Стойкий Стойчев не стоял на месте

24 марта 1892 года у болгарского офицера Димитара Стойчева и дочери мэра Сараево Елены родился сын Владимир Димитров Стойчев, которому была уготована удивительная судьба. В 1893 году семья перебралась в Софию и Стойчев-старший стал адъютантом правящего в Болгарии князя Александра Баттенберга. Жажда знаний привела его в на юридический факультет Бернского университета, по окончании которого Димитар Стойчев стал военным прокурором.

Самостоятельный и боевой
Прекрасная карьера оборвалась неожиданно. Когда Владимиру только стукнуло 11 лет, отец скоропостижно скончался. Желая дать сыну достойное образование, мать отправила его в Вену к своей тёте, бывшей замужем за австрийским кавалерийским офицером Артуром фон Понграчем. Те, в свою очередь, поспособствовали, чтобы болгарский мальчик поступил в австрийское среднее военное училище имени Марии Терезии. Семь лет Владимир Стойчев познавал азы военного дела и грыз гранит науки вместе с представителями австрийской аристократии высшего света, включая наследных принцев Австро-Венгрии.

Вернувшись на Родину продолжил военное образование в Военном училище в Софии, окончание которого совпало с началом Первой Балканской (Межсоюзнической) войны. За ней для командира эскадрона 1-го кавполка последовала скоротечная Вторая Балканская, в результате которой освобождённая от Османского рабства и обретшая тридцать пять лет назад независимость Болгария потеряла значительную часть своей территории.

Владимир не покинул своей части, и когда разразилась Первая мировая. В надежде вернуть утраченные земли Болгария вступила в неё на стороне Германии и Австро-Венгрии, пообещавших восстановить справедливость и территориальную целостность княжества, чего отказалась сделать вставшая на сторону Сербии Россия. Но обещать — не значит жениться. Болгария вновь оказалась в стане проигравших, была обложена значительными контрибуциями и репарациями. Моральное состояние болгар, особенно военных, было подавленным. У окончившего в 1918 году кавалерийскую школу лихого гвардейца смысл жизни был потерян. В стране введены ограничения на количество и состав армии. Но расставаться с военной службой Владимир Стойчев не собирался. Наоборот, он решил изучать передовой мировой военный опыт и анализировать ошибки, чтобы впредь не допускать подобного. Кстати, ошибки оказались по большей части не военного, а политического характера, о чём свидетельствуют созывы Державных (Государственных) судов над виновниками национальной катастрофы.

Вернувшись с поля боя, он не видел себя на другом поприще, кроме военного. В 1919-м вступил в Военный союз, но в 1923-м отказался участвовать в перевороте 9 июня, в результате которого было свергнуто земледельческое правительство Александра Стамболийского. Отличный наездник стал спортсменом-конником международного уровня. Именно ему было доверено выступать на международных соревнованиях по конному спорту и представлять Болгарию на Олимпийских играх в Париже в 1924 году, в Амстердаме в 1928-м и знаменитой Олимпиаде в Берлине в 1936-м. Не был он лишь на X Играх 1932 года в Лос-Анджелесе, на которых Болгария вообще не была представлена. В 1926-м Стойчев окончил штаб-офицерский курс, а в 1929-м, став годом ранее майором, — Военную академию в Софии.

С 1930-го по 1934 год знавший девять иностранных языков офицер находился на важной дипломатической службе, совмещая посты военного атташе Болгарии в победивших в Первую мировую странах Антанты — Франции и Великобритании. Хотя и там не переставал радовать глаз зрителей своим мастерством заправского наездника. Известен факт, что получив новое назначение в Болгарии, по возвращению из Парижа подполковник Стойчев лично обратился к болгарскому царю Борису III с просьбой, чтобы лошадей из его парижской конюшни доставили в Софию за государственный счёт.

По возвращению в Болгарию сначала принял под командование 2-й конный полк, затем стал начальником Софийской кавалерийской школы, но оказался в числе заговорщиков из Военного союза, которые 19 мая 1934 года организовали и совершили очередной военный переворот, приведя к власти правительство Кимона Георгиева. Однако царь Борис III, укрепив власть, 18 октября 1935 года вместе с рядом высших офицеров болгарской армии уволил Стойчева со службы, после чего он был выслан в Малко-Тырново. Его исключили из членов Офицерского спортивного клуба «Атлетик-Слава-23» (АС-23), чтобы лишить возможности хоть как-то влиять на политические процессы в столице.

