ДЕНЬ РОЗ глава 40

                * * * *

         В начале октября неожиданно зазвонил стационарный телефон. Если бы не квитанции на оплату услуг МТС, то Светлана давно бы забыла, что есть ещё и городской телефон.

–Да, – подняла она трубку.

–Светлана Николаевна, – звонивший мужчина имел приятный голос, – извините за беспокойство, меня зовут Игорь Васильевич, я муж Светланы Черновой.
Светлану словно ударили наотмашь крепкой рукой по лицу.

–Я поняла, слушаю вас, – спокойно ответила она.

–Через две недели будет год.

–Да.

–Может быть, нам стоит обсудить некоторые вопросы? – несмело проговорил мужчина.

–Да, пожалуй, стоит.

–Давайте встретимся в городе, на нейтральной территории.

–Говорите дату, время и место.

–Вам завтра удобно? Часов в шесть вечера.

–Удобно.

–Тогда до завтра, – сказал мужчина и отключился.

      Ровно к шести часам она пришла в кафе, за столиком у окна уже сидели бывшая Юрина жена и её теперешний муж Игорь.

–Здравствуйте, – присела на свободный стул женщина.

–Здравствуйте, Светлана, – отозвался на приветствие мужчина, его жена слегка кивнула головой.

–Нужно обсудитЬ поминальный стол, сколько вы хотите пригласить людей.

–Я так поняла, вы хотите, чтобы мы вместе почтили Юрину память.

–Да, или вы против?

–Я нет, вот Светлана Николаевна, наверное, не очень бы хотела...

–Совершенно нет, – высокомерно перебила первая жена Юрия.

–Я помяну дома с родными…

–Ну, как знаете, вот ещё тут, вам нужно написать отказ на имущество, – мужчина выдохнул с облегчением, словно выполнил тяжёлую миссию.

–С этого и начинали бы. Я напишу, но мне нужно попасть в квартиру и забрать пару вещей.

–Ваших вещей там нет, я всё отдала, – ожила спящая красавица.

–Там остались дорогие для меня вещи, но если они вам нужнее, то забирайте. На имущество я не претендую. Государство мне платит на сына по утере кормильца. От вас ничего не нужно. До свидания.

–До свидания, – проговорил Игорь, ему было явно неудобно за высокомерие жены.
Светлана с малышом вошла в храм. Они пришли заказать поминальную службу по Юрию. Написав записочку, она взяла малыша за руку, и они медленно пошагали к распятию, чтобы поставить свечу за упокой.

        Глаза Светланы увлажнились от слёз, она из последних сил сдерживала рыдания. Сколько нужно времени, чтобы рана зарубцевалась, чтобы душа смирилась и приняла потерю. Кто ответит на этот вопрос, кому задать его? Прошёл год, но легче совсем не становилось. Утрата острой иглой сидела в груди женщины. И только улыбка ребёнка спасала её от неверного поступка. Сколько минут, часов за последний год проводила она в отчаянии. Кто подсчитает солёные капельки, ручейками стекающие из глаз человека, который пережил своего любимого. Да и можно ли вести им подсчёт.

       Светлана взяла сына на руки и зажгла свечу, поставив её среди других поминальных. Рома, что-то бормоча, тянул свои ручки к огонькам.

–Здравствуй, доченька, – услышала голос матери за спиной Светлана.

–Привет, мам, ты как тут?

–На службе была, потом задержалась, вижу, вы идёте. Давай Рому подержу.
Малыш тянул руки к женщине, приговаривая скороговоркой: «Ба, ба, баба».

–Иди к бабуле, иди, мой родной. Свет, отец Вячеслав ещё не ушёл, может, ты бы сходила, поговорила, – с надеждой спросила мать, видя, как дочь совсем извела себя.

–Да, я хотела, только вот не знала, как с Ромкой.

–Иди, я побуду, мы на улицу выйдем.

–Только не отпускай его,- печаль в глазах женщины на мгновение сменилась тревогой.

–Не беспокойся, ступай, - бабушка поцеловала ребёнка в пухлую щёчку, - всё будет хорошо.

Светлана немного постояла перед распятием и подошла к священнику.

–Здравствуйте, батюшка, - ком в горле не давал вылетать словам.

