Основные виды политической идеологии

     Устоявшейся классификации в различных политических идеологиях пока не существует. Причиной данного положения является сложность и разнообразие рассматриваемых явлений, но можно различать признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

     Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно-монархическое охранительное учение, представленное Жаком Бенинь Боссюэ — французским проповедником и богословом XVII века (1627 — 1704) , который написал такой философский труд, как «Политика, извлеченная из Священного Писания». Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

     Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое обоснованное деление политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей роли государства в общественной жизни. Второе направление, начиная с эпохи буржуазных революций, пропагандирует реформизм при изменении в той или иной мере разных функций государства, при управлении политическими процессами.

     Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева oт спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении развития в обществе политических и прочих свобод и равноправия, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.

     Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм, проповедующий уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное изменение функций государства с последующим его отмиранием.

     К умеренным политическим идеологиям можно отнести социал-либерализм, социал-демократические течения в обществе вместе с социал-монархизмом и его конституционной монархией, а также их модификации.

     За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.

       Основные идеи некоторых политических идеологий.


      Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Джон Локк (1632 – 1704) и Адам Смит (1723 – 1790). Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

      Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности, таких, как право на жизнь, свободу и собственность необходимую для свободной жизни, приоритет этих прав и свобод над интересами общества и государства.

      Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равноправии всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка и ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества. Но поскольку прав без законов не бывает, а законы без государственных служб обеспечения законности бездейственны, то и сам либерализм может быть только социальным, то есть ограниченным определёнными правами и свободами других людей составляющих общество.


       Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, законность, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считают либералы. Логика прогресса задана свыше диалектикой развития, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат в процессе развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство со своими социально-экономическими законами, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

     Идеология коммунизма сначала формировалась на основе воззрений таких утопистов, как Томас Мор, Кампанелла, Фурье, а затем на основе социальной практики Роберта Оуэна и таких теоретиков коммунизма, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении социально справедливого общества на основе гуманизма и равноправия, в котором будет покончено с эксплуатацией человека и будут преодолены все виды социального и экономического угнетения после полной замены монополииикапитала на монополию законов о социально-коммуникационных гарантиях по труду!  Такое общество было названо коммунистическим а марксизм стал мировоззрением революционного пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленной революции и развития прогрессирующего общественного труда взамен исчезающего индивидуального основанного на частнособственническом мировоззрении.
Базовые ценности при этом следующие:
• общественная собственность на производимые базовые средства потребления и их распределение по количеству и квалификации труда;
• защита интересов трудящихся в ходе классовой борьбы за искоренение нищеты и безработицы;
• на основе этого развитие у человека общественного интереса взамен индивидуализму,   («кто как трудится на благо общества, тот такими благами и пользуется»);
• коммунистическая партия объединённых трудящихся как главный инструмент развития гуманизма, равноправия и социальной справедливости в становлении социально справедливого государства при постепенной замене этой системы общественным самоуправлением.


       Социалистическая демократия как основная на сегодня доктрина центристских сил. Эта идея зарождались как одна из «левых» идеологий внутри марксизма и которая в России переродилась в ленинский большевизм.   Основы социал-демократии сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: об обострении противоречий в среде буржуазии, о необходимости пролетарской насильственной революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др.

      По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на основе парламентаризма, что может снизить политическое и экономическое давление буржуазии при осуществлении структурных реформ во всех сферах общественной жизни при развитии различных форм кооперации.

      Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии и с некоторыми из них впоследствии согласились и Маркс с Энгельсом. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены такие идеалы, как равноправие, социальная справедливость и солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы жизни общества при многоукладности экономики, право на труд должно каждому гарантировать право на жизнь достойную труда с гарантированным правом каждого на получение достойного образования, медицинского обслуживания и пр.



      В настоящее время в России, а в несколько видоизмененном виде и в других странах,  одними из основных политически левых идеологий, являются марксизм, социал-либерализм и социал-демократия. Конечно, никоим образом нельзя зачислять всех врагов социальной справедливости в лагерь буржуазии, и среди них есть честные и порядочные люди. Марксизм, как известно, был идеологией пролетариата, пока его не испоганили Ленин и большевики.  Его классовая теория до сих пор является могучим идеологическим орудием в руках грамотной части трудящихся масс в своей борьбе с господствующим классом буржуазии.

      Но марксизму противостоит буржуазное общество со всеми разветвлениями ее идеологий и с теми народными массами, которые, в силу своего невежества и социальной распылённости, находятся под властью буржуазии. Буржуазия, как  нам известно, империалистична по духу — она, залив землю кровью в последнюю войну, готовит новые неслыханные вооружения и ухищрения, которые в следующую войну, нависшую волей толстосумов над человечеством, должны произвести катастрофу еще несравненно более глубокую и способную поставить весь мир на край гибели.

