СКР Пытливый

СКР  «ПЫТЛИВЫЙ»
                (Рассказ    старшины  первой  статьи-северомореца
                Григория Дмитряка  из  Донбасса)
     Прошло 75 лет со Дня Победы Советской Армии  и всего народа Советского Союза,   над немецко-фашистскими захватчиками, да и  в этом же году донбассовцы  будут отмечать  77-ю годовщину со Дня освобождения Донбасса  от фашизма, то есть 8 сентября 2020 года.
      Шахтёры, строители  и колхозники  восстановили народное   хазяйство, после  разрухи.
      Не осталось в стороне и село Павловка, о котором более подробно  будет описано ниже.     3 августа 1961 года, в семье  Веры Емельяновны  и  Василия Семёновича Дмитряк родился сын Гриша, спустя 18 лет после войны.
     С 1968 по 1978 годы, Гриша  учился в Павловской средней школе, где после окончания школы, вместе с аттестатом зрелости,   получил права - тракториста.
 Около года проработал в колхозе "Червоний Жовтень"-трактористом.
    Родители   работали  в колхозе, затем отец трудился  на предприятих угольной промышленности СССР.
     В 1991 году он стал пенсионером, но продолжал работать на шахте "Южнодонбасская №1" до 2009 года. Когда ему исполнилось 75 лет, под давлением родственников ушёл на заслуженный отдых.
Село      Павловка  Марьинского района Донецкой области красивое, и люди, живущие в нём, очень добрые и трудолюбивые. Родители Григория Дмитряк и сегодня проживают в этом селе.
    Село расположено на берегу речки Кашлагач в 30 км к юго-западу от районного центра.
    До ближайшей железнодорожной станции Великоанадоль - 25 км. Дворов-908. Население -2501 человек.
    Село основано в 1842 году государственными крестьянами, переселенными сюда из Полтавской и Черниговской губернии.
     Ежегодно в селе устраивались три ярмарки, куда крестьяне Павловки и окрестных сёл привозили для продажи хлеб, рыбу, ткани и другие товары.
     В 1864 году, например, сюда было доставлено различных товаров на сумму 560 тыс. руб, а продано на 135 тыс. рублей.
    Согласно указу 1866 года о поземельном устройстве государственных крестьян, земля, которой пользовались павловцы, была передана за выкуп в собственность общины. На 755 человек мужского пола выделено 6097 десятин — по 7,9 десятины на ревизскую душу.
    Многие крестьянские семьи вели нищенское существование. 32 человека работали на паровой мельнице в селе.
     Часть жителей уходила в поисках заработка на заводы и шахты Донбасса.
     Ежегодно здесь вырабатывалось муки на сумму около полумиллиона руб. Её закупали купцы Мариуполя и Юзовки.
   После столыпинской аграрной реформы усилилось классовое расслоение в селе. Реформа способствовала укреплению сельской буржуазии.
    В 1910 году из сельской общины на хутора выделились 116 хозяйств.
 Однако 22 из них сразу же продали свои наделы местным кулакам, поскольку были лишены возможности обработать землю.
    С 1875 года в Павловке функционировал врачебный участок, где работали врач, два фельдшера и акушерка.
     В 1900 году открыли больницу на 20 коек, для которой земство через четыре года построило новое помещение.
     Больница обслуживала Павловскую и Петровскую волости, с населением более 31 тысячи человек.
    С 1860 года в селе работало одноклассное училище.
 Через шесть лет на средства общины для него построили помещение, состоявшее из двух классных комнат.
     В 1910 году земство основало двухклассное училище. В обеих школах в 1915 году 7 учителей обучали 318 детей.
 Многие дети, не имея ни одежды, ни обуви, не могли посещать школу.
    В сельской библиотеке, основанной в 1904 году, в 1915 году насчитывалось 670 книг. Школа, больница и библиотека содержались за счет крестьян, ежегодно плативших помимо государственных налогов еще и специальные земские сборы.
    Когда началась первая мировая война, почти половину трудоспособных мужчин мобилизовали в армию. Многие семьи, лишившись кормильцев, бедствовали.
   Советская власть в Павловке установлена 29 ноября 1917 года. Бывшие     фронтовики под руководством А. И. Кондратенко организовали выборы сельского Совета крестьянских депутатов.
   В 1923 году Павловка вошла в Благодатненский район Юзовского округа, позднее стала центром Павловского района.
 В конце 20-х годов в Павловке насчитывалось 625 хозяйств и более 3650 человек населения.