–Здравствуй, – доброжелательно ответил тот.

–Устала, я батюшка, - тихие слёзы проторили горячие борозды на лице женщины.

–Суета утомляет, - миролюбиво ответил священник, указывая на стул.

–Год назад у меня умер муж, погиб в автомобильной аварии, – Светлана беззвучно плакала.

–Всё во власти Господа нашего.

–Да, я понимаю, но не знаю, как с этим жить. У меня маленький ребёнок, он родился на следующий день после того, как не стало его отца. Я всё время думаю о том, что больше никогда не смогу обнять его, поговорить, посидеть рядом, посмотреть в его глаза. Я просыпаюсь и первое, о чём думаю, это то, что снова наступил день, в котором нет Юры. Я разговариваю с ним, спрашиваю совета. Мы прожили шесть замечательных лет. И вот теперь его нет. Иногда мне кажется, что я теряю рассудок, схожу с ума. Я засыпаю с мыслью о нём. Понимаю, что так нельзя, но как, как отпустить и перестать думать? - скороговоркой произнесла Чернова.

–Мы все, люди, живущие на земле, стараемся не думать о смертном часе, – начал говорить священник,– потому что страшно иметь такую трезвость. Фактически мы находимся в состоянии прелести. Для нас, земных людей, смерть близкого человека – всегда потеря. Не нужно винить ни себя, ни ушедшего в том, что его нет с вами. Смерть – это огромное таинство, мы не знаем, что именно полезно человеку для спасения его души – болезнь или здоровье, жизнь или кончина,– медленно, но твёрдо говорил священник, – Бог, знающий, что есть действительное благо, управит именно так, как полезно с точки зрения духовной, а не только с житейской и бытовой. Смирение означает принятие того, что случилось. Перестань отрицать произошедшее, не стоит злиться на весь мир. Подумай о том, что ежедневно на Земле умирают тысячи человек, от этого никуда не деться.

     Светлана слушала, и слёзы высыхали, ей было больно, но плакать уже не хотелось.

–Кончина, – продолжал батюшка, – является естественным окончанием жизни для любого земного существа. Со времён Адама и Евы смерть стала участью всех людей. Бог не дал нам бессмертия в этой жизни и в этом тленном теле, но даровал нам воскресение в бессмертном теле. Господь сказал Адаму: «Земля если, и в землю отыдеши»*. Доверься Отцу нашему небесному, и Он позаботится о тебе.

     В день памяти Юрия приехала Нина с мужем и детьми, немного позже добралась домой Лиля, пришла Лидия Ивановна, заглянула и Юля.

     Поминальный стол был, как и полагается в таких случаях, тихим и грустным. Муж Нины и друг Юры Евгений рассказал несколько забавных историй из детства и юности, которые произошли с ними в дни учёбы в школе. Лидия Ивановна всё время сетовала на себя, что вовремя не смогла распознать мужа дочери, попросив прощения у Светланы. Плакала рано потерявшая отца Юля, украдкой смахивала слезу дерзкая девочка Лиля. И только Светлана не произнесла ни одного слова, не проронила ни одной слезинки.

    Притихшая, вся в своих мыслях, ничего не слышащая из того, что было сказано, она сидела и молчаливо вглядывалась в любимые черты смотревшего на неё с портрета улыбающегося Юрия.


 «Я буду любить тебя всегда, – крутилось у неё в голове, – вечно, сколько бы ни прошло времени».

     После того как все разошлись, Светлана подошла к окну и молча стала смотреть через тонкие стёкла на суетящийся мир за окном.
Она понимала, что никак не сможет изменить ту реальность, которая наступила с уходом Юрия. Женщина не знала, что будет завтра.
Для Светланы понятие завтра пока не существовало. Время для неё остановилось, а в душу шуршащим листопадом падали строки.

Из костра несбывшихся желаний
Зажимаю уголёк в руках.
Чередою встреч и расставаний
Строю замок счастья на песках.

