Бог, Который не был пустыней
З. 2:26-28: Опозоренный вор
2:26: Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их
С вором сравнивается не народ в целом, а его руководители и наставники, которые украли у народа истину: цари, князья, священники и пророки. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Ин.10:1).
2:27: говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас!"
«говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"»: они перенесли на идол те обращения, с которыми надо обращаться к Богу, называют дерево и камень своим отцом и родителем. Еще об этом у пророков:
• Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Иер.3:4
• Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей. Ис.64:8
Человек так близко идентифицируется с тем, что становится идолом его сердца, что чувствует свое родство и неразрывное единство с этим. Этим объясняется эффект ломки, когда человек лишается хобби или увлечения, которые переросли у него в идолов. Важное наблюдение для понимания психологических механизмов идолослужения (конечно, и современного тоже).
Мы призваны подниматься выше себя, уподобляясь Богу, Который выше и больше нас, и это возможно на пути познания Иисуса Христа и поклонения Богу в духе и истине. Если мы не идем этим путем, то заменяем Бога идолами, т.е. тем, что ниже, меньше нас, и будем уподобляться им. Пути восхождения и нисхождения, эволюции и деградации.
«а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас!"»: во время бедствия люди часто обращаются к Богу. На это Бог отвечает:
2:28: Где же боги твои, которых ты сделал себе? - пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда.
«Где же боги твои, которых ты сделал себе?»: в переводе РБО дополнительная ирония: «Где же боги ваши, которых вы сотворили?» Не просто «сделали», а «сотворили». Мы либо признаем, что сотворены единым Богом, и подчиняемся Ему, либо творим собственных богов.
Мы обязательно состоим в какой-либо из этих двух пар отношений «Творец – творение», нам нужен ответ на вопрос об устройстве мироздания. Вспоминаются строки Интернационала, написанные, кстати, анархистом:
Мы наш, мы новый мир построим —
Кто был ничем, тот станет всем.
«сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда»: если бы количество имело решающее значение, у евреев не должно было бы быть проблем, п.ч. их боги спасли бы их. Хотелось бы знать, сколько городов было у них на то время – Иеремия говорит, что богов у них было столько же.
В одном соседнем Угарите (город-государство в километре от Средиземного моря на территории современной Сирии) было 258 богов (так утверждает Хюи, в Википедии сказано, что у них было больше двухсот богов). В Афинах богов было еще больше, говорили, что там легче найти бога, чем человека.
И. 2:29-35: Неисправимые дети
2:29: Для чего вам состязаться со Мною? - все вы согрешали против Меня, говорит Господь.
Бог начал судиться с ними в 2:9, а они не признали свою вину, но стали состязаться с Ним.
2:30: Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев.
Наказание должно привести к вразумлению, если этого не произошло, поражение делалось напрасно, зря, вотще. Об этом будет дальше в 5:3: «О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться». «Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились» (Иер.6:29).
2:31: О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе"?
«был ли Я пустынею для Израиля?»: пустыня – место, где не хватает всех жизненно необходимых вещей, не говоря уж о комфорте и радостях жизни. Бог – противоположность пустыни, Он источник всех благ. Причина отступничества Израиля не в том, что Бог им чего-то недодал, был для них в какой-то сфере жизни «пустыней».
Сложнее в тех случаях, когда человек в жизни действительно многого лишен. Тогда нужна вера большей степени закалки для того, чтобы посчитать Бога не скудной пустыней, но вседостаточным Источником.
«был ли Я страною мрака?»: Бог есть свет, жизнь с Богом – хождение во свете. Это жизнь по Его откровениям, это жизнь ясности в отношении основных и второстепенных жизненных вопросов. Бог не был мраком для Израиля, Он не скрывал от него чего-то жизненно необходимого.
«Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе"?»: считать себя господином самому себе – уже оставление Бога. Его надо исповедовать Господом своей жизни. Еще об этом: «тех, которые говорят: "языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин"?» (Пс.11:5).
2:32: Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой? а народ Мой забыл Меня, - нет числа дням.
Это яркий образ – девушка, которая любуется своим украшением. Конечно же, она не забудет его, будет доставать снова и снова, гладить руками, поворачивать так и этак, подносить к свету, примерять, подкладывать разные варианты фона, шептаться об этом с подружками.
Отношусь ли я так к моему Богу? Считаю ли Его лучшей своей драгоценностью? Возвращаюсь ли постоянно к Нему мыслями?
К. 2:36-37: Военнопленные
2:36: Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею
Израиль переходил от одного альянса к другому, но это все были неправильные пути решения проблемы. Союз с Египтом не принесет успеха (Иер.37:7-8; Ис.30:3), аналогично тому, как Северное царство уже потерпело урон от Ассирии (2Пар.28:16-21).
2:37: и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха.
«и от него ты выйдешь, положив руки на голову»: от него – это о Египте. В переводе РБО ярче переведено: «и оттуда уйдешь ты, голову обхватив руками».
«отверг Господь надежды твои»: они сначала сказали Богу «не надейся» (2:25), а после этого Бог «отверг их надежды» (2:37).
Сокрушать спокойных – непростое дело. Иеремия начал его с того, что напомнил этим людям о любви Господа к ним. Затем с помощью ярких выражений он описал их нынешнее состояние. В последних стихах Иеремия предвещает своему народу пленение. Есть ли выход? Да, через покаяние, и к этому он будет призывать в следующем разделе.
05.07.2020
Свидетельство о публикации №220070501055