Кино. Каскадеры на подхвате Из ироничной трилогии

Фильму «Спортлото-82» и нашей юности посвящается

Пролетело уже много лет с тех пор, как произошли эти события.  Напомнила мне о них фотография, вернее, кадр из фильма «Спортлото-82», который разместил в Фейсбуке мой старинный — еще со школьной скамьи — друг. Плохой, откровенно говоря, кадр, вдруг удивительно ясно осветил в памяти события давно минувших лет. Все, произошедшее с нами тем далеким жарким летом, было неожиданно, необычно и абсолютно немыслимо в современных реалиях.
Как принято говаривать, мы были в ту пору молодые, энергичные, заводные. Учились в Одессе, жили в общаге. Можете себе представить это сочетание: молодость, Одесса и общага!  А впрочем, не старайтесь – не получится, если сами так не жили. Главное – не завидуйте сильно.
Для полноты картины добавлю, что «Историю КПСС» (Боже, как странно и удивительно нелепо это звучит; так далеко, словно в прошлой жизни) нам читал В.Ю. Жариков, который по совместительству руководил группой каскадеров в Одесской киностудии. В связи с принадлежностью к чуждому, капиталистическому миру, в СССР такой профессии, как каскадер, не было.
И, тем не менее, Жариков поставил много классных трюков, которые вошли в историю мирового кинематографа. И это без прикрас. На его счету больше 100 эпизодических ролей в полусотне фильмов. Самый яркий из его фильмографии, пожалуй, — «Место встречи изменить нельзя». В этой знаменитой картине он не только ставил трюки, но еще и исполнял их лично. Помните милиционершу, которую сбивает машина? На перекресток выбегает милая актриса, а вот кувыркается по асфальту, демонстрируя накачанные ноги, уже наш педагог. Или многострадальную официантку, выброшенную из окна ресторана? Да, и это был Жариков. А эффектная автокатастрофа во время погони за Фоксом? Постановщики трюков в Голливуде были поражены тем, что во время трюка в кабине сидели каскадеры! Во время погони бандитский грузовик на огромной скорости пробивает забор, переворачивается в воздухе и падает в реку. Снимали с одного дубля тремя камерами. И во всем этом Владимир Юрьевич принимал деятельное участие.
Благодаря нашему педагогу, мы имели возможность от случая к случаю подрабатывать в массовке. Советскому студенту 5-10 рублей никогда не были лишними. Поэтому весь процесс съемки, хоть и в общих его чертах, был нам знаком.