Издали доносит ветер пряный
Горечи полынный аромат.
Бьёт по рамам дождь-плакун упрямый,
В непогоде кто же виноват…

Не найти постфактум виноватых,
Пепел стылый душу холодит.
И Голгофский Крест из чувств распятых
Над планетой в мороке летит…

Чередою встреч и расставаний
Выбран счастья крошечный лимит.
Из костра несбывшихся желаний
Сердце одиночеством стучит…

      За окном медленно кружила лимонно-багряная листва, устилая ещё не остывший асфальт и зелёные газоны. Стояла тихая и тёплая, ласковая и солнечная осень. Прекрасная разноцветьем астр и георгинов, гладиолусов и хризантем. Золотые груши и румяные яблоки источали нежные, еле уловимые ароматы, спелые ягоды шиповника краснели меж изумрудной листвы, гроздья рябин горели алыми каплями под куполом ясного синего неба. Яркая, словно нарисованная кистью гениального художника картина волшебной осени застыла, обрамлённая прозрачностью воздуха, в ожидании чудес.

       Услышав плач сына, Светлана посмотрела на дисплей мобильного телефона и поняла, что просидела в своих воспоминаниях четыре с половиной часа.

      За оконной рамой сгущались сумерки, и в квартире стало темно. Она включила бра и подошла к кроватке.

–Кушать захотел мой мальчик, – женщина взяла сына на руки и улыбнулась, – кто у нас плачет? Кто губки надул?

     Ромка в ответ заулыбался и схватил маму за ухо. Светлана поцеловала маленькую пухлую ручку ребёнка, вдохнув родной и любимый аромат сына.

–Что, дружочек, хотел мамочку за ушко потаскать, да?

–У-ш, – отозвался малыш.

         Проходя мимо портрета Юрия, Светлана на минутку приостановилась.

–Папа, – отчётливо проговорил Рома.

–Папа, – повторила женщина, печально вздохнув,– да, милый малыш, это твой папа Юра.

–Ам, – улыбался Рома беззубой улыбкой прямо в самое материнское сердце.

–Сейчас, – посадила она его за столик для кормления, – сейчас мама даст тебе творожок. У кого завтра день рождения?

–У-о-м-ы, – проговорил сын.

–Правильно сынок, у Ромы, – смахнула женщина непрошеную слезу.

       Светлана смотрела на малыша, и к ней потихоньку возвращалось желание жить. А в голове стройной стайкой кружились строки из слов.

Быть может, твой приход согреет душу
Присутствием незримым средь берёз.
Цветением весны отменит стужу,
Былое возвратится, что унёс…

С собой за облака в немые дали,
За тот предел, что не ступить ногой.
Да если б мы тогда всё понимали…
Дни уплывают быстрою рекой.

А твой уход, как буря, неизбежен,
Как ураган, накрывший сладкий сон.
Безрадостен, тосклив и безнадежен
За окнами у ветра сиплый стон.

Незримо-лёгким, тихим дуновеньем,
Крылатым мотыльком на свет свечи…
Единственным, одним прикосновеньем
Вернись на миг в беснующей ночи!

И, может, твой приход согрел бы душу,
И высохла б горючая слеза,
Но темнота вокруг колышет стужу,
И к крику безучастны небеса…

       «Ничего нет непоправимого, кроме смерти», – пульсом билась одна-единственная мысль в голове женщины.

–Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю, – сказала Светлана в густую и чёрную стужу ночи слова из пятнадцатого Псалма, выключила свет и легла в холодную одинокую постель, чтобы завтра, проснувшись, продолжить жить, а возможно, и начать всё заново.


*«Земля если, и в землю отыдеши» (Быт.3,19)

Вторая чать романа дилогии называется "Морфология судьбы". Прочитав её, дорогой читатель сможет узнать как сложилась жизнь главной героини Светланы Черновой и её дочери Лили Тороповой.


Рецензии
Наташа, я не смогла сдержать слёз!!! Как же Вы умеете передавать чувства и переживания человека. Учитывая, что мы с Вами схожи, я думаю, в жизни Вы тоже очень ранимы. Во всяком случае, спасибо за подсказку о 40-й главе. Я ее за миниатюрой потеряла. Может, через настройки в личном кабинете поменять их местами? Или это задумка такая? Наташа, я в смс отпишусь еще.

Елена Мукосеева333   20.08.2020 01:22     Заявить о нарушении
Да,я очень ранима,это правильно ты почувствовала. Я когда писала, сама ревела...

Наталья Василевич 2   20.08.2020 16:06   Заявить о нарушении