Бои местного значения

                Если каждого человека, погибшего во время
                Великой Отечественной войны, ПОЧТИТЬ
                минутой молчания, придется молчать 82 года.
БОИ  МЕСТНОГО  ЗНАЧЕНИЯ
  (Олег Мартынцов, из книги «Граб», 2003 г.)

          В январе 1943 года, как известно, пленением маршала Паулюса и остатков его армии завершилась Сталинградская битва.
Но когда еще шли бои в сталинградском кольце, началось освобождение Украины. 16 января 1943 года после многодневных кровопролитных боев было освобождено первое украинское село Меловое в Луганской области, а в начале февраля 3-я гвардейская армия генерал-лейтенанта Д.Д.Лелюшенко подступила к Ворошиловграду (ныне Луганск), первому областному центру Украины. Город был сильно укреплен, имел вокруг три линии обороны.
         Проанализировав положение, генерал Лелюшенко – сам донской казак, уроженец Ростовской области и бывший боец  первой конной армии Буденного, решил, прежде всего, ударить по тылам противника. Для этого он поставил боевую задачу перед 8-м кавалерийским корпусом генерал-майора М.Д.Борисова пройти  боевым рейдом вдоль железнодорожной линии Ворошиловград –Дебальцево. Корпус М.Д.Борисова, состоявший из трех кавалерийских дивизий, полка противовоздушной обороны, батальон истребителей  танков и дивизиона прославленных «катюш», прорвав в ночь на 8 февраля оборону противника, устремился громить гарнизоны и железнодорожные составы фашистов.
         Через пять дней беспрерывных боев, 13 февраля, кавалеристы блокировали Дебальцево и парализовали всю работу этого железнодорожного узла. Выполнив боевую задачу, конники могли возвращаться к войскам фронта под Ворошиловград, который, кстати, к тому времени (14 февраля   1943 г.) уже был освобожден. Но разведка донесла, что в районе села Фащевки гитлеровские войска строят укрепленную линию, а на реке Миус готовят глубокоэшелонированную оборону. Решено было нарушить планы фашистов.
          К тому времени, 15 февраля, самолетом У-2 был доставлен приказ генералу М.Д.Борисову двигаться в направлении Антрацитовского района Ворошиловградской области и в районе хутора Широкого ударом с тыла помочь 3-й гвардейской армии прорвать линию обороны противника. Эти сведения о рейде кавалеристов почерпнуты мною из книги «Памятные места Донбасса» (изд. «Донбасс», 1973 г., г. Донецк),  где этому эпизоду Великой Отечественной войны посвящена статья А.К.Белоконя «Рейд советских конников». В ней не упоминаются бои в селе Грабово.  Но говорится о том, как дивизия генерал-майора М.М.Шаймуратова и разведгруппа под командованием полковника Р.И.Головановского разгромила в обратном рейде штаб 62-й гитлеровской пехотной дивизии в селе Красный Кут, что находится на реке Миусинск, притоке Миуса, буквально в нескольких километрах от Грабово.
        Старожилы  Грабово, в частности бывший председатель Грабовского сельсовета М.А.Борисенко. Плановик-экономист В.Д.Лоленко, директор школы М.Ф.Гавриленков, жители села А.Д.Выдренко, Д.Я.Петренко, Я.Ф.Иванов, М.А.Голубова, И.С.Борисенко и П.И.Куликова, составившие в 1967 году «Справку об исторических сведениях села Грабово».  Утверждают, что как раз в эти дни, в феврале 1943 года в селе Грабово внезапно появились кавалеристы и навели страх и ужас на находившихся в селе немцев и их  приспешников.
      «Но вскоре, - пишут авторы упомянутой «Справки…», - немцы направили из Чистяково подкрепление с танками и артиллерией и бойцы Красной Армии вынуждены были отступить. Когда оккупированное с октября 1941 года Грабово вновь перешло в руки гитлеровских захватчиков, в селе произошла страшная трагедия.
       Дело в том, что несколько грабовцев из числа советского актива, во главе с учительницей местной школы Н.Ф. Шулькивской, решили похоронить погибших в том бою красноармейцев-кавалеристов со всеми почестями. Но как только немцы возвратились, то по предательству кого-то из односельчан, смельчаков арестовали, отвели на ближнюю станцию Рассыпная  и там расстреляли».
          Расстреляны были, как говорится в «Справке…», Н.Ф. Шулькивская, И.П.Петренко, М.М.Борисенко, и С.П.Тищенко, на могиле которых в мирное время поставлен памятник.
         Это был трагический эпизод в жизни села, но подобные ему во всех хрониках времен Великой Отечественной войны называли мимоходом как «бои местного значения».


Рецензии