Художник Беляев Николай Яковлевич

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ БЕЛЯЕВ: участник Великой Отечественной войны, один из основателей Союза художников Загорска, Заслуженный художник РСФСР, Почётный гражданин Загорского района.

Родился Николай Яковлевич 28 мая 1916 года в городе Царицыне в семье школьного учителя физики, его мама была домашней хозяйкой.

С детских лет он увлекался рисованием. После окончания семилетки Николай учился одновременно в двух учебных заведениях: днём в фабрично-заводском училище, а вечером в художественной студии.

После училища Н.Я. Беляев работал дежурным слесарем-мотористом в городе Армавире.
В 1933 году он вместе с родителями переехал в Загорск (ныне Сергиев Посад) и поступил на работу чертёжником-художником в Птицеводческий институт. Потом его перевели в Москву, во Всесоюзный Институт животноводства в качестве художника-оформителя.
В 1936 году талантливый молодой художник поступил в Московское художественное училище изобразительных искусств Памяти 1905 года.

В 1939 году с последнего курса Николая призвали в армию. В конце 1939 года он был переведён в студию военных художников имени М.Б. Грекова.

В начале войны Николай Яковлевич был направлен на фронт в штаб обороны Москвы в качестве военного художника. Кроме того, он был внештатным корреспондентом газеты «Красный воин», где печатались его рисунки и выразительные антифашистские карикатуры.

В январе 1942 года с группой военных художников Н.Я. Беляев был направлен на Центральный фронт в 16 Армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский.

По прибытии в город Сухиничи Николай Яковлевич получил направление на передовую в 12 Гвардейскую дивизию в качестве бойца-военного художника и фронтового корреспондента газеты «Красный воин» и журнала «Красноармеец».

Живые зарисовки… они давались на передовой нелегко, Но Беляев сделал их сотни в самой гуще боёв. А иногда приходилось поглубже упрятывать в планшет карандаш и альбом и браться за оружие.

20 апреля 1942 года Николай Яковлевич был тяжело ранен, контужен. И молодого художника благодаря настоятельной просьбе командира Армии срочно отправили в Москву, к лучшим специалистам военного госпиталя.

Так легендарный полководец К.К. Рокоссовский, проявив свои лучшие душевные качества, сыграл решающую роль в жизни Н.Я. Беляева.

Ампутация кисти правой руки и последствия контузии могли заставить Николая Яковлевича навсегда отказаться от живописи.

Вернувшись в Загорск, Николай Беляев упорно приучал левую руку держать карандаш. От напряжения кружилась голова, иногда дело доходило до припадков – сказывалась контузия. Рука не повиновалась, не умела положить простейший штрих. Художника охватывала тоска. Уходил бродить куда-нибудь.

Однажды Беляева пригласили в Комитет по делам искусств. Приняли тепло, предложили должность художественного редактора «Политической открытки».

Три дня выводил Николай Яковлевич левой рукой каракули, заполняя анкету для поступления на работу. Счастливый, он в коридоре редакции чуть не сбил с ног своего учителя Павла Петровича Соколова-Скаля.

Выслушав ученика, Павел Петрович сказал: «Ты ведь художник, а не администратор. Материально трудно? Так что ж ты, адрес забыл?!» Эта встреча решила всю дальнейшую жизнь Николая Беляева.
Молодого художника поддержала любимая жена Тамара Леонидовна, преданный друг и муза творчества.

Весь 1943 год Н.Я. Беляев упорно трудился, преодолевая последствия ранения. Работал с пяти утра. Изо дня в день приучал он себя к тому, чтобы рисовать, а потом и писать картины левой рукой. Наконец что-то начинало получаться.

Летом 1943 года Беляев собрал загорских художников и предложил выступить с выставкой.

В ту голодную, трудную военную пору идея выставки, да ещё и с мирной тематикой, многим казалась неосуществимой: «Никто не придёт». Но Николай страстно отстаивал идею: «Пусть измученные войной люди увидят хотя бы с полотен мир. Пусть почувствуют, что он уже близок, наш первый мирный день».

Выставка открылась в декабре 1943 года в помещении трапезной Троице-Сергиевой лавры. И люди шли сотнями, приезжали из Москвы, из соседних городов.

Наступил 1945 год. Этот год победы над фашистской Германией стал годом личной победы Н. Я. Беляева. В 1945 году он был принят в Московский Союз художников.

Н.Я. Беляева всегда отличали настойчивость и упорство, с которым он трудился. Он искал свой собственный путь в искусстве.

Искусствовед Владимир Десятников:

«Двадцать лет, вплоть до 1962 года, Николай Яковлевич работал живописцем, участвовал во всероссийских, всесоюзных и международных выставках.
Беда нагрянула внезапно. Художник перенёс простудное заболевание, которое осложнилось ревматизмом. Врачи запретили заниматься живописью. Нагрузка для единственной руки была слишком велика. Что делать?

Самообладание и здесь не покинуло Н.Я. Беляева. По совету загорского художника Ц.Стоянова стал заниматься акварелью, что не требовало больших физических усилий. Не сразу овладел техникой. Но проходит немного времени – и Беляев становится непременным участником всех всесоюзных выставок акварелистов.

Акварель требует быстроты и точности. Это не масляная живопись, где можно долго «месить» краски. Надо стремиться сделать всё за один раз, «с одного удара», как говорят художники. Именно это качество и присуще Н.Я. Беляеву».

Искусствовед Пучкина:

«В многообразии произведений Н. Беляева прослеживается ряд тем. Разнообразные впечатления от посещения различных уголков нашей Родины, а также братской Болгарии, нашли своё отражение в его картинах.
Элегической поэзией проникнуты пейзажи подмосковных перелесков, холмов, оврагов, столь близких сердцу художника.

Робкая улыбка ранней весны и тихая печаль поздней осени, сказочная красота белоснежного зимнего убора природы и буйство весенних красок выливаются в стройную симфонию цветовых сочетаний на картинах художника.

Н.Я. Беляев улавливает тончайшие нюансы настроения природы, не переставая удивляться всё время меняющейся красоте окружающего мира и приглашая нас разделить с ним переживания прекрасного.

Особенно мил душе Н. Беляева Загорск с его древними памятниками, кривыми зелёными улочками, старыми домами и живописными прудами.

Этот старинный город служит неисчерпаемым источником вдохновения художника.
Нельзя обойти вниманием портретные работы художника, в которых видно стремление художника проникнуть в глубину человеческой психологии.

В портретах, пейзажах и натюрмортах Н. Беляева всегда видны поиски большого внутреннего содержания, стремление разглядеть сущность явления и поиски художественных средств для их выражения.

Красота зыбких световых переливов акварели на картинах живописца воспринимается особенно свежо, так как в наши дни большей частью ценится выразительность локального красочного пятна. Художник довольно умело пользуется этой довольно сложной техникой, не терпящей поправок и позднейших добавлений.

Глубокое осмысление и завершённость замысла, умение собрать в единое целое элементы композиции на картоне приближают акварель Н.Я. Беляева к станковой картине. Большое мастерство, безошибочное чувство цвета способствуют выявлению богатейших возможностей этого вида живописи».

Искусствовед Владимир Десятников:
«Надо обладать большим жизнелюбием, чтобы так много работать и всюду успевать, как это получается у Н.Я. Беляева.

Он был в числе организаторов и одним из первых председателей Московского областного отделения Союза художников, неоднократно избирался депутатом Загорского горсовета, руководил комиссией по вопросам культуры».

Н.Я. Беляев – кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Лучшие работы Заслуженного художника РСФСР, Николая Яковлевича Беляева можно увидеть Русском музее в Ленинграде, в Центральном музее Вооружённых сил, в музеях и галереях Свердловска, Перми, болгарского Плевена и других городов. Большое количество картин Николая Яковлевича находится в запасниках Сергиево-Посадского художественного музея-заповедника.

После кончины Николая Яковлевича Беляева в январе 2001 года дочь художника подарила несколько картин библиотеке им. А.С. Горловского.

Вдова Николая Беляева долгое время проживала в Москве вместе с дочерью. Тамара Леонидовна была в курсе всех событий, происходящих в Сергиевом Посаде, с удовольствием общалась по телефону с друзьями из родного города и просматривала телевизионные передачи телеканалов «Тонус» и «Радонежье».

(Раиса Бобрешова, 2020)


Рецензии
Большое спасибо за этот рассказ. Удивительная судьба прекрасного и сильного духом человека Николая Яковлевича Беляева. Нашла в Интернете его картины и восхитилась талантом художника. Даже не верится, что они написаны ЛЕВОЙ рукой. А его любовь к жене поистине достойна особой поэме. Вот только на памятнике написано, что он умер в 2004 году, а в вашем рассказе указана дата 2001г. Да благословит вас Господь делится сведениями о замечательных людях, которые "гостили на земле".

Валентина Васильева 4   13.07.2022 02:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.