глава 22 Фурцева проникает в тайны Одессы

…Мои  послания в аппарат Хрущева с анализом рынка искусства и антиквариата в Европе с перечислением сотен спасенных мной из макулатуры инкунабул  были бы пустым звуком, если бы я не представил  каталогов аукционных домов «Сотбис»,  «Кристи», «Тойярд» с валютными ценами Екатерине Алексеевне Фурцевой. Она была назначена министром культуры  СССР.  Фурцева впорхнула в Одессу, словно майский мотылек. Она озиралась по сторонам с любопытством бабочки махаона. Ей напели в уши залетные из Москвы острословы, что Одесса кишит ворами и блатными евреями. Она смеялась.  Однажды она сказала мне: - Я хочу ознакомиться с коллекциями картин, бронзы, книг братьев Вайнштейнов, Ашкинази, Франкони, Либмана. Где можно увидеть картину «Торжество Ваала»? Меня заинтриговала легенда о величии и торжестве еврейского народа. Почему евреи покидают Одессу? Что именно привлекло их в Израиле? Свобода?
- В Одессе есть все. Даже свобода манеры письма художника. Но не всем в Горисполкоме и комиссии по культуре дано ее узреть,- сказал я.- Картины великих мастеров никто не продаст в  Одессе. Еврей не будет светить свой капитал. Поэтому возникла легенда, что в Одессе нет богатых евреев.
 - Куда же они делись? Почему три богатых еврея возглавляют главк «Вторсырье.
 - Они создали его.
 - Чего они боятся?
 - Что вскроется их бизнес на макулатуре.
 - Кто эти люди? Назовите фамилии.
 - Это очень умные и осторожные люди. Они не держат в Одессе свои сокровища.
 -Найдем, - засмеялась  Фурцева.- Познакомьте меня с ними. Я понимаю: ни один еврей не назовет себя состоятельным  человеком.Я не сторонница крутых мер и арестов. Надо найти с гениальными евреями Одессы общий язык.Арестовать их мы всегда успеем, но кому тогда мы передадим структуру "Вторсырья"? Простому балбесу? Мы должны заинтересовать умных евреев. Они знают тайны Одессы лучше русских.
...Фурцева изучала музеи Одессе, храмы, архитектуру. Музеи Одессы не имели картин Репина, Куинджи, Серова, Левитана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Александры Экстер. Музеи Одессы не рисковали  покупать  картины модернистов. Поэтому в музеях Одессы нет картин Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Александры Экстер. Фурцева полагала, что картины модернистов лежат в запасниках в подвалах музеев. Осмотреть запасники музеев-  главная задача. Потом все старые  склады  конфиската чекистов.В главном управлении КГБ ей объяснили, что склады Чекистов закрыты.  Ее не пустили даже после  визита в Обком партии.Отказ еще больше подстегнул  ее любопытство. Тогда Фурцева решила  проникнуть в богатые еврейские дома и усадьбы меценатов. Что она искала? С какой целью? Зачем скупала картины уехавших в Париж в 1919 году еврейских художников? С какой целью  пыталась выйти на влиятельных евреев и обрести связи в еврейских  кругах? Узнать,  кто располагает валютными ценностями?  Валюты у одесских евреев кот наплакал. Разве что у дельцов «Вторсырья». Почему Фурцева решила сделать набег на  Одессу? Она  не сумела выйти ни на одного богатого  еврея. Она постоянно расспрашивала меня о богатых дельцах, художниках, врачах. О связях с зарубежными лицами. Полковник Корзухин относился к ней, как к авантюристке. Прослеживал ее связи и игру. Ее эмоциональная натура требовала  новых впечатлений, знакомств. Она вела  охоту на интересных и талантливых людей, словно собирала гербарий. Она вообразила себя Матой  Хари, мечтала  открыть чарующие тайны, старинные склады  Одесской церковной епархии, где много добра в закромах. Сотни дорогих икон с золочеными окладами, панагии работы  Овчинникова. Почему она не искала сокровищ духа? Ни один писатель не интересовал ее в Одессе. В Отраде жил в то лето Константин Паустовский. Фурцева могла встретиться с ним. Фурцева оживилась, когда узнала , что сотни тонн старинных книг томятся в подвалах церквей на «Седьмой станции» «Большого Фонтана». Не говоря уже о заброшенных церквях России. В Архангельской области я однажды побывал в трех глухих районах и увидел, как старинные оконные проемы закрывали расписанными иконами семнадцатого века. В Нарьян-Маре топили печи старинными иконами. В Одессе это невозможно.  Народ  набожный. Пять синагог. Тридцать шесть церквей.

