Густа - собиратель парусников

                «ГУСТА» -  СОБИРАТЕЛЬ  ПАРУСНИКОВ.

Пришло  время, когда  пароходы  окончательно  утвердились  на  морских  перевозках, и  казалось  бы, эра  грузовых  парусных  судов  закончилась, но  нашёлся  один  человек, благодаря  которому  коммерческие  парусники  продолжили  свою  конкурентную  борьбу  с  пароходами. Его  имя  прочно  вошло  в  историю  парусного  флота, ведь  не  зря  капитана  Густава  Эриксона  называли  собирателем  парусов.

Уроженец  Аландских  островов, Густав  Эриксон  вырос  в  семье  моряка  и  рано  познал  «прелести»  морской  жизни. Он  учился  в  Мариехамне, маленькой  столице  архипелага, в  школе, специализирующейся  на  подготовке  судовых  коков. Интересно, что  в  течение  всей  своей  жизни  Густав  оставался  поклонником  простой  морской  еды  и  особенно  хорошо  её  готовил. Уже  будучи  успешным  судовладельцем  и, посещая  с  деловым  визитом  Лондон, он  нередко  бранил  столичных  поваров  за  неспособность  приготовить  настоящий  морской  гороховый  суп  из  солёной  свинины.
 
В  19  лет  Эриксон  стал  капитаном  буксира, но  стремление  увидеть  другие  страны, расширить  свой  кругозор  привело  его  на  один  из  аландских  барков, совершающих  дальние  плавания. Увы, однажды, он  упал  с  высоты, серьёзно  повредил  правую  ногу  и  не  смог  продолжить  карьеру  моряка  дальнего  плавания. В  1913  году, сойдя  на  берег, он  решил  стать  судовладельцем  и  создать  собственный  флот.

Первым  парусником, который  купил  Эриксон, стал  старый  1500 – тонный  барк  «Tjerimai», стоивший  недорого, меньше  10  тысяч  долларов. Новое  дело  приходилось  начинать  практически  с  нуля, но  у  Эриксона  получалось. Выгодно  используя  свой  первый парусник, он  накапливал  средства  для  очередной  покупки  и  развивал  компанию  дальше.

Начавшаяся  Первая  мировая  война  отразилась  на  состоянии  его  дел: в  1917  году  два  его  судна -  «Borrowdale»  и  « Margareta»  были  потоплены  немецкими  подводными  лодками. Однако, судьба  оказалась  более  милостивой  к  маленькому  флоту  компании  Эриксона – других  судовладельцев  Аландских  островов  подвела  к  финансовому  краху. Очевидно, сказались  хорошая  организация  дела  и  просто  удача.

Грузовые  перевозки  всё  больше  дорожали, например, в рейсах  из  Аргентины  до  Англии, стоимость  одной  тонны  груза  составляла  в  1914  году  12  шиллингов, через  год – уже  65, а  в  1916  году – 146  шиллингов. После  войны  использование  грузовых  судов  резко  сократилось, и  флот  парусников  таял  на  глазах. Эриксон  по  бросовым  ценам  стал  покупать  старые  парусные  корабли – он по – прежнему  верил  в  парус.
Среди  его  приобретений оказался  четырёхмачтовый  стальной  барк  «Lawhill», построенный  некогда  в  Англии, которому  Густав  любовно  дал  название  «Lucky  Lawhill», ведь  в  1921  году  рейс  этого  барка  в  Аргентину  принёс  Эриксону  невероятную  прибыль  в  200  тысяч  долларов.

Во  многом  секрет  успеха  Густава  заключался  в  его  рачительности  и  необычайной  силе  духа. Друзья  даже  дали  ему  кличку – «Бережливый  Густа», а  один  из  них  написал  шутливое  стихотворение, в  переводе  с  английского  звучавшее примерно  так:

«Это  правда, что  Густа  скуповат, на  корабли  и  шхуны  он  копит
   каждый  медяк.
   Скупает  старые, гнилые  Ноевы  ковчеги!»

