de omnibus dubitandum 86. 208

ЧАСТЬ ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ (1827-1829)

Глава 86.208. БЕСПРЕПЯТСТВЕННО В ПОДДАНСТВО…

    25 января 1828 года по повелению императора архиепископ Нерсес за верность, усердие и мужество, проявленное во время войны с Ираном, был награжден орденом святого Александра Невского. 10 февраля 1828 году заключением договора в деревне Туркменчай, расположенной на дороге Табриз - Тегеран был положен конец русско-иранской войне 1826-1828 годов. По этому договору Иреванское и Нахчиванское ханства полностью входили в состав России.

    Согласно 15 статье Туркменчайского договора, заключенному 10 февраля 1828 году, армянам, проживающим в Иране, давалось право беспрепятственно перейти в подданство России. Сверх того им предоставлялся годичный срок для свободного перехода со своими семьями из Персидских областей в Россию.

    Вывозу и продаже их движимого имущества не должны были препятствовать правительство и местное начальство, а также облагать их продаваемое или вывозимое имущество пошлиной или налогом. Относительно недвижимого имущества, определялся пятилетний срок для его продажи или составления доверенности на него. Однако подготовка к переселению армян началась еще в мае 1827 года, когда Паскевич по особому письменному требованию из Петербурга взял в свое распоряжение полковника Лазарева (Егизар Лазарян), пользовавшегося влиянием среди армян.

    В начале октября Лазарев уже был в составе отряда, выделенного для проведения определенных работ среди армян, проживающих в Южном Азербайджане, а затем он был назначен комендантом Тебриза. Именно по инициативе посла России в Иране А.С. Грибоедова был поднят вопрос о переселении иранских армян в новозахваченные земли, после этого проект российского правительства о переселении 80 тысяч казаков на земли вдоль иранской границы потерял силу.

    Еще в ноябре 1827 года во время переговоров в Дехгоргане, на встрече Грибоедова с Паскевичем делегация, посланная архиепископом Нерсесом из Хоя, пришла с прошением позаботиться о переселении армян.

    В декабре в своем письме, посланном военному губернатору Тифлиса Сипягину, Паскевич указывал, что 15 тысяч греков и армян, проживающих вокруг Урмии, проявляют желание переселиться в провинции России.

    Сипягин в свою очередь выдвинул идею о переселении их в Иреванскую и Нахчиванскую провинции.

    Сразу после заключения Туркменчайского договора, 14 февраля Лазарев там же послал Паскевичу рапорт, в котором напоминал, что армяне во время войны сделали все возможное для нашей победы и сейчас хотят, оставив свои дома, переселиться в российские провинции.

    Для быстрого и удобного переселения армян Лазарев предлагал: 1) чтобы Паскевич дал ему документ для руководства переселением и в этом документе указывались бы льготы, предусматриваемые для переселенцев; 2) чтобы дали ему полномочия для назначения в необходимом количестве штаб- и обер-офицеров, знающих армянский язык, для руководства переселением; 3) пусть русская армия ожидает в тех местах, где по климатическим условиям переселенческие работы могут задержаться, и сопроводит переселенцев до мест их назначения; 4) чтобы из казны для бедных переселенцев были выделены средства.

    Для исполнения этих предложений Паскевич посылает особые директивы 26 февраля Лазареву и 29 февраля Временному Иреванскому Управлению. В посланной Лазареву директиве, состоящей из 19 статей, указывается: переселенные христиане, которые были заняты торговлей, будут размещены в городах, чтобы заново смогли заняться торговлей; крестьянам будут выделены достаточно плодородные земли и они будут на 6 лет освобождены от налогов и на 3 года от земельных повинностей; семьям, готовым к переселению, должны выдаваться листы особой формы с указанием предусмотренных для них льгот; переселенцы по деревням должны поделиться на партии, каждая партия должна состоять от 150 до 300 семей; переселенцы должны направляться в провинции Иревань и Нахчивань для увеличения на этих землях, по мере возможности, христианского населения; выделить офицера, знающего армянский язык, и 2-5 казаков для сопровождения каждой партии; как только партии выйдут в путь, сразу необходимо уведомить Временное Иреванское Управление о количестве семей, о климатических условиях мест, в которых они проживали, о количестве стад, которыми они обладают, а также о приблизительном сроке их прибытия на границу.