Расставим точки над
Ни для кого не секрет, что Болгария вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии, за что и до сих пор её упрекают некоторые прокоммунистически настроенные ура-патриоты в современной России. Чтобы прекратить кривотолки по данному вопросу им следует твёрдо знать, что изначально национал-социалистическая Германия, СССР (Союз Советских Социалистических Республик), фашистская Италия и профашистски настроенная Болгария были по одну сторону. А противостояли им капиталистические Франция, Великобритания и их союзники в лице стран Бенилюкса. При этом Соединённые Штаты Америки заявили о своём нейтралитете в общеевропейском конфликте интересов. Более того, СССР в лице наркома иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова (1890—1986) и генерального секретаря НКИД Аркадия Александровича Соболева (1903—1960) поддержали предложение германской стороны вступить в Тройственный Союз и стать полноправным членом «Оси Берлин–Рим–Токио». С маленькой оговоркой. СССР стремился распространить своё влияние на Болгарию, о чём был составлен меморандум, в Болгарии и дипломатической литературе получивший название «Соболева акция». Лишь категорический отказ Болгарии от выполнения требования предоставить СССР место под военно-морскую базу вблизи Бургаса изменил планы советского руководства составить компанию странам «Оси». Именно СССР отказался от союзничества и фактически переметнулся в стан врага, а вовсе не Болгария! Болгария всегда чётко разделяла понятия Россия и большевизм. Неслучайно в ней нашли прибежище сотни, если не тысячи белоэмигрантов, навсегда покинувших Россию из-за несогласия с позицией и политикой новой большевистской власти в России и, впоследствии, в СССР.

Обласкан новой властью
Так случилось, что крепко осерчавший на власть Владимир Стойчев, как один из активных деятелей Военного союза, сыграл ключевую роль и в перевороте 9 сентября 1944 года. Именно Стойчеву в ночь переворота было поручено захватить телеграф и телефонную станцию и доставить в Софию регентов несовершеннолетнего царя Симеона II (род. 16 июня 1937 г., царь Болгарии 1943—1946 гг., премьер-министр Болгарии 24 июля 2001 — 17 августа 2005) для подписания указа о назначении нового правительства.

После 9 сентября Стойчев стал членом Бюро Национального совета Отечественного фронта, вступил в компартию, новой властью был произведён в генерал-майоры и назначен командующим Софийским гарнизоном. Всё изменилось, потребовались его знания, опыт и личное самообладание для руководства Болгарской армией, повернувшей оружие против недавних союзников по «Оси».

Во время участия Болгарии в боевых действиях против гитлеровской Германии в 1944—1945 годах Владимир Стойчев командовал Первой болгарской армией. Особо проявила себя армия в Дравской операции. А в наступательных операциях достигла австрийских Альп. 8 мая 1945 года в австрийском городе Клагенфурт генерал-лейтенант Стойчев подписал соглашение о демаркации с командующим Пятым корпусом Восьмой британской армии.

Генерал-лейтенанту Владимиру Стойчеву была оказана высокая честь представлять Болгарию на параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. Он прошёл по Красной площади во главе колонны 3-го Украинского фронта.

***
В 1945—1947 годах генерал-полковник Владимир Стойчев представлял Болгарию в ООН. На этом его политическая карьера постепенно сошла на нет, поскольку по возвращении из США его назначили председателем Верховного комитета по физкультуре и спорту при Совете министров Болгарии. С 1952 по 1982 год он возглавлял Болгарский Олимпийский комитет. До 1990 года являлся его почётным председателем. С 1952 по 1987 год — член Международного Олимпийского комитета. И до самой смерти 27 апреля 1990 года в Софии оставался депутатом Народного собрания.

На фото, взятом из открытого источника, Владимир Стойчев (крайний справа) во главе колонны 3-го Украинского фронта


Рецензии