    До 1919 года в Одессе была самая знаменитая школа иконной живописи. И  вдруг закрылась. У Фурцевой проснулся интерес к старинным домам и усадьбам эмигрировавших миллионеров.  Ее заряжали  волшебной энергией старинные вещи, инкунабулы.  В июне  Фурцева была на приеме на даче у Хрущева и сказала:-  Уехавшие в Израиль в 1922 году евреи бросили все фабрики и заводы. Богатых евреев в Одессе нет. А нам нужны инженеры. 
- Найдем,- сказал  Хрущев.- Одесситы талантливый народ.
- Нужна особая еврейская фантазия и предприимчивость. Трезвость финансистов, умение идти на риск и неустанно изобретать сотни новых вариантов. Евреи создавали в Одессе  инкубатор коммерческих идей. Евреи  владели  до революции всеми мукомольными фабриками, магазинами, заводами, пивоварнями, библиотеками, архитектурными и строительными компаниями, больницами, ресторанами.
-В городе появились новые структуры-сказал  Хрущев.-Мы должны развивать советскую промышленность. Создавать новые заводы и фабрики. Мы не допустим  падение  экономики. В Одессе развивается городская  инфраструктура, строятся фабрики, заводы. Мы построили сорок семь новых причалов в Одесском порту. Строим новый порт в городе Ильичевске на Сухом лимане.
-Я хочу обратить ваше внимание на проблемы культуры. Кто дал указание закрыть все  все синагоги Одессы и отдать под спортзалы? Это колоссальная ошибка. Тысячи евреев уезжают в Израиль. Кто будет поднимать торговлю, управлять базарами, пищевой промышленностью? Появились тысячи спекулянтов азиатов. Ни один еврей  не торгует на городских рынках Одессы. Азиаты взяли всю торговлю в Одессе в свои руки. Конкурентом на рынке стал  мусульманский мир.  Евреи  робко  мелькают на арене жизни. Очень редко встречается еврей на руководящем посту. Мусульмане установили на всех городских рынках Одессы свои цены. Евреи имеют три вида сорта товаров в уме, а в жизни пять сортов. Пять  знаков качества. Это  пять миров  Одессы. Они ввели на рынках понятие: пересортица! Это гениально. Сортировка идет каждый день на всех складах Одессы. Третий сорт дешевле в три раза…
- Это мелочь, зачем  нам одесские торговые гешефты?- сказал нервно Хрущев. -Нужно развивать одесский порт, четвертый по грузообороту в СССР. В Одессе сегодня в восемь раз больше заводов и фабрик, чем было до 1918 года. Да, было когда то в Одессе чудесное  «Порто Франко». И мы опять возродим эту прекрасную модель торговли, разработанную в Италии в интересах бедного народа, где цена ввезенного заморского продукта будет всего лишь на десять процентов выше закупочной. Будем продавать Европе пшеницу.  Заморозим цены на продукты в Одессе и выживем спекулянтов. Евреи никогда не были спекулянтами. Да, они коммерсанты, для них важен опт.  Азиаты, не имеющие одесской прописки, не должны торговать в Одессе. Введем твердые цены. Не нравится, не бери. И вообще, что  делают в Одессе мусульмане? Главным образом перепродают товары. Деграданты. У них нет токарей, сталеваров, сварщиков, крановщиков. Мы должны развить промышленность, построить «»Одесский судоремонтный завод» . Два дока для ремонта кораблей. Создадим новый порт на "Сухом лимане" в Ильичевске. Одесса станет  промышленным гигантом, а не зоной  перепродаж  продуктов на рынках. Да, я знаю,  евреи держали до революции весь бизнес в Одессе, все мельницы, все мукомольные комбинаты, все банки. Но  где эти люди сегодня?  Уехали! Неужели они стали в Израиле миллионерами? Кто-то создал дурацкий миф, что исключительно  евреи могут поднять Одессу. «Порто Франко»- не еврейская модель. Но кто-то усиленно пытается навязать нам  миф, что именно евреи спасли Одессу. Я тщательно изучаю  их тактику и стратегию, я ценю гениальный еврейский подход. Мы с радостью поможем всем талантливым людям.Неважно еврей или украинец, молдаванин.Откроем в Одессе откроем новую картинную галерею. 