    Процесс отхода русской армии согласно договору начинался 8 марта с Мараги, поэтому предусматривалось в первую очередь переселить армян, проживающих в Мараге. Армян, проживающих в деревне Узумчу и окрестных деревнях, расположенных невдалеке от Карабаха, было принято решение о заселении их в Карабах. Для оказания помощи бедным семьям из казны было выделено 25 тысяч рублей серебром.

    Обязанности Лазарева и подчиненных ему армянских офицеров ограничивались доведением переселенцев до границы. После этого руководство работами возлагалось на Комитет, созданный при Временном Иреванском Управлении.

    Комитету следовало послать своих представителей для встречи партии переселенцев на границе. Затем эти представители сопровождали переселенцев до новых населенных пунктов.

    Эта обязанность по Карабаху была возложена на начальника военно-таможенного округа князя Абхазова.

    Паскевич в своей директиве из 16 статей, посланной Временному Иреванскому Управлению, указывал, что Комитету следует выделять земельные участки в соответствии с количеством переселившихся семей и руководить их заселением в предусмотренные для них места. Комитету следует постараться расположить переселенные деревни в том же порядке, отдельно и по соседству друг с другом, как они располагались на прежних территориях.


    Следует размещать тех, кто жил в горных условиях, в горные места, а тех, кто жил в равнинных условиях, в равнинные места для того, чтобы избежать болезней и смерти населения; следует также создать условия для сохранения их обычаев и хозяйственных навыков.

    Следует избегать размещения христиан в мусульманских деревнях, для этого надо создать для христиан отдельные округи и махалы. Христиан, живущих в окружении мусульманских деревень, следует переселить к своим единоверцам, а мусульман, проживающих в окружении христианских деревень, следует так же переселить к своим.

    Переселенцев следует размещать не на землях помещиков, а на государственных землях.

    До сбора нового урожая для первоначального посева зерна переселенцам следует в равном количестве дать долг. Долг, выданный для оживления хозяйства, должен быть беспроцентным и выплачивание долга должно производиться после 4 лет со дня выдачи в течение 6 лет.

    При выборе мест для заселения следует учитывать наличие водных ресурсов и условий для здоровья населения. Следует составить особые отчеты по размещению каждой семьи и отчеты по общим расходам.

    Однако в последующем требования этих двух директив во многих случаях нарушались.

    Лазарев и его посланные на места представители, нарушая Туркменчайский договор и данные им директивы, пытались насильно переселить армян.

    В связи с этим Аббас Мирза (мусульманин - Л.С.) два раза обращался к Лазареву с тем, чтобы подчиненные ему офицеры прекратили насильственное переселение армян и придерживались бы условий Туркменчайского договора.

    Епископ монастыря Салмас Израель чинил препятствия насильственному переселению армян, в связи с этим архиепископ Нерсес обратился с просьбой к графу Паскевичу, чтобы тот дал указание местному коменданту Хоя помешать Израелю в его деяниях и выслать его для понесения наказания в Эчмиадзин.

    Аббас Мирза тоже опасался массового размещения армян вдоль новой русско-иранской границы. По этой причине он всячески старался воспрепятствовать массовому переселению армян.

    Для этого он послал своих представителей, которые уговаривали армян остаться, и в случае, если они останутся, обещали освободить их от налогов на 6 лет.

    Лазарев, видя, что процесс переселения задерживается и переселению армян чинят препоны, 30 марта 1828 года обратился к христианам. В начале своего обращения он указывает, что некоторые недоброжелатели, распространяя лживую информацию, нагоняют страх на тех, кто хочет переселиться, наравне с этим, он перечисляет льготы, предусмотренные для них Россией.