    Бедняцкие дворы составляли 21 проц., середняцкие-76 процентов и кулацкие -3 процента.Сельсовет оказывал помощь бедноте.
    Так, 345 хозяйств села освобождались от налога. Инвентарь, машины и посевной материал кооперация отпускала в кредит, прежде всего беднякам.
    Только в 1927 году они получили 14 тыс. пудов семян. Из 16 188 руб. общей суммы кредита, предоставленного селу, 85 проц. выделено для бедняков и середняков.
    Несмотря на помощь и поддержку государства, бедняцкие хозяйства развивались медленно.
    Труд в них был малопроизводительным, урожаи низкими, землю обрабатывали примитивно.
    В детдоме в 1936 году воспитывалось 359 детей.
    В 1938 году семилетняя школа реорганизована в среднюю. Кроме того, работали начальная и вечерняя школы для взрослых.
В 1939 году во всех артелях выдали на трудодень по 5 кг зерна и 1,65 руб. деньгами.
    Улучшилось медицинское обслуживание трудящихся. Павловская больница имела терапевтическое, хирургическое, педиатрическое отделения, где работали 5 врачей и 12 человек среднего медперсонала.
   Центром культурно-просветительной работы стал клуб с библиотекой, киноустановкой и радиоузлом.
   Учителя, агрономы, врачи читали лекции, выступали с докладами.
   10 октября 1941 года гитлеровцы захватили Павловку. Они расстреляли активистов И. И. Бибина, П. И. Жука, А. Т. Передерия и других. 360 юношей и девушек вывезли на каторжные работы в Германию.
Крестьян заставляли платить непосильные натуральные и денежные налоги.
      31 мая 1943 года в 2 км от Павловки высадились 13 советских десантников во главе с М. М. Трифоновым (Юговым). Оккупантам удалось напасть на след десантной группы. Преследовали её около 700 полицаев и солдат. Группа мужественно боролась до конца. 100  карателей были убиты, 150 — ранены.
     Израсходовав боеприпасы, оставшиеся в живых десантники подорвали себя гранатами.
     11 сентября 1943 года части Южного фронта освободили село от оккупантов. Отступая, гитлеровцы сожгли корпус больницы, школу, мельницу и другие постройки; уничтожили имущество и инвентарь колхозов. Ущерб, причиненный ими селу, составлял 18 541 тыс. рублей.
     На фронтах Великой Отечественной войны боролись с врагом 438 павловцев, 288 из них отдали жизнь за Родину. 205 человек за мужество и отвагу награждены орденами и медалями, А. И. Гавенко удостоен ордена Славы 2-й и 3-й степеней, Отечественной войны 1-й и 2-й степенем:    В. Т. Борзыло - двух орденов Красной Звезды и трех медалей:   И. С. Бушный - ордена Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды и пяти медалей; А. С. Ольховский — орденов Красного Знамени и Красной Звезды.Жители Павловки свято хранят память о тех, кто в суровые годы войны отдал жизнь за Советскую Родину.
      В честь 20-летия освобождения Донбасса 8 сентября 1963 года в  Павловском парке на могиле воинов-героев открыт памятник.

      На месте гибели группы десантников в 1967 году установлена мемориальная доска с надписью: «Прохожий!  Остановись! Почтительно склони голову.Здесь в неравном бою с фашистами погибла парашютно-десантная группа Трифонова (Югова)».
       В 1970 году, к 25-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, в центре парка сооружен мемориальный комплекс в честь воинов и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны.
      Из села Павловка, в июне 1941-го, ушёл на фронт  и мой дедушка-Масло Емельян Михайлович,1914 года рождения,  - вспоминает внук Григорий  Дмитряк,- к сожалению,  в ноябре этого же года он, пропал без вести.
    На памятнике  есть и его фамилия,  но о его гибели мало что известно.
     Фронтовики которые воевали  вместе с ним, описывали  так: шёл бой, но  мы не помним где это было,  рота в которой воевал Емельян Масло, пошла в атаку и всё… Погибли все.
После освобождения села, трудящиеся приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. 30 января 1944 года состоялась первая послевоенная сессия сельсовета в составе 15 депутатов.
     После победоносного завершения войны возвратились в родное село демобилизованные воины, активно включившиеся в хозяйственную и культурную жизнь.
      В 1945 году колхозы засеяли уже 4117 га — 73 процента  пахотной площади.
     В 1949 году колхозники получили на трудодень по 2,5 кг зерна и 2,45 руб. деньгами.Многие трудятся на сооружении шахт в Угледаре, в 4 км от села.