 Хрущев внимательно слушал Фурцеву, а после ее ухода потребовал принести ему список всех дореволюционных еврейских писателей.  На первом месте, как считали старые одесситы, был гений еврейского мира Мойше Сфорим. Ему ни в чем не уступали Мендель  Ахад ха-Ама, Х. Н. Бялика, М. Бен-‘Амми, С. Дубнов, М. Дизенгоф, А. Друянов, В. Жаботинский, И. Клаузнер, Э. Левинский, И. Равницкий, Х. Черновица, Менделе Исаак Сфарим, Самуил Фруг, Шалом Черниховский. Фурцева намеренно упоминала в первую очередь только евреев,ибо они не пользовались популярностью при Хрущеве. Она усмехнулась, увидев усмешку на губах Хрущева, и стала перечислять писателей, поэтов, принадлежавших к юго-западной школе. Не забыла упомянуть о Исааке Бабеле, Эдуарде Багрицком, Семене Гехте, Вере Инбер, Илье Ильфе, Льве Славина.
- Вы ходячая одесская энциклопедия,-усмехнулся Хрущев.-Вам поставят памятник.
   Фурцева сказала: об чем речь, Никита Сергеевич, увы, сегодня в Одессе больше нет писателей. Бабеля расстреляли. Все одесские гении уехали во Францию. Паустовский бывает в Одессе наездом. Валентин Катаев перебрался из Одессы в Москву. Уехал  в Москву и ютится в подвале даже патриот Одессы Юрий Олеша. Одесса осиротела. Но она может сыграть немалую роль для страны. Остались пять еврейских  писателей, которые живут  в одной коммунальной квартире.
-Ну и что?!- сказал Хрущев.-Сейчас не до писателей. Подготовьте  выкладки по  экономическим вопросам и промышленным этапам развития Одессы.Мы должны срочно построить в Одессе двадцать пять новых пятиэтажек.  Объявим конкурс: «Одесса открытый город». Пусть едут в Одессу инженеры, врачи, ученые всего мира. Пусть едут французы, англичане, немцы,китайцы. Для нас все люди равны: евреи, русские, украинцы, молдаване. Утвержден план зонального развития СССР и план развитии Одесской области. Пусть соревнуются русские, евреи, украинцы. Ты помнишь  фильм «Время, вперед!» по сценарию Валентина Катаева? 