    Он писал: «В России вы увидите, что вы, как и другие подданные Его Величества, будете иметь равные права со всеми, вы забудете все невзгоды, там вы приобретете новую родину, заселенную христианами, больше не увидите унижения вашей святой религии. Вы увидите, как христиане, разбросанные по разным провинциям Ирана, собраны воедино. Торопитесь! Время ценно. В скором времени русская армия покинет Иран, тогда ваше переселение оттуда осложнится и мы не будем нести ответственности за вашу безопасность. Хотя вы и понесете небольшие потери, но за короткий срок вы вновь все приобретете и навсегда».

    Обращение Лазарева на армянском языке было распространено среди армян, проживающих в Иране. 9 марта 1828 года Лазарев из Хоя написал Паскевичу рапорт, в котором указывал, что 4500 семей, переселившись, перешли на другую сторону реки Араз.

    А в рапорте, отправленном 27 мая, указывал, что 500 семей мусульманских курдов выразили желание переселиться из Курдистана в Иреванскую провинцию.

    Однако в посланном Лазареву письме от 29 февраля ему было поручено воспрепятствовать их переселению. Вопреки директиве Паскевича о размещении армян не на помещичьих землях, а на государственных, большая часть армян была размещена на помещичьих.

    В труде под названием «Заметки о переселении армян из Ирана в наши провинции», авторство которого приписывают Грибоедову, говорится: мало, что армяне размещаются на помещичьих землях, тем самым притесняют мусульман, так им еще предусмотрены льготы. Хотя потерпевшей стороной являются мусульмане, на самом деле здешних мусульман следует считать переселенцами. Во время войны правитель переселил их со своих земель и они жили в бедственном положении.


    20 марта Николай I ратифицировал этот договор, а на следующий день он издал указ о создании Армянской области. В указе говорится: «Согласно договору, заключенному с Ираном, повелеваю Иреванское и Нахчиванское ханства, присоединенные к России, после этого именовать Армянской областью и включить в наш титул.

    Об устройстве этой области и положениях ее управления высший сенат получит необходимые указы в свое время».

    Армянская область была разделена на Иреванскую и Нахчиванскую провинции и Ордубадский округ.

    В Иреванскую провинцию входили 15 махалов бывшего Иреванского ханства, в Нахчиванскую провинцию входили 5 махалов, в Ордубадский округ входили также 5 махалов.

    На должность начальника управления областью был назначен командующий местной милицией Александр Чавчавадзе.

    Во время захвата окрестностей города Иреван русской армией мусульманское население этих земель вынуждено было покинуть свои родные места.

    О подрывной деятельности, которую вели армяне внутри армии Аббас Мирзы, 21 мая 1828 году начальник Армянской области А. Чавчавадзе написал Паскевичу: «Обращает на себя внимание то, что житель деревни Нурнус Иреванской провинции, армянин Акан Арутюнов, служащий в армии Аббас Мирзы в качестве артиллериста, 17 августа во время боя открыл артиллерийский огонь не по русской армии, а в обратном направлении – по армии Иреванского хана. Как только Арутюнов почувствовал, что его действия привлекли внимание, покинул поле боя. Однако, к несчастью, был пойман вблиз Эчмиадзинского монастыря. Эриванский полководец Гусейн хан выколол ему глаза, отрезал ему нос, губы и подошвы ног». 4 июля 1828 году Паскевич в своем письме Управлению Армянской областью сообщал, что муж Аствацуровой был убит за то, что во время войны хранил у себя письма русского командования. Ованесу Аслияну выкололи глаза, отрезали нос и язык за то, что он был проводником в отряде Бенкендорфа. По ходатайству архиепископа Нерсеса было принято решение о выделении всем трем семьям по 10 золотых червонцев и о назначении их семьям пенсии в размере 30 рублей.


Рецензии