История эта случилась в начале августа 1981 года. Мы находились в нашем очередном крымском походе, последнем, как нам тогда казалось, в полном составе. Была у нас такая традиция — бродить с рюкзаками по диким местам. На Ай-Петри в то время можно было подняться только на своих двоих. Канатная дорога была еще в проекте, вернее, тогда уже приступили к работам на верхней станции. Поэтому в те времена склоны Ай-Петри были совершенно первозданным, необыкновенно красивым, диким местом.
Шумела нетронутыми травами яйла, бегала всякая живность, ходили лесники. На Ай-Петри, несмотря на не очень большую высоту, проходят сложные альпинистские маршруты — 5 и даже 6 категории.  Почти над самым морем вздымается отвесная километровая стена из камня, благодаря чему гора кажется значительно более высокой и более сложной для восхождения. Мы, конечно, такими тропами не ходили. Но и на наших маршрутах попотеть приходилось изрядно. Порой даже приходилось закрывать рот своему внутреннему голосу, который бубнил: «Ну, посмотри: позади море, нормальные люди на пляже нежатся, а ты тут семь потов льешь и прешься, непонятно зачем, в гору».
Обращенная к морю стена Ай-Петри весь день находится на солнце, жар от нее, как от мартена. Так что тяга к морю, которое зовет, манит за спиной, прямо пропорциональна достигнутой высоте подъема. Перед глазами — раскаленный камень стены, а позади и, кажется, прямо у твоих ног — море. Иногда даже казалось, что в ушах звучит: «Пааахлавааа, мороженое, кукуруууузааа!». Но тот кайф, когда все и позади, а ты уже стоишь на вершине, ни с чем не сравнить.
После восхождения, как ритуал, на вершину у нас была традиция: каждый год мы преодолевали остаток пути по новому, не хоженому еще маршруту. В тот год мы прошли Большой Каньон по дну (была жуткая гроза, там тоже есть, что вспомнить), а потом поднялись и прошли по гребню. Красоты необыкновенные. Повторюсь: места эти в те времена были дикими, неисхоженными толпами неорганизованных, дурно воспитанных туристов.
Наше путешествие подходило к концу, мы возвращались обратно, проходя по яйле, выходили обратно к Ай-Петри. Жара стояла невероятная. Вода наша давно закончилась, во рту — Сахара. На подходе к перьям мы с удивлением обнаружили большое скопление автомобилей и автобусов. Подойдя чуть ближе, разглядели стоящие в этом скоплении пожарные машины и даже цистерны.
Сильнейшая жажда немедленно толкнула нас к долгожданному водопою. Мы ускорились, иногда переходя на бег, и уже скоро нежились в тени одной из пожарных машин, привалившись к большим колесам и попивая воду. Вода была теплой, но умыться и напиться вдоволь все равно было для нас большим наслаждением. Тем более, что это было еще и неожиданностью.
Придя в себя от живительной влаги, мы наконец поинтересовались причиной скопления здесь такого количества людей. Нам объяснили, что снимают фильм про Спортлото. Почему-то мы решили, что это рекламный ролик, призыв к народу участвовать в лотерее, потерявшей уже в то время популярность. Известие это нас повеселило, и мы стали острить на эту тему.
В дискуссию с нами не вступили. Но поинтересовались, есть ли у нас боязнь высоты. Мы, конечно, выпятили грудь и заявили о своем полном бесстрашии. Нам указали на канатный мостик, который был растянут над расщелиной, разделяющей перья-пики вершины.  Пропасть под мостиком была приличная, метров 300. Выглядела эта переправа довольно шаткой, без горизонтальных растяжек. По бокам мостика лежали ящички из жести, а внутри них было что-то вроде пакли: спрессованные шашки, залитые до самых краев ящиков соляркой.
Я совершенно не помню человека, который с нами говорили, как и сам процесс переговоров. Суть была вот в чем: мне с другом (Игорем Демановым) надо было пробежать по мосту. За это нам посулили по 25 рублей каждому. В тот момент мы проскочили бы по этому мосту даже за глоток прохладной воды. Переговоры закончились быстро.
На меня надели шляпу и пиджак, на Игоря спортивную шапочку и футболку. Шашки поджигали, а затем мы бежали между ними: так создавался эффект, что мы бежим по горящему мосту. После каждого дубля пожарные доблестно тушили мостик. Шашки горели и от жары, упираясь друг в друга, они приподнимались. Зная это, можно легко заметить этот киноляп при просмотре фильма.
Пробежали, как мне помнится, не меньше трех раз. Честно говоря, бегать было не очень приятно. Было очень жарко и без пожаров, а тут еще и огонь, который буквально хватает за ноги, клубами валит едкий дым, видимости никакой, под ноги расплескивается скользкая вонючая солярка. Мост же при всем этом сильно раскачивался. Обстановочка, доложу вам, еще та! Но мы справились, получили по четвертному и благополучно спустились к морю. Сейчас я понимаю, что мы сильно продешевили, но тогда, опьяненные простой водой, и, самое главное, увлеченные этим волшебным и захватывающим действием под названием «съемка», мы совершенно не думали об этом.
Съемки быстро забылись после спуска к морю. На пляже мы встретили завхоза расположенного неподалеку детского санатория имени Розы Люксембург. Ввиду наличия соответствующего снаряжения и благодаря нашей общей благообразности, он предложил нам астрономическую сумму за помощь в покраске санаторной крыши. Это окончательно стерло воспоминания как о каскадерском гонораре в 25 рублей, так  и о самом фильме.
Миновал почти год и. Весной 1982 года мы шумной компанией отправились в кино на новую комедию, которая называлась «Спортлото-82». И тут ничего не подозревающих парней постигло удивление, и появился повод вспомнить свои летние приключения. Особо почетно было дублировать таких знаменитостей как Пуговкин и Кокшенов. Только сейчас я подумал о том, что они, скорее всего, находились там же, на съемочной площадке и им было вовсе не страшно, а просто жарко бегать. Вот и погоняли молодых. А они, попивая водичку, сидели в тени и любовались нашими стараниями.


Рецензии