-  У простых одесситов  нет денег для покупки квартир ,- сказала Фурцева.- В селах ужасающая нищета. Воды нет. Колодцы пересохли. Дороги разбиты и размыты. Кто поднимет села Юга Украины? Что могут сделать инженеры при  окладе в  сто рублей?  Нужны новые модели станков, автомашин. Мы  выпускаем древний автомобиль «Победу». Это старинный немецкий «Опель»…
- Мы непременно создадим в Одессе первым делом "Дом ученых" и «Клуб инженеров». Мы должны срочно подготовить для Совмина технические проекты подъема Юга Украины и всех портовых городов на Черном море,- стукнул кулаком по столу Хрущев. -Надоели мне все эти разговоры о сказочном и дешевом городе «Порто Франко». Да, любопытная модель: отделили итальянцы припортовую часть Неаполя и создали зону продаж товара по закупочным ценам. Казалось бы абсурд.Зато какой стимул: люди ринулись работать и жить, строить Неаполь,заводы, корабли. Скопировали модель. Обнесли Одессу рвом глубиной в два метра и не пускали в эту перепродавцов. Ни одного мусульманина. Никто не имел права накручивать цены в Одессе в черте Порто-франковской улицы и Приморского бульвара. Фантастическое по смелости технологическое решение.  И это правильно! Цену определяет производство  и плановая экономика. К черту барыг, перекупщиков, тунеядцев мусульман. Торгаш- это паразит. Гениальный человек граф Ланжерон. Приказал одесситам вырыть ров вокруг города. Как в средневековое время. И народ устремился именно в припортовую зону жить и строить дома.Это был пробный шар,придуманный в Неаполе. Это была замануха в целях создания дешевой жизни. Увы, сегодня в СССР невозможно «Порто Франко». Дешевая еда- это пол дела. Нам нужно развивать производство. Мы и без модели "Порто Франко" опустим цены в магазинах. Нам нужны новые технологии промышленности и производства. А «Порто Франко»- это чудесная модель прошлого.Сказочный средневековый мир. Нам важно развитие  инженерного мира. Я не против стимулирования воображения и фантазии. Без людей науки мы будем топтаться на месте много лет.
- В Одесской школе живописи появился Давид Бурлюк, Михаил Ларионова, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Леонид Пастерна,- лепетала Фурцева. -Девяносто художников  модернистов уехали из Одессы в Париж, а ведь прежде  в Одессе  каждый год проходили «Салоны Издебского», собирались коллекционеры со всей Европы. В картины вкладывали деньги. Украшали салоны, театры. А сегодня в домах Одессы негде вешать картины.  Остались трущобы. 
-Я же сказал, мы срочно будем строить пятиэтажки в Одессе,в Тирасполе, в Николаеве, в Мариуполе,-сказал с иронической усмешкой Хрущев. Необходимо создать  средний класс. Главное поднять производство. Будем выделять рабочему классу ссуды на покупку квартир. Дадим бесплатно квартиры перспективным инженерам, ученым,  летчикам.Всем писателям.
- На фоне бывших одесских дельцов, описанных Исааком Бабелем, мне вспомнился герой рома Оноре Бальзака Гобсек. Этот человек  давал деньги под проценты людям большого света. А бедным давал в долг деньги без процентов,- сказала Фурцева.-  Мы должны  запустить на рынке   механизм льготных кредитов под один процент и увеличить в обороте денежную массу, обеспеченную энергией. Нужно развивать частную инициативу. Деньги на сберкнижках населения находятся под три  процента. Денежная масса народа не работает на развитие экономики. Деньги могут быть обеспечены киловаттами, ньютонами, джоулями и килокалориями.
 - Ну,  ты и загнула,- сказал Хрущев.
 - Нам нужна конкуренция новых творческих идей, - сказала. Фурцева.
 - В чем же заключаются  твои  новые идеи?- сказал с иронической усмешкой Хрущев.
 -Нужна  конкуренция  новых инженерных идей. Нужны новые подходы в науке, в сельском хозяйстве, в литературе. Человеческий глаз не видит перспективы в паутине  обыденности. Именно наука должна создавать новые идеи и концепции.  Нужна конкуренция новых прорывных идей. Новые автомашины, трактора.