      Все единственно подлинные левые силы ведут беспощадную борьбу с теми, которые сознательно отстаивают эти хищнические буржуазные позиции.

      Идеологически никаких сил за буржуазией нет. Империалистическая буржуазия не может сама по себе придумать никакого оправдания своим имперским амбициям и тем преступлениям, которые она совершает, кроме единственного – стремления к богатству и эксплуатации трудящихся масс всех народов.

     В последнее время буржуазия отказалась от всякой попытки морально защитить свой звериный облик. Конечно, угодливые журналисты и сейчас продолжают лить яд в умы и сердца масс, стараются влить туда патриотический дурман. Может быть, прав был Владимир Владимирович в своём стремлении показать своё миролюбие и бессребренность, когда говорил о патриотизме как о национальной идее уже после победы в гражданской войне в России и не только? Быть может при новом призыве под знамена отечества ещё очень и очень многие трудящиеся вновь окажутся одураченными патриотическим лозунгом и будут убивать друг друга за интересы своих эксплуататоров?

      Тем не менее, о серьезной идеологической борьбе здесь пока не может быть и речи — есть косность мнений, есть определенная привычка стремиться к каким-то целям, есть недостаточная, я бы сказал пока осторожная критика капиталистического общества. Если бы все это как-то стереть, если бы это отошло в сторону, то массы увидели бы перед собой ничем не прикрытый облик торжествующего зверя и, несомненно, прониклись бы к нему должной ненавистью.

      Правда, есть подсобная идеология у буржуазии, именно частнособственничество и извращенный большевиками-ленинцами марксизм. Буржуазность стала тем фиговым листом, за которым российские «марксисты» скрывают истинный марксизм и не решаются выступать перед массами с активной пропагандой каких бы то ни было своих явных стремлений обирать свой народ любыми возможными способами.   Они прикрываются пока теми, кого массы ещё слушают, но поступать пытаются по их примеру, но все при капитализме богачами быть не могут, кто-то и их должен кормить, обеспечивать одеждой и жильём…

      Все говорят как будто бы на знакомом языке и начинают с фразы о борьбе за справедливость в борьбе с буржуазией, но кончают все за упокой справедливости, заговорив обездоленному классу зубы искажённым, так называемым «эволюционным марксизмом», который передаёт в руки фатальности судьбы ход вещей и взывает к трудящимся о терпении, об умеренности и аккуратности вместо призывов к объединению для парламентской борьбы за гуманизм, равноправие и социальную справедливость.

      Сегодня буржуазия сильна и является фактически одной из главных по удельному весу сил общества.  Сегодня почти не видно активистов в борьбе за социальную справедливость среди трудящихся масс и научной интеллигенции, ибо буржуазия сумела воспитать свою собственную агентуру, которая превзошла в виртуозности пользования царскую охранку так далеко, что даже умнейшая и старейшая буржуазия мира — английская буржуазия — поручила своим трудящимся правительственную власть в парламенте. Она ни одной минуты не сомневалась, что в руках консервативной власти буржуазии они не будут скомпрометированы, потому что это будет только новая форма более гибкого обмана, более ловкого околпачивания трудящихся масс и создания иллюзий в недостаточно политически развитой массе, будто Британией правит сам рабочий, так чего же ещё можно требовать?

      Точно так в течение последних полутора веков буржуазия надувала народ при помощи демократии вообще, создавая иллюзии всеобщего голосования и мнимого выбора правительства массами, в то время как правительство было неизменно буржуазным, делало основой волю меньшинства и сковывало волю большинства.  Но социалистическим правительство будет только тогда, когда хотя бы пообещает монополию  капитала сменить на монополию закона о социальных гарантиях по труду, а не по неизвестно как добытым деньгам! Или хотя бы спросили, хочет ли народ такой замены, чтобы здесь и сейчас под знаменем демократии и фактически незыблемо утверждать свою власть.

      И все же социал-демократия и социал-либерализм на основе марксизма есть то мировоззрение, которое должно стоять на первом месте в числе наших ориентиров,  а не врагов!  Именно это мировоззрение позволило народам многих стран мира стать в числе первых в рейтинге самых социально благополучных и это имеет огромное влияния на массы сельского и промышленного пролетариата и сильнейшее влияние на интеллигенцию, что в некоторых случаях важнее, чем может оказаться на первый взгляд. 


Рецензии