Металлика - критический портрет
Хетфилд поет загрузно, приближаясь к рычанию и рёву.
Вокал Хетфилда слишком низкий для хард-рока и поэтому стилистически отличается от хард-роковых корней групп 1970-х годов, он больше подходит для панка.
У их предшественников - Блэк Саббат, которые повлияли на Джеймса Хетфилда, музыка была в целом добрее, мажорнее и мелодичнее. В Металлике по сравнению с ними меньше традиций рок-н-ролла.
+Формат- гитарист-вокалист, что дает плюс в смысле продолжения традиции Битлз и не плодит вокалистов-певунов с микрофоном, плодящих эстрадные настроения и "не рок".
Плотный непрозрачный звук гитар, многие риффы построены не на диатонике, а на хроматике, что идет в ущерб мелодизму - тоже загрузность в саунде, возможно, из-за чрезмерного употребления алкоголя.
+ Кёрк Хэммет делает соло в народном латиноамериканском духе.
-Его соло иногда идут не в тональности аккордовой подкладки, что делает порой звучание группы негармоничным, в отличие от групп 1970-х годов, стоящих у истоков гитарного рока с навороченными партиями и гармоничным звучанием и ставит под сомнение чувство гармонии у участников Металлики.
Некоторые соло несколько хаотичны, особенно на раннем этапе. Есть красивое соло, которое сыграл Мастэйн, но оно технически не очень сложное и с уклоном в дисгармоничность в самом конце.
Некоторые композиции слишком монотонны. Арпеджио на чистом звуке кажутся иногда сделанными из случайных нот. Вообще, первоочередное значение уделяется в основном ритмике, а не мелодике.
Любят порой в композиции вставлять усеченные такты, что порождает ломанные размеры и затрудняет переигрывание материала группы другими коллективами.
+Некоторые композиции есть яркие и мелодичные ("Орион", соло в "Мастер оф папетс" и др.)
В 1991 выпустили диск, на котором было 2 эстрадных медляка, начало одного из которых напоминало композицию Allways Somewhere группы Scorpions, вступление которой в свою очередь напоминало композицию Simple Man (1973) группы Lynyrd Skynyrd. В итоге звучание приблизилось в целом к смеси панка с эстрадой.
+Некоторые кавера делали очень годными - Whiskey in the jar, Last Caress.
Такое ощущение, что в молодости группа обрела популярность не из-за музыки, а потому что они были "симпатичные молодые ребята", потому что внешне они тогда были симпатичнее, чем то, что они играли))), что, в общем, сыграло нехорошую шутку не с ними одними. Есенин лет в 30 написал стих, что его теперь не очень любят, да и раньше любили только за молодость.
Примерно во 2-й половине 1980-х на западе, да и в СССР группа была популярна, потому что привлекала определенной сложностью композиций, подобно Пинк Флойд, наряду со своеобразной харизматичностью. Однако параллельно существовали и развивались группы как подобного стиля (Тестамент, Мегадес, Мастер в СССР), так и продолжатели хард-рока и неокласики с лучше проработанными мелодиями (Мановар, Хеллоуин, Грэйв Диггер, Сканер). В СССР одним из ярких представителей музыкантов поколения Металлики была Гражданская Оборона, игравшая более мелодичную музыку, стилистически считающейся близкой к панку.
Стилистически считаю Металлику не металлом и не хард-роком, а скорее разновидностью западного панка - ее также классифицируют как Thrash metal-довольно специфичный стиль, в котором практически не бывает шлягеров и за шедевры порой выдается всякое сомнительное не пойми что, правда, музыканты часто бывают техничными.
Странное увлечение черепами - у покойного Бёртона, в частности, была татуировка на предплечье.
Популярность группы в массах имеет нездоровый маргинальный и пивной уклон.
Подача музыки с самого начала построена отчасти на эпатаже, театральности и показном попрании устоев приятных гармоничных звуков. Т.е., новизна не за счет чего-то принципиально нового, а за новизну выдается качественно и быстро сыгранная кривизна.
Джеймс Хетфилд также имеет претензию на мысляра.
Породила ряд групп-подражателей, музыканты которых играть умеют, но играют дисгармоничный отстойник - в хаотичности и дисгармоничности им представляется дальнейшее развитие идей Металлики.
В смысле качества и соответстию стилю хард-рока вокал Металлики не может сравниться с вокалистами хард-рока, ставшими ориентирами - ни с Ронни Джеймсом Дио, ни с Клаусом Майне, ни с Робом Хэлфордом, ни даже с Оззи Озборном. По качеству и соответствию вокалу Джеймса Хетфилда подстать пожалуй, вокал Лемми Килмистера из Моторхеда - но он другой, правда, тоже харизматичный - в музыке Моторхеда больше рок-н-рольности и меньше театральности. После Хетфилда по "певучести" можно поставить разве что его бывшего коллегу Дэйва Мастэйна.
В своем стиле - угарном трэш-метале - Металлика были новаторами, и интерес публики к ним был сильнее, чем к молодым группам, игравшими более традиционную музыку - Мановар, Хелоуин и пр. Но хватило их запала в основном лишь на несколько альбомов, правда, ставшими классикой жанра. Пиком их творчества и полета можно считать, пожалуй, двойной альбом 1988 года "...And justice for all". Там был ряд сложных композиций крупной формы. Следующий альбом, вышедший в 1991, также был интересен по материалу, но формат композиций стал более "шлягерным", там уже не было сложных длинных композиций, состоящих из нескольких частей. Правда, там были 2 привлекательные баллады, что показало новую грань творчества "Металлики". В дальнейшие годы Металлика занималась поиском новых звучаний, правда, успеха альбомов 1984...1991 не повторила и играла на концертах в основном старые полюбившиеся композиции. Правда, сделала эпичный кавер на Wiskey In The Jar - жизнерадостную шотландскую народную песню с драматическим текстом, обработку и аранжировку которой сделала ранее группа Тин Лиззи - вступительный рифф - это от них.
В интервью журналу "Гитар плеер" в 1988 Кёрк Хэммет сказал "..идеи можно черпать отовсюду". Конечно можно. Если собственных нет.
"Не совсем та энергетика" в стиле группы проявилась в том, что они практически не писали песен про любовь, шлягеров - если так считать - создали довольно мало, а создавали в основном "композиции", порой с претензией на многозначительность и концептуализм. Хотя и мерзких ощущений, как при прослушивании попсы, не возникает, зато возникает какая-то печаль, порой почти такая же ненормальная.
У Металлики и их стиля в свое время был, да и поныне остался, конкурент в лице их сверстников Ганз-н-Роузез, играющих более мелодичную музыку, с лучшим ощущением традиций рок-н-ролла (ЛедЗеп) и лучшим соответствии "американской киномечте" и, вообще говоря, с более гармоничной гитарной игрой и также порой в своей музыке ведущих "сами не знаем куда". Ганз-н-Роузез с Металликой роднит то, что это тоже тяжелый рок, хоть и другого плана, и что у них также много длинных композиций, состоящих из разных частей, и тоже мало шлягеров, среди которых есть медляк "Донт ю край тунайт" с разными вариантами текста.
Свидетельство о публикации №220070501152