Зри в корень
Г. 2:20: Упрямое животное
2:20: Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: "не буду служить идолам ", а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал.
В одних переводах сокрушение ярма относится к освобождению евреев из Египта (как в Синодальном переводе), в других сказано, что это Израиль сокрушил свое ярмо, отказавшись служить Богу. В этом смысле это выражение используется в Иер.5:5 (даже в Синодальнем переводе): «пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы».
Ярмо, накладываемое Богом на человека, во-первых, принимается добровольно («возьмите иго Мое на себя»), во-вторых, в любой момент может быть снято самим человеком, т.е. Бог не удерживает человека насильно. Если я захочу выйти из-под владычества Иисуса Христа, у меня это получится. Мне надо следить за этим: со мной ли Он, нахожусь ли я еще под Его игом, какие признаки это подтверждают?
Под ярмом ходят животные. Иеремия часто сравнивает людей с животными. Такие сравнения есть и в других частях Библии:
• "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Пс.31:9
• Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень - на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они - на погибель ее. Пр.7:21-23
• Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? Ос.4:16
Д. 2:21: Одичавшая виноградная лоза
2:21: Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?
Садоводы тщательно подходят к выбору растений, которые сажают в своих садах. Любой расстроится, посадив сортовое растение, которое должно превосходить остальные по ряду показателей, вложит много труда по уходу, а потом увидит, что растение одичало.
Служение идолам не приведет к хорошим плодам. Только связь с Богом позволяет естественным образом делать добро и приятность.
Е. 2:22: Нечистое тело
2:22: Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.
Дело здесь не в косметической проблеме, а в тотальной испорченности, о которой в книге Иеремии будет сказано в 13-й главе с помощью акции с льняным поясом, а еще позже Иисус затронет эту же проблему, назвав фарисеев гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны нечистоты (Мф.23:27).
Обряды очищения к тому времени были только внешними процедурами, не затрагивавшими состояния сердца. Иеремия – пророк, обращающийся к сердцу, он употребляет это слово больше шестидесяти раз:
• Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? Иер.4:14
• Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Иер.17:9
Душепопечение должно обращаться к сердцу человека, а не призывать только к внешним, косметическим изменениям жизни. Книги Теда и Пола Триппа мне нравятся тем, что в них раз за разом подчеркивается эта мысль. Надо прослеживать корни проблем до желаний и настроек сердца, находить привязанности, которые удаляют человека от Бога, достигать того, чтобы если человек и взывал к Богу, то «из глубины».
Ж. 2:23-25: Резвая верблюдица и дикая ослица в пустыне
Отступничество динамично, образы Иеремии сменяют друг друга, идя по нисходящей. Сначала Израиль сравнивается с резвой верблюдицей, потом с дикой ослицей.
2:25: Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей - томиться жаждою. Но ты сказал: "не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить во след их".
Эти люди отвечают: «Даже не надейся, исправления не будет». Как сказал Уоррен Уирсби в комментарии на эту книгу, «Иисус Христос – специалист по безнадежным случаям». Лишь бы человек перешел на Его сторону. Но нет, евреи говорят, что надежды нет, переходить они не собираются. Еще об этом: «Но они говорят: "не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца"» (Иер.18:12).
05.07.2020
Свидетельство о публикации №220070501050