     Павловка-благоустроенное село. Большинство домов построено за последние годы. Населенный пункт полностью электрифицирован и радиофицирован.
     Работают радиоузел, автоматическая телефонная станция, швейная мастерская, парикмахерская.
    Для бытовых нужд населения расходуется ежегодно 100 тыс. квт-час. электроэнергии. В каждом доме — радиоприемник, в 700 — телевизоры.
     В 1963 году проведен водопровод, установлены водоразборные колонки. Село имеет хорошую транспортную связь с районным и областным центрами.
    В  этом замечательном селе с его богатым историческим наследием  живут родители Григория  Дмитряк.
     Как рассказывает сам Григорий,- рос я обычным мальчишкой, как и все в то время. Летом играли в футбол и купались в ставке, различных   водоёмах, которые были расположены  рядом.
   Но мы,  ребятня, не забывали и о помощи родителям. Пололи  огороды, вечерами пригоняли со стада коров. А вот зимой, с утра и до вечера,  играли в хоккей или катались с горки на саночках.
 Это были беззаботные дни в  нашей детской и  школьной жизни.
       С 1968 по 1978 годы учился в Павловской средней школе. После окончания 10 классов с вручением удостоверения тракториста, почти год проработал в колхозе "Червоний Жовтень"  трактористом.
 Кто-то  поступил в ВУЗ или техникум.
      Я  решил поступить в Киевский институт гражданской авиации. С детства мечтал о самолетах и полетах в небо.
     Но  увы, судьба распорядилась по -  иному. Мне не хватило полбалла, чтобы меня зачислили в институт. Вернувшись  домой, пошёл работать в колхоз «Червоний Жовтень».
     Летом 1979 года военкомат меня и моего одноклассника Гунчака  Сергея послал  учиться в Морскую школу ДОСААФ в г.Жданов   (г.Мариуполь).
      Обучение шло два или три месяца.  Учиться было интересно. Это было что-то  необычное,  неизвестное,но мы с большим желанием познавали азы морской науки.
      Учебные классы были хорошо оборудованы, много всяких приборов, карт, пособий, множество  флагов, сигнальные фонари. Главное, что наши все  преподаватели  были в военно–морской форме, которую мы увидели впервые.Учеба шла хорошо, мы  впитывали, как губка, в свои молодые мозги  то, что нам преподавали, рассказывали, говорили  преподаватели- офицеры.
       Ещё в школе я  любил географию, и мне было  легко читать карты и находить все географические точки.
 Интересными и  увлекательными были практические занятия, когда ходили по Азовскому морю.
 При ходьбе   на шлюпках, мы  узнали, что такое «суши весла» и табань.
       В конце лета  успешно закончили школу  и получили военно-морскую специальность:  рулевой – сигнальщик.
       Пришла осень. Начался осенний призыв в Советскую Армию. Мне  с приятелем пришли повестки.
       Проводы на службу прошли бурно. Во дворе отцовского дома был построен большой шалаш, где поместилось более 200 человек.
       В этот  день провожали на службу двоих, и наши одноклассники разрывались - к кому  идти на проводы.
       Поэтому полсела провожали  Серёгу, а вторая половина была  у меня.27 октября 1979 года мы были уже на пересыльном пункте в г. Донецке  (Путиловка).
         Двое суток спали в казарме, день проводили в клубе. На плацу стояли наши вещмешки (рюкзаки),а мы сидели и ждали «покупателей».
    На третий день, в час ночи, подняли на построение. Падал снег.  Мы не  знали, куда же нас отправят дальше.
      Вышли офицеры, зачитали приказ,  чьи фамилии назвали, сделали два шага вперед. Все ждали, когда же   объявят, на какой флот нас отправят.
 И вот появились старшины, в бесках. Только тут мы смогли прочесть – Северный флот.
       Вот так началось моё знакомство с Севером.
  Утром нас посадили в автобусы и повезли на  железнодорожный  вокзал, сели на поезд и прибыли в Киев. Потом аэропорт Борисполь и через Ленинград  прилетели в  аэропорт Мурмаши Мурманской области.
      Здесь мы первый раз столкнулись с понятием Полярная ночь и
 Северное Полярное сияние. Нас привезли на так называемую пересылку.  Неделю жили в ангаре с лавочками.
Спать было невозможно, все тело затекало на деревяшках, мы  были молоды и всё это переносили легко.
      Но мы, то ладно. У нас зимы тоже бывают со снегом и сильным морозом, а вот ребятам со Средней Азии, было не до смеха. Их  было много  и все  одеты в пиджаки и туфли, на голове полотенце.