- Вот и создавай новые направления в науке, в живописи, в искусстве, - усмехнулся Хрущев. - Это мы проходили. Читали Маркса.  Где эти новые формы промышленности? В живописи? В развитии городов? Я видел старые улочки Одессы, старые причалы порта,  тесные дворики Молдаванки. Убогие домики из ракушняка, увитые диким виноградом. Жалкая поэзия убогой  одесской Слободки и Пересыпи, деревянные балкончики и лесенки. Асфальта нет, улицы покрыты плитами, привезенными в качества балласта из Италии в начале прошлого века. Это романтическое старье одесские   художники  преподносят нам, как плоды школы  импрессионизма. Одесса славится своим портом! Вот главное! А промышленность не развивается. Старые дома. Водопровода и канализации  в квартирах нет.  Все эти дачные лачуги, увитые виноградом, просто  труха. Художник  видит мир иначе, чем мы с тобой . Художник должен пробудить в народе энергию творческого заряда. Художнику нужны перспективы виденья в новых моделях  города. В  природе идет непрерывная борьба различных форм. Новых понятий красоты, как высшей формы контрастов и гармонии. С исчезновением  конкуренции художественных форм мир омертвеет. А художники Одессы пытаются украсить город пестрыми двориками с садиками и сиренью. Эта гнилая романтика  Молдаванки, Слободки и Пересыпи напоминает мне лачуги старого  Стамбула с разрушенными причалами и складами, затопленными во время войны кораблями…Все это напоминает рассказы Александра Грина. Всю эту затопленную после войны ржавую одесскую флотилию  надо резать на металл.
- ВАжен контраст!ИМенно руины «Коллизея»  дают толчок воображению,- сказала Фурцева.-Искусство  поможет нам совершить промышленный прогресс,- Нужны  новые художники, новый взгляд на мир.  Важен контраст. Новые  модели причалов нового порта, как агитационный  ряд. Я предлагаю внедрить в Одессе новую программу:  «Город будущего». Соцреализм в живописи не способен  обогнать время. Нам важен спор, конкуренция, диалог.
- Я готов поставить такую  задачу перед «Министерством культуры»,- сказал Хрущев.-  Дадим два десятка квартир в Одессе  мастерам живописи. Но кто будет покупать  картины? Ты говоришь,  в Одессе народ беден? Мало денег у крестьян. Нет паспортов? Зачем им картины?  В стране нет денег? Деньги напечатаем. Дадим дорогу молодым художником. Людям  нужна работа в промышленности. Все  упирается в экономику. А не в искусство.  Важна новая прорывная  плановая экономика.Технический прорыв. А миллионы людей до сих пор ходят в церкви. Ты подумай о том, как их завлечь в музеи космонавтики. Как вырастить новую армию инженеров и ученых. Русская деревня устарела, как модель. Село нужно совместить с зоной промышленности. У нас вся надежда на  рабочий класс. Мне нужен прорыв науке. Нам нужно освоить космос.
 - Максим Горький как то сказал, что советская Россия может стать страной роботов и духовно нищих технарей,- сказала  Фурцева.- Мусульманский мир не предсказуем. Он затопит Россию.  Торговля стала главным стимулом жизни всех мусульман в СССР. Большинство мусульман в Москве дворники, продавцы. Разнорабочие на стройках. Грузчики в магазинах. Индустриального  производства нет ни в Дагестане, ни в Узбекистане, ни в Киргизии, ни в Таджикистане..  Мусульман на Юге России  стало больше чем русских. Все мусульмане СССР на базарах, а не на производстве.  Стереотип торгаша мусульманина надо ломать.  Где советские мусульмане ученые,  инженеры, врачи, писатели,  художники, актеры? Все мусульмане, переселившиеся в Москву, в Одессу, в Киев бывшие крестьяне. Почему они не продают выращенные  фрукты и овощи в Таджикистане? В Узбекистане, Киргизстане, Казахстане?  Почему все мусульмане торгуют в Москве? В Одессе? Неужели их талант заключается только в умении торговать? Это средневековье.  В технике они не разбираются, токарей и слесарей среди них нет. Инженеров нет. Неужели призвание мусульман- быть дворниками? Или  торговать. Почему мусульмане  не могут производить технику, лить сталь, добывать уголь, стоить домны? Мусульмане оккупировали все базары СССР. Особенно азербайджанцы. Они  не будут работать в колхозах, на заводах.  Они оккупируют все рынки Москвы, Ленинграда, как саранча. Разве этому их учил Магомет?