Он  очень  любил  свои  парусники, оставаясь  натурой  романтичной, но  его  сентиментальность  не  мешала  крепкой  деловой  хватке.

Контора  Эриксона  располагалась  на  главной  улице Мариехамна, где  он  трудился  вместе  со  своими  помощниками. Однажды, в  разговоре  с  кандидатом  на  работу  в  его  компании  он  спросил, какому  бы  судну  тот  отдал  предпочтение. К  его  возмущению, кандидат  не  нашёл  ничего  лучшего, как  сказать, что  не  выбрал  бы  ни  один  парусник  компании, потому  что  все  они  старые, неповоротливые  и  вообще, их  время  ушло.
«Все  мои  корабли – первый  класс, -  ревел  разгневанный  Эриксон, - У  них  лучший  такелаж, лучшая  парусина, лучшие  обводы!»

С  годами  упрямый  аландец  стал  обладателем  самого  большого  флота  парусных  барков. В  компании  трудились  40  судов! С  берега  можно  было  увидеть, как  маленький  буксирчик  под  названием  «Johanna», дымя  трубой, на  которой  читались  инициалы  «G E», обходил  величественные  парусники, заполнившие  гавань  Мариехамна. С  палубы, покуривая  сигарету, сам  владелец  флота  Густав  Эриксон  тщательно  осматривал  каждое  судно, определяя  его  готовность  к  дальним  переходам.
Любимым  парусником  Эриксона  был  четырёхмачтовый  барк  «Herzogin  Cecilie», приобретённый  за  20  тысяч  долларов. К  числу  достижений  этого  судна  принадлежит  суточный  переход  в  341  милю  и  недельный  переход  в  2120  миль. Этот  корабль  был  флагманом  компании, верно  прослужившим  почти  15  лет.

Барки  Эриксона  выполняли  сложные  рейсы  с  грузом  пшеницы  из  Австралии  в  порты  Англии. Старый  Густа  хотел  передать  управление  компанией  своему  младшему  сыну  Густаву  Адольфу, который  с  такой  же  любовью, как  и  отец, относился  к  морю  и  парусникам, но  внезапная  смерть  сына  перечеркнула  чаяния  отца.
Сам  Густав  Эриксон  умер  в  1947  году, заявив  перед  смертью, что  жизнь  в  мире  без  парусников  лишена  для  него  смысла. Дело  перешло  к  старшему  сыну, который, к  сожалению, не  смог  сохранить  уникальный  парусный  флот  компании  отца. Большинство  барков  Эриксона  нашли  свой  конец, разрезанные  на  металл, другие  погибли  в  кораблекрушениях. Но  некоторые  всё  же  удостоились  лучшей  участи  и  дожили  до  наших  дней.
«Passat»  стал  плавучим  музеем  в  Любеке, «Viking»  стоит  в  Гётеборге, а  «Pommern»  украсил  западную  гавань  Мариехамна. Некоторые  парусники  оказались  в  Америке. Последним  барком, выполнявшим  грузовые  перевозки, был  четырёхмачтовый  стальной  барк  «Omega», который  затонул  в  Тихом  океане  в  1958  году. На  нём  и  закончилась  эра  коммерческих  парусников – судов  с  высокими  мачтами  в  облаке  белых  парусов, которые  так  любил  и  лелеял  Густав  Эриксон, романтик, до  конца  дней  своих  сохранявший  веру  в  парус.
На фото - любимый барк Эриксона "Lawhill"
               
                Вячеслав  Прытков


Рецензии
Парусники давали Эриксону возможность зарабатывать на жизнь. Но Густав давал им саму жизнь. Романтика всегда будет связана с парусами, а без романтики жизнь, это просто форма существования белковой материи. Эриксон был сам романтиком и поддерживал это чувство во многих людях.
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   08.07.2020 21:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за отклик и внимание.С уважением, Вячеслав.

Вячеслав Прытков   09.07.2020 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.