       Зрелище не для слабонервных.  Тех, кого уже забрали на переодевку, отдавали ребятам свои вещи, чтобы они не замерзли в этом доке.
Нам  выдали всё,   что положено матросу срочной службы.
    Так  мы  с товарищем начали изучать азы морских дел и готовиться к приему присяги.

     В казармах было  свежо, а на улице холодно, мороз -20 градусов. Было  много снега, его приходилось чистить каждый день с утра до вечера, а он все шёл и шёл.
 Наступил день принятия присяги  на верность Родине. Наконец-то  мы настоящие военные моряки.
      Пришло  время распределения нас на корабли. Приятель мой попал на дальнейшую  службу на плавбазу «ТОБОЛ».
     Меня направили в Сайда Губу, на базу консервации военных кораблей, а если быть точнее на старый корабль СКР – 50. Изначально Сайда Губа была рыболовецким посёлком. С 1938 по 1979 год посёлок имел статус рабочего посёлка.
    В1990 году  посёлок передали Северному флоту, после чего он стал использоваться для надводного отстоя атомных подводных лодок и реакторных отсеков.
    В настоящее время в посёлке возведён пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков, который рассчитан на хранение 120 реакторных отсеков.
     Строительство начато в 2004 году, правительство Германии вложило в проект около 700 млн евр.
    По состоянию на 2019 год на береговой площадке хранятся и обслуживаются около 11 реакторных отсеков утилизированныхАПЛ, несколько трёхотсечных блоков (включая реакторный  отсек) ждут своей очереди.
    Здесь также располагается акваполигон «Красные камни»  Мурманского морского биологического института.
     Здесь разрабатываются и изучаются возможности боевого применения северных морских млекопитающих -тюленей, морских зайцев, сивучей, белух, для решения задач поисково-спасательных и подводно-технических работ.
      Охраны военно-морских баз, подводных лодок и кораблей, а также других научно-биологических вопросов, в частности, изучение камчатского краба  недавно вселённого в Баренцево море.
   Этот корабль СКР-50 имел ещё паровые турбины. Нас оказалось человек 15. Шли на катере в полярную ночь, мы не видели ни берега, ни сопок. Иногда вдалеке мерцали какие -то огни,возможно посёлков.

    Поэтому куда мы пришли,  узнали только через несколько суток, когда оказались на корабле  и вышли на вечернюю поверку.
 Вот  так и началась  наша настоящая морская служба на флоте. Всё было новое и непонятное.  Необходимо  было привыкать и вникать в службу.
       Корабль был старенький,  но  в море  ходили  часто.
Не секрет, что на кораблях была «годковщина»  и нам сразу объяснили, что и как, и какие здесь действуют правила. «Годки» были разные, но в основном нормальные парни.
     Со многими  я и сейчас поддерживаю дружеские отношения. Самое главное, что нам, молодым, дали две недели, чтобы мы изучили корабль, и за это время у любого «годка» можно было спросить, где и что находится,  как называется.
    Это был наш двухнедельный спасательный круг. Как  назло, ничего не запоминалось, особенно корабельные названия. Пришлось  записывать карандашом на листочке, а потом на вахте заучивать всё то, что записал.
     Приём пищи  был в кубриках. Поэтому нам молодым, приходилось быть бочковыми и пищу бегали получать на камбуз   верхней палубы.
    Потихоньку начали  друг с другом знакомиться. Нашлись и земляки, а на службе «зема»,- это брат родной.
     Так у меня появился  земляк и мой одногодка Саша Катагаров (очень жаль, что его уже нет с нами ).
 Саня был высокого роста, ему было 25 лет, а нам только по 18. У него было две отсрочки, а потом  всё же призвали. До службы он работал  на шахте и рука у него была широкая и крепкая так, что мы могли постоять друг за друга и дать по шее, если понадобится.
     Вот  тут-то мне  вспомнился мне  шахтерский тост.
     Шахтер из Донецка поехал в Одессу отдохнуть и послушать шум моря, зашёл в кафе и спросил у подвыпившей компании:
-Ребята, мне бы шум моря.
Один говорит:
-Жора, иди, покажи ему шум моря.
   Шахтер и Жора ушли, минут через двадцать компания  пошла  посмотреть, что Жора с ним сделал.
   На берегу увидели лежащего Жору, привели его в чувство и спросили,- что случилось?
    Жора простонал:
   -Я ему показал шум моря, а он мне – как лава садится.
     Так выпьем же за шахтёров!
