ОН

ОН
Все, что нас окружает в жизни, состоит из различных химических элементов и соединений, как неорганических, так и органических.  Живая природа это органика. Органические соединения состоят, большей частью, из углерода, водорода и кислорода. Да и эти вещества, каждый по отдельности уникален. Например, взять углерод - «С»:
Удивить готов он нас
Он и уголь и алмаз
Он в карандаше сидит
Потому, что он – графит
Грамотный народ поймет
То, что это - УГЛЕРОД!

Несмотря на такое малое количество составных частей, соединений в органике превеликое множество.
Одним из замечательных соединений является  этиловый спирт. Этот продукт хорошо знаком населению нашей великой страны.  Вот его химическая формула: C;H;OH.
Сколько историй случалось при его активном участии и не перечислить.
Некоторые, иногда анекдотичные, я вам и поведаю:

Конец 50-х  начало 60-х. В Вооруженных силах идет формирование ракетных бригад. На вооружение поступает ракета 8Ж38. Один из компонентов топлива – этиловый спирт.
И, вот, прибывает первая цистерна с этим продуктом. Подъездные ж/д пути забиты прибывающими вагонами. Разгружать не успевают, хотя разгрузка идет круглыми сутками. Прибывающее оборудование размещать негде, поскольку складских помещений нет в наличии. Складируется все в лесу на полянках. Нашлось место и цистерне в недостроенном тупике. Командир бригады, увидев цистерну, пришел в ярость. Еще бы не прийти – на борту красовалась надпись: «этиловый спирт C;H;OH». «Начальник службы ГСМ! Немедленно закрасить!!!» прорычал комбриг. Нашли где то черную краску, кисть и офицер из службы ГСМ начал её закрашивать. И, не докрасил, краска кончилась. А за новой порцией краски идти было лень. Остались только две последние буквы «OH». Это для химиков данные буквы означают гидроксильную группу, а для любителей заложить за воротник – это ОН!                Товарный кассир с военной ж/д станции поделился с сослуживцами информацией  о прибытии цистерны, и о том, где её поставили. Как надпись закрашивали - кассир уже не видел, поэтому рассказал, как эта цистерна выглядела на момент прибытия.
В этот же тупик натолкали другие цистерны с бензином и соляркой.
И вот наступила ночь. Двое военных, прихватив с собой небольшую канистру, отправились искать вожделенную влагу. А заветной надписи так и не увидели. Один из них заметил остаток надписи и обрадовался. Вот, говорит, эта цистерна со спиртом.  Напарник  возразил, что надпись не соответствует. Первый возмутился, и зло так сказал: «вот же надписано – ОН! Значит это и есть спиртяга».  А как же набрать в канистрочку?  Сливной кран хитроумно закрыт, и открыть его не представляло возможным. Возникла идея открыть  люк и зачерпнуть. Залезли на цистерну, прикинули каким ключом отвинтить  гайки. На соседних путях, где шла разгрузка такой ключ нашли, и довольные своей сообразительностью, забрались на цистерну. Открутили гайки, откинули спецболты. Самый нетерпеливый открыл люк и сунул голову в горловину цистерны. Крепкий аромат спирта, вдохнутый полной грудью, отключил сознание. Тело стало ватным, и нюхач свалился с ног. Голова его и грудь оказались в горловине. Ещё чуть-чуть  и пошел бы наш любитель ко дну цистерны – малая плотность жидкости не позволяла телу плавать. И достать его оттуда живым шансов не было.  Но, история не терпит сослагательного наклонения. Напарник успел схватить собутыльника за ноги и стал вытягивать его из горловины. Трезвая мысль мелькнула у него в голове: « как только голова выйдет из горловины, тело свалится с цистерны. А это верное увечье, либо смерть. Удержать на цистерне я его не смогу, и, скорее всего, полетим на землю вместе».  После этой здравой мысли начал он звать на помощь. Орал-орал и, наконец,   его услышали такелажники, разгружавшие вагоны на соседних путях.
 О, это была целая спасательная операция с веревками, солдатскими ремнями и разными такелажными приспособлениями. Опустили благополучно. Пострадавший, придя в сознание на свежем воздухе, долго и надрывно кашлял.
Надолго запомнилась эта эпопея. И многие годы спустя, на занятиях по мерам безопасности в военных учебных заведениях этот случай рассматривали.
На местах были приняты меры предосторожности – возле цистерны со спиртом выставляли часового с задачей, в случае не подчинения, стрелять по канистре. 
После этого, любители зеленого змия искали и успешно находили другие способы добычи. Спирт стал «валютой», которой оплачивали разные услуги. В войсках, за ним, закрепилось погоняло – «Гидрашка», а на флоте – «Шило».

