
               
                Второй способ довольно неординарный. В стеклянную трехлитровую банку крошится хлеб, потом плотно одевается крышка с вырезанной дыркои, за горловину банки привязывается прочная бечевка. Осторожно забредаешь, наполняешь банку водой и крепишь ее или с помощью камней, или веревки , привязанной другим концом к прочной палке. Часы ожидания ни в счет. Потому что в результате усердия мы, рыбаки, будем иметь превосходный обед.               
               
                На два кирпича ставится чугунная сковорода, под нее кладется хворост.Пока одни выдавливают пальцем внутренности рыбешек, другие уже накаляют масло на сковороде. Весь улов туда. Рыбки скрючиваются, съеживаются. Они сильно ужариваются, тогда приходится разбивать туда же куриные яйца, заблаговременно взятые прямо из гнезда. Готово. Великолепно! Ароматно! Каждому буквально по три ложки! Побольше хлеба и молока! Жизнь, воистину, прекрасна!!!!               
               
                Весной середина ключа постепенно протаивала, а вот по его берегам лежали толстые пласты ноздреватого льда. Эти глыбы нависали, как козырьки. над веселым и беззаботным ключиком. Нам было страшно интересно посмотреть, как выглядит этот лед из-под низу. Протискивались в узкую расщелину и оказывались в таинственной полупещере. Вода капала на лицо. Кусок льда мог в любую минуту нахлобучить исследователя. Но это не пугало и не останавливало. Иногда мы брали кусок отколовшегося льда, с силой бросали на землю, он рассыпался, как дорогая хрустальная люстра на множество тонких льдинок-подвесок.         
А сейчас резвый ручей усмирили. Из него получился спокойный , управляемый человеком пруд.


Рецензии
Татьяна! Рада прикоснуться к Вашему творчеству, к счастью, так далекому от нынешнего "стрима". Удивительно точно и образно восприятие сибирской природы: "лед поднимается...пузырем и тужится-тужится", "луна...посмеивается ...над колом стоящими шароварами" - настоящие находки художника! Ваш ручей "усмирили", но останется эта страничка в его биографии о другой, не усмиренной жизни. Пусть всегда будет "планов громадье" и рядом - удача!

Светлана Филина   06.02.2021 16:38     Заявить о нарушении
Большое спасибо,тронута Вашим вниманием.

Татьяна Евсюкова   06.02.2021 17:09   Заявить о нарушении