    Шло время,  меня с Саней, как крепких парней  из Донбасса приметили «годки» и начали нас ставить вахтенными на трапе.
    Это была небольшая отдушина на службе, так как ты находишься практически в гуще событий, происходящих на базе. Так, на одной из моих вахт на трапе, к нашему командиру капитан-лейтенанту Сенцову пришёл его друг - сослуживец капитан третьего ранга Макаров Валерий (отчество не помню).
    У  Сенцова был день рождения, и наши отцы- командиры, немного усугубили.
   Что пили…?
 Но «штормило» их  конкретно.  Было еще несколько офицеров. Как всегда в таких случаях,   около двух часов ночи, к причалу причаливает катер с командиром бригады.
    Вот тут -то всё и началось… Объявляют учебную тревогу по всей базе,  наших офицеров пришлось  вытаскивать с кормового кубрика. Наш кэп держался на ногах крепче всех, а вот Макарова  довелось  вахтенным офицерам перетащить  на соседний корабль, который был на консервации.
    Их  стояло около 16 бортов. Службу несли всего по 15 – 20 человек и жили они не на кораблях консервации - плавказарме. Спрятали  Макарова на соседнем корабле от греха подальше, пусть проспится. Буря миновала.
     На следующее утро на большом построении бригады все матросы и офицеры были в строю.
Прошло около трех  месяцев, вызвали меня к командиру.
 Прибыл, доложил по форме. Смотрю, в каюте сидит его друг капитан 3-го  ранга Макаров.
 Спросили, как служба идет, пишу ли домой родителям.
 И вдруг  Макаров спрашивает: «А пойдешь ко мне служить на новостройку?

           Новый корабль будем получать». Я  опешил, не  ожидал такого вопроса. Но командир Сенцов меня выручил, сказал, чтоб  не робел,  шёл  на новостройку, там служба будет интересной и насыщенной, не то,  что   на консервации.
       Вот так я оказался на службе новостроящегося корабля СКР «ПЫТЛИВЫЙ» на заводе «Янтарь».
     В 1945 году территория Кенигсберга переходит к СССР по итогам Второй мировой войны. 8 июля 1945 года, в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР, на базе кёнигсбергской верфи «Ф. Шихау» был образован завод.
     2 августа 1945 года получивший обозначение № 820. Завод был подчинен 3-му Главному управлению Наркомата Судостроительной промышленности СССР, с 18 марта 1946 года реорганизованному в Министерство судостроительной промышленности СССР.
    31 января 1966 г. предприятие получило наименование «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“»
   . В том же году за успешную деятельность завод награжден орденом трудового Красного знамени.
    В связи с распадом СССР и структурной перестройкой экономики 7 октября 1993 года Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» акционирован и преобразован в ОАО «ПСЗ „Янтарь“». 51 % акций завода осталось у государства.
    В 2008 году ПСЗ «Янтарь» вошёл в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация».
    В августе 1980 года экипаж нового корабля был полностью сформирован и нас всех военным транспортным бортом перебросили в Калининград.  Здесь  началась совсем иная служба.

      Перед тем как попасть на корабль мы полгода жили на берегу в так называемой учебной базе.
 Это место мы называли «Экипажем», хотя так его называли и до нас.  Местные жители знали, где этот «экипаж» находится и как туда добраться.
      Но самое интересное было то, что за забором  базы находился местный хлебозавод, а на территории завода находилось женское общежитие.
 Время шло медленно и всему экипажу хотелось как можно быстрее попасть на корабль.
     Чтобы мы не скучали и не перепрыгивали  через забор к девчонкам, нас периодически посылали в караул в комендатуру или на разгрузочные работы в порт.
      Когда мы заступали в караул в комендатуру, многие, кто находился на губе, пытались как можно быстрее оттуда слинять, потому  что мы там устраивали корабельный порядок.
Три раза на день приборка, всё мылось с мылом и щётками, бойцы с других частей просто не выдерживали такого темпа жизни.
      В октябре 1980 года, будучи в карауле, я получил первый свой отпуск с выездом на родину, не считая дороги туда и обратно, предоставленный комендантом Калининградского гарнизона.
      А дело было так: ночью патруль комендатуры привез на гауптвахту пьяного офицера, который устроил дома дебош, его посадили в камеру, а когда его под утро выводили в гальюн, он попытался сбежать, но не тут -то было.
       Я  стоял в карауле на выходе из комендатуры, а точнее на воротах. Мне пришлось скрутить непокорного дебошира, немного наваляли ему. 
      А утром, когда дежурный офицер доложил об этом происшествии коменданту, тот приказал всем участникам данных событий объявить по 10 суток отпуска.
      Вот так, я, будучи еще «карасем» получил первый свой отпуск. Командир долго не отпускал. Но приказ вышестоящего начальства надо выполнять, и через месяц мне всё-таки предоставили отпуск.
      Я был на седьмом небе.  «Годки» меня приодели в ушитую форму: хромачи на высоком каблуке, брюки клеш, беска на затылке, ну всё как и полагалось.
       Отпуск пролетел  быстро. Впечатлений - целый океан. Родные меня не ждали, что я приду так быстро в отпуск. А девчата на дискотеке не отходили от морячка.
 И снова служба. В апреле 1981 года корабль спустили со стапелей и разбили бутылку шампанского о  борт.
     С  этого момента мы начали  перебираться на корабль. Весной, этого же года, на корабле был поднят Военно–морской флаг СССР.
   Работы на корабле было  много, мы всем экипажем помогали рабочим завода, чтобы как можно быстрее корабль вышел в море, на заводские и ходовые испытания. Везде пахло краской и сваркой.
     К лету этого года на корабль прибыли представители из различных заводов  для отладки оборудования и всех систем корабля.
     Наш корабль СКР «ПЫТЛИВЫЙ» проекта 1135, был последним кораблем в данной серии, поэтому на корабль, заводом ставилось самое современное оборудование.
     В июне 1981 года мы перешли в Балтийск, где и продолжили ходовые испытания корабля.   Лето  провели в море, изредка заходили в Балтийск для пополнения запасов топлива, воды и провианта, а также получали боекомплект для пристрелки вооружения.
     Балтийск — это самый западный город России-  милый и приятный. Здесь  дружно соседствуют друг с другом лебеди, чайки и военные корабли.
     В Балтийске находится крупнейшая военно-морская база Балтийского флота. Раньше город был закрытой территорией и попасть в него можно было только по спецпропускам.
     Сейчас  город открыт для всех, даже иностранные туристы могут спокойно сюда приезжать.
     До 1946 года Балтийск имел другое название. Это был город Пиллау, названный именем щведской крепости, построенной здесь в XVII веке.
     Годом основания Пиллау считается 1626 год, хотя первые упоминания об этом поселении относятся еще в 1258 году.
    Самое красивое место в городе сейчас  набережная на берегу Калинингадского пролива. Петр I был в Пиллау три раза и называл этот город «мой маленький Амстердам».
      В честь 300-летия Балтийского флота на площади установили памятник императору. Здесь же находится и самый западный маяк России.
     Первый   деревянный маяк в Пиллау был построен в 1741 году, новый на замену построили 1813-1816 годах, то есть в этом году у маяка  предъюбилейный год, которому, в следующему году будет  205 лет.
    Маяк практически не пострадал во время войны. Сейчас  самый з ападный маяк страны является культурным наследием и охраняется государством.
  Для нас всё  было новое и неизведанное. К концу лета корабль прошёл все ходовые,  заводские испытания и мы на несколько недель вернулись на завод, для устранения замечаний.
     Территория завода «Янтарь» была  огромной. Кроме кораблей нашего проекта, там строились и другие корабли.
 Завод охраняли гражданские лица и они  нам, срочникам, иногда давали возможность  сходить в самоход, то есть в самоволку.
Было несколько лазеек, через которые можно было выбраться в город.
     Я  прослужил полтора года и по всем корабельным законам был полноценным полторашником, это значит, что тебя уже никто из старослужащих не гоняет, но  не имеешь права, кого-то и ты гонять, но делать можно почти всё.
     Вот мы и решили сходить в самоход вчетвером. В охране стояли знакомые, одного из наших сослуживцев.
    Девчонки,  к которым мы бегали, жили недалеко от завода. Мы шли пешком, чтобы на трамвае нас не заметили офицеры.
 Перед уходом, я поставил на вахту молодого сигнальщика и приказал ему,  если вдруг, нас будут по каким то причинам искать, он кроме ходовых огней, должен включить и дежурный огонь- синего цвета.
      После вечерней поверки мы тайком ушли  с корабля. Вечер прошёл удачно и мы, довольные, счастливые,  с  улыбкой на лице, ночью возвращались на корабль.
      Какое было удивление, когда мы подходили к кораблю. Мы  увидели синий дежурный огонь. Это был знак, что нас ищут.
     С корабля доносился голос старпома, который чертыхался и заставлял мичманов искать своих подчиненных по всему кораблю.
      Мы спрятались в густых кустах, которые были по всему заводу.
 Что  делать ?
Тут один из ребят вспомнил, что сегодня весь день боцмана красили якоря и покраску не закончили, поэтому плотик и веревочная лестница оставались возле борта.
      Мы  разделись до трусов, робишки спрятали в кустах и потихоньку спустились в воду.
     Стенка, где стоял корабль, была бетонной, а передняя часть была
 обшита деревянным брусом,  где  было пространство и мы  поплыли к кораблю.
     Расчет оказался правильным. Плотик и лестница были на месте, и мы как заправские «пираты» один за одним поднялись на бак корабля. 
    Тут же спустились в носовую  часть,  с которой можно было пройти
 по всему кораблю. Спрятались  в одном из носовых постов, где был внутренний телефон.
      На корабле было  много  наладчиков с различных заводов, и несколько кубриков личного состава, были отданы им для проживания.
    Личный состав разместили по боевым постам. Мы спали не в своем кубрике и тут же позвонили   нашему дневальному, от которого узнали, что старпом заподозрил неладное и начали нас искать.
    Дневальному сказали, чтобы он, в половине шестого утра,  в такой- то боевой пост принес три робишки и прогары.
 В 6.00 сыграли подъем и мы как ни в чём не бывало,  вышли на зарядку.
     Какое же было удивление старпома, который, увидев нас, начал пыхтеть как паровоз, он так кричал, что начал заикаться , а мы стояли по стойке смирно и отвечали:
    - Никак нет  товарищ капитан 3 ранга!
- Так точно  товарищ капитан 3 ранга!
 После часового вливания старпом нас отпустил готовиться к подъему флага.
    Только на вторые сутки мы смогли забрать свои вещи, которые спрятали в кустах. Старпом  долго нам вспоминал эту ночь, но мы были неприступны и твердили всё одно и то же… Крепко спали в носовом отсеке.
    Свою тайну мы ему раскрыли только через год, когда мы пришли в Североморск.

        Старпома Журавлева П.П.  переводили на другой корабль- командиром.
    Оннас  «годков» (годок на корабле - это матрос или старшина,  которые  отслужили  2 года и до конца службы  осталось 1 год),  пригласил нас к себе в каюту, налил по рюмке коньяка на прощание, вот тогда мы и поведали ему всё о той самоволке.
      Осенью мы снова вернулись в Балтийск для прохождения  государственных испытаний и приемки корабля государственной комиссией. В это время начались учения «Запад-81». Так как корабль  не был боевой единицей флота, в учениях мы не принимали участие. Часть экипажа командировали на другие корабли, для укомплектования.
     Так я попал на БДК «Иван Рогов», который прибыл с Тихоокеанского флота на учения. Меня как сигнальщика и еще троих ребят, которые умеют фотографировать включили в группу, которая должна была вести фотофиксацию всех учений.

      Нами командовал офицер из особого отдела флота. Около месяца  прожили на БДК.
     Часто приходилось вылетать на вертолете и снимать высадку десанта из судов, а также выходили на катере где проводили фиксацию стрельб.
     Когда  вернулся на свой  корабль, пришёл приказ о предоставлении мне очередного отпуска на 10 суток. И  так я дважды побывал в отпуске на родной земле.
      Отпуск для срочника – это как глоток свежего воздуха в жаркую погоду. Получив все проездные документы, самолетом  вылетел из Калининграда в Донецк.
 Билет стоил не дорого и уже через несколько часов прилетел в  столицу Донбасса.
    Каково же было удивление всех моих родных и близких, когда они меня увидели на пороге своего дома.
 Время в отпуске пролетело быстро. Наступил день… когда пора было уезжать.
      Служба ждёт моряка. Интересно было, что мои одногодки, которые призвались два года тому назад, были дома, а мне еще годик надо нести службу.
 Я никогда не жалел,  что мне пришлось служить три года, это были самые лучшие годы в моей жизни.
    Часто вспоминаю то  время, хочется ещё, хоть  один разок, побывать на корабле, встретиться с моряками, ударить в рынду, спуститься в кубрик, полежать на люле и,конечно же, попробовать то, что приготовил кок.
    Отпуск закончился.  Вернулся я  на корабль, который  стоял в Балтийске.
       До конца 1981 года мы закончили прохождение всех испытаний и выполнили все задачи по введению корабля в боевой строй.
 В январе, если не изменяет память, 19 числа кораблю вручили вымпел  и мы стали полноценной боевой единицей Военно-морского  флота СССР.
      До лета  находились в Балтийске и лишь в начале июня 1982 года  мы в составе эскадры кораблей во главе с ТАРК «КИЕВ» пошли на переход в Североморск.
      Переход был очень интересным, нам, сигнальщикам выдали новые фотоаппараты с телеобъективами, для  сьёмки НАТОвских кораблей и самолетов.
      А неприятельских кораблей и самолётов было  много. Нам не  приходилось скучать на вахте. На сигнальном мостике всегда было много народа, которым разрешалось вневахты поглазеть на иностранные корабли. Пройдя почти через всё Балтийское море, через проливы Кадетринне и Скагеррак, наши корабли вышли в Северное море.
      Здесь нас и ожидала самая интересная часть перехода. В море начался сильнейший шторм, по  сравнению с ТАРК (Тяжёлый Авианесущий  Крейсер  Ракетный)«КИЕВ», наш корабль кидало как щепку, но  СКР «ПЫТЛИВЫЙ» был не из робкого  десятка и все шторма переносил стойко и достойно.
.       Конечно, очень многие начали болеть морской болезнью, спасались сухарями и сухой воблой. Но, что это за моряк, который не побывал в штормовую погоду в морях и океанах.
       Мы держались и несли вахту за вахтой отважно. Отделение сигнальщиков было не полностью укомплектовано, вместо шести человек нас было четверо.
      Так мы и несли вахту, четыре через четыре. Сначала было тяжеловато, но потом привыкли и уже закалёнными, уставшими пришли в Североморск.
       День Военно-морского флота СССР  1982 года встречали в Североморске. Мы гордились тем, что  снова на Северном флоте.
 Были разговоры, что корабль переведут в Севастополь, но это  произошло после нас.
     Мы так и остались Североморцами, до осени 1982 года.   Несколько раз ходили на выполнение различных боевых задач, поставленных вышестоящим командованием Северного флота, но уже в Баренцевом море.
    В октябре 1982 года я, старшина 1 статьи, командир отделения сигнальщиков, по Приказу МИНИСТРА ОБОРОНЫ  ВООРУЖЁННЫХ СИЛ СССР был уволен в запас.
     На этом и закончилась моя служба на самом лучшем корабле того времени, - СКР «ПЫТЛИВЫЙ».
      После службы  пошёл работать на шахту "Южнодонбасская №1"- крепильщиком. Проработав 1 год, поступил в 1983 году  учиться в Полтавский кооперативный институт на факультет "Экономика и организация заготовок сельхозпродуктов".
       В институте познакомился с прекрасной девушкой Альжановой Айман, моей будущей женой и матерью моих детей. Она приехала учиться в Полтаву по направлению Целиноградского облпотребсоюза. Учились мы на одном потоке, только группы были разные, это были самые лучшие годы нашей бесшабашной молодости. Поженились мы на последнем курсе. Так и создалась наша молодая семья.
        В 1987 году мы закончили учебу  и получили квалификацию экономиста.
По распределению вместе с женой,  поехали работать в Черниговскую область, поселок Репки.
      Начинал работать заместителем директора заготконторы, а потом стал заместителем председателя«Райпотребсоюза»  по торговле.    Супруга работала там же в Райпотребсоюзе в планово –экономическом отделе.
     Там же в Репках у нас родилось две дочки - Асия и Оксана.
 В  начале 90 -х мы переехали жить в Донецк, где и сейчас живем вместе 35 лет.
      В Донецке начал заниматься предпринимательской деятельностью.
Было несколько фирм, но со временем, я их закрыл, сейчас я частный предприниматель.
     Кораблю скоро будет сорок лет, но он ещё в боевом строю и выполняет все поставленные задачи государством.
     В 2012 году, мне довелось побывать на корабле спустя 30 лет,  встретиться с офицерами и старшинами первого экипажа.
    Это была замечательная встреча, такое не забывается  никогда.


                Стихи  матроса   СКР «Пытливый»
                Наримана  Нигматулина

  Идет бригада на учение,
  Курс кораблей на Запад взят,
  Внизу в машинном отделении
 Турбины верные гудят.

                ПРИПЕВ:

Пытливый, Пытливый, Пытливый
Корабль наш родной,
Наш дом и наша флотская семья,
Мы выполним задачу боевую,
Пусть знает,- это Родина моя.
                Ведут бригаду командиры,
                Им флот доверила страна.
                Ждут командоры у орудий,
                Стоят у карты штурмана.
                припев:
Несём на корабле
Мы вахту днём и ночью,
Оберегая мирный труд страны.
И мы клянемся нашему народу
Что не допустим мировой войны


Рецензии