- А какое это имеет отношение к художникам и коллекционерам? Мы уходим  от темы,- сказал Хрущев.
-Мы должны отображать на картинах  жизнь России. А не базары. Искать таланты,- сказал Фурцева.- В Одессе живут сотни молодых художников энтузиастов. В Бухаре живет триста мастеров по выделке ковров. Почему в  Баку нет  ни одного центра искусства? В Алма Ата живет триста художников. Где их картины? Почему в Бухаре  нет рынка живописи?.Нет новых школ искусства.  Нет выставочных залов.
-Построим,- сказал Хрущев.- Назови мне имя хоть одного известного художника мусульманина? Ученого мусульманина из Новосибирска, Владивостока, Сахалина? Художники СССР могли бы войти в историю, но почему то они  не отражают наше время? Нет картин заводов и цехов, нет поэзии производства! Нет картин  Владивостокского порта. Нет картин города Батуми. Нет картин города Баку. Нет картин Хабаровского края. Где новые картин с видами Амура, Лены, Енисея. Сибири? Мы должны создавать новые миры, а что мы видим сегодня на выставках картин  Москвы? Милые старинные улочки и церквушки. Мы умиляемся на картинах видами старой Одессы, старой Москвы. Ах, какие милые русские старинные улочки.. Ах, какой чудесный вид с Воробьевых гор на Москву реку. А где картины заводов Москвы? Где картины Курильских островов? Где картины побережий Аральского моря? Море пересохло и исчезло. Мелеет Амур. Он течет с каменистого плата Соянско -Зейского хребта и подпитывается водами на Амурозейской равнине, где расположено Зейское водохранилище. Это второе Сердце России. Отсюда берет исток река Лена. Река Уда, река Тором, впадающая в Охотское море. Где картины Сибири? Картины Дальнего Востока? Камчатского края? Якутии? В СССР нет ни одной картины побережий Охотского моря. А  в Третьяковской галерее нас ублажают  картиной  «Грачи прилетели».  Кстати, вы знаете,  кто ее написал?
-Хрущев смутился.
-Алексей Кондратьевич Саврасов,- сказала  Фурцева. - Репин не решился поехать писать картины Сибири. Левитан  писал картины  Подмосковья. Почему-то Шишкин  не писал картин заводской Москвы. Мы должны создать борьбу новых течений в живописи. Создавать новые школы авангардизма, сюрреализма, пуанктализма, как в Париже, в Лондоне. Во всем капиталистическом  нет запретных школ  живописи и скульптуры…
 …На другой день Хрущев вызвал министра культуры Михайлова и предложил уйти в отставку. Новым министром культуры была назначена Екатерина Алексеевна Фурцева.
  На заседании политбюро  ЦК КПСС были поставлены задачи: вернуть  в СССР  из Франции известных художников и деятелей искусства. Наладить культурные контакты с Западом в сфере искусства и литературы. Вместо  срочно созданного в Одессе «Еврейского клуба» создать «Интернациональный клуб». Создать новые культурные  программы художников модернистов, урбанистов.
  Хрущев к великому удовольствию получал заряд энергии при  общении с Фурцевой. Все в  ней дышало энергией поиска нового. Она умела угадывать некую тайную жилку человека. Ему докладывали, что она общается и бывает в ресторанах Одессы  с художниками, журнаистами и  патриотами старой Одессы, жителями Слободки, Молдаванки, Пересыпи. Изучает нравы жителей, социальный состав семей, психологию и интересы, отношение к еврейским семьям, посещает синагогу на Пересыпи, ходит в гости к вдовам бывших коллекционеров и предпринимателей. Бывает на дачах пожилых евреев. Что за всем этим стоит, должна выяснить разведка…


Рецензии