Фронтовая полоса

                ФРОНТОВАЯ  ПОЛОСА
    (Олег Мартынцов, из книги «Граб», 2003 г.)

         Но чтобы понять всю суть той трагедии, крайне необходимо хотя бы вкратце, отрывками, воспоминаниями старожилов воспроизвести обстановку, царившую в те далекие военные годы.
Начавшаяся зимой 1943 года военная операция по освобождению Донбасса продилилась до самого сентября. И все это время фронт, как говорят старожилы села, «топтался по нашим головам». Ведь село было как раз в полосе известного из истории Великой Отечественной войны Миус-фронта.
         О том, что собой представлял «Миус-фронт» рассказал в своих военных записках участник боев за освобождение Донбасса, бывший командир полка и преподаватель высшей офицерской школы Борис Робул.
          В своей статье «Операция «Скачок», опубликованной в газете «Мелочи жизни» №№ 35,36. За 10 и 17 сентября 1998 года он пишет:
«Миус-фронт» - это колоссальная оборонительная система, сооруженная силами вермахта и предневольного населения на огромной территории от Миуса до Кальмиуса и от Азовского моря до Северского Донца.
На ней были созданы три оборонительные полосы.
         Первая – из трех или четырех позиций от западного берега Миуса и на глубину до 21 км. Вторая – из двух или трех позиций от западного берега рек Еланчик и Крынка на глубину до 11 км. Третья – из одной или двух позиций от западных берегов рек Кальмиус и Грузская и на глубину до 7 км.
          Немцы называли эту полосу «позиция «Черепаха». Кроме того, они начали сооружение четвертой полосы позиция «Крокодил» по реке Мокрые  Ялы.
       Для справки: позиция – это три линии траншей. Траншея – окоп полного профиля, то есть, солдат мог идти в нем в полный рост.
Общая протяженность всех траншей, нарытых в Донбассе в системе «Миус-фронт», превышала 18 тысяч километров.
           Между позициями и полосами были минные поля с плотностью до 1800 мин на один квадратный километр. Количество дотов и дзотов доходило до 12-15 единиц на 1 километр фронта.
           Кроме того, на «Миус-фронте», впервые были применены такие изуверские инженерные сооружения, как «волчьи ямы», каждая глубиной до 2-х метров и диаметром полтора метра.
       Дно было утыкано острыми штырями, а верх искусно замаскирован под траву. Попавшие в атаке в «волчью яму» бойцы были обречены.
       Новинкой были для нас и переносные броневые щиты, которые каждая пехотная рота получила по десятку. Но особо неприятной новинкой для советских войск оказались так называемые «крабы», которыми была усеяна вся позиция «Черепаха».
        Каждый «краб» представлял собой железобетонный или металлический колпак обтекаемой формы с массивным смотровым окном на петлях. Его привозили на специальных тягачах и устанавливали над ямой, стены которой укреплялись бетоном или рельсами.
          Конструкция окна предусматривала возможность ведения ближнего и дальнего огня. Когда наши атакующие цепи находились вдали, открывалось, окно и оттуда велся огонь из пушек малого калибра бронебойными и осколочными снарядами. С приближением  атакующих окно закрывалось и через решетку, расположенную в его нижней части, начинал строчить пулемет.
         Форма «краба» была настолько обтекаемой, что большая часть артснарядов рикошетировала.
«Крабов» было столько, особенно на реке Грузской, что Макеевский металлургический завод после освобождения за их счет полгода выполнял план по выплавке высококачественной стали.
         В целом же, все это дьявольское нагромождение живой силы и техники, врытой в землю и ввинченной в камень на просторах почти всего Донбасса, и есть то, что немцы называли «Миус – фронт – колоссаль».
          Это было справедливое название, и нам нельзя не согласиться с ним, ибо по всем параметрам система укреплений в Донбассе превосходила очень известные линии Манергейма, Мажино и Зигфрида. Фюрер считал, что она должна обозначить и закрепить южную часть восточной границы будущего Великого Рейха и превратить Донбасс во второй Рур.
         По плану «Скачок» задача сокрушить твердыню врага в Донбассе была возложена на войска Южного Фронта под командованием генерала Ф.И.Толбухина и левое крыло войск Юго-Западного Фронта генерала Р.Я.Малиновского.
          В составе  Ю Ф были 44-я армия генерала В.А.Хоменко, 28-я армия генерала В.Ф. Герасименко, 2-я гвардейская армия генерала Г.Ф.Захарова, 5-я ударная армия генерала В.И.Цветаева, 51-я армия генерала Я.Г.Крейзера и 8-я  воздушная армия генерала Т.Т.Хрюкина.  Левый  фланг ЮЗФ прикрывала  Азовская военная Флотилия  контр-адмирала С.Г.Горшкова.
           Левое крыло ЮЗФ состояло из 3-й гвардейской армии генерала
 Д. Д. Лелюшенко и 8-й гвардейской армии генерала В.И.Чуйкова.
          Этим двум армиям была оказана честь первыми 16 августа 1943 года начать наступление в Донбассе.
          Так выглядело все с военно – стратегической точки зрения.
Напоминаю, бои на Миус-фронте  длились с января по сентябрь 1943 года.


Рецензии