Шло время.  Бригада была переформирована в ракетную дивизию. Вместо спиртовой ракеты на вооружение поступил новый боевой ракетный комплекс с межконтинентальной ракетой 8К64. Спирт там применялся только для проведения регламентированного технического обслуживания (РТО).
Проводилось ежемесячное  РТО. Начальник отделения капитан  Нечитайло получил пару килограммов спирта для промывки ответственных соединений и приборов.  Получал он его в солдатский дюралевый чайник, крышку которого он опечатывал. Офицерам отделения выделял малую толику, остальное оставлял себе. Сколько офицеры не просили выделить спирт по нормативу, столько же раз получали отказ. Однажды собрались лейтенанты и старшие лейтенанты и решили наказать строптивого капитана. Многие из них были либо сверстниками капитана, либо постарше.
Поставив опечатанный чайник на стол, капитан куда то вышел. Один из офицеров быстро достал приготовленные фляжки и разлил по ним спирт. В носик чайника налили воду.
Через некоторое время капитан вернулся. На столе уже стояли ванночки для спирта.  Как всегда, капитан накапал в каждую по минимуму и, забрав чайник, ушел по своим неотложным делам. Офицеры от души посмеялись и принялись за обслуживание оборудования. К вечеру все работы были выполнены, журналы технического состояния агрегатов заполнены. После построения офицеры уехали на десятую площадку дивизии. Десятка – это жилой городок ракетной дивизии. На следующее утро капитан был чернее тучи, но, претензий не предъявлял. Так прошел день, другой, третий. Капитан молчал, но, был суров со всеми подчиненными.  Прошел месяц, наступило время очередного РТО. И снова капитан принес чайник. Но, на этот раз поставил чайник в тумбочку и опечатал дверку. После этого ушел. Посмотрели офицеры на это чудачество. Решение возникло быстро. Достали ящичек из тумбочки. Капитан называл этот предмет шухлядкой. Один из офицеров принялся изображать ремонт замка на входной двери. Другой, просунул руку в образовавшееся отверстие и приподнял чайник. Третий офицер развернул тумбочку вокруг руки и держал ее на весу. Четвертый - уже подставляя ванночки под носик чайника. Спирт весь вылили, а вот с доливкой воды вышла проблема. Крышка чайника была так же опечатана. И вот уже тумбочка стоит с ящичком. Спирт из ванночек перелит во фляжки.
Возвращается капитан, достает чайник и опешил. Он был пуст. Как же так, крышка опечатана,  на дверке то же есть печать, а спирта нет! И тут до него дошло, что его меры по сохранности спирта были явно недостаточны. Вспомнил он вслух все матерные слова, какие знал, обозвал всех офицеров голозадыми кацапами и ушел горевать на жилую зону.
Вскоре затребовал он у командира группы маленькую канистрочку для спирта.
Получив канистру, как раз в канун очередного РТО, ушел на склад ГСМ получать спирт. Офицеры тут же нашли такую же емкость и налили в неё два килограмма воды.
На сей раз капитан с канистрою не расставался, накапал из неё минимальные дозы подчиненным с победоносным видом. А они пригорюнились. Ох, недооценил он своих починенных, недооценил. Тут случай помог - капитана вызвал к себе командир части, и капитан, с канистрою, потопал в штаб. Следом за ним, на некотором удалении, туда же убыл один из лейтенантов, и то же с канистрою. Капитан, прибыв в кабинет, доложил командиру о прибытии. Командир пригасил капитана присесть за совещательный стол. Капитан оставил канистру у двери. Пока они разговаривали, лейтенант подменил канистру.
И, снова огорчился капитан. Задумался глубоко. Да и не стал больше жадничать, и спирт выдавал по полной программе. И на обслуживание хватало, и за воротник заложить оставалось.

А со спиртом все время, что нибудь да возникало. На складе ГСМ спирт начали отпускать литрами. Командование пресекло эту утечку – стали выдавать килограммами. Тогда стали разбавлять спирт водою. При получении стали пользоваться индикатором – кусочком газетной бумаги. В спирте она тонула, но, стоило развести спирт водой даже по минимуму – бумажка всплывала. Проводить обслуживание с таким разбавленным спиртом было нельзя. Заметно это было при работе на оптике – спирт испарялся, а на линзах оставались капельки воды. И удалять воду с линз было очень проблематично. Прицельщики, конечно, приспособились. Они выпивали немного спирта, а на линзы дышали перегаром, и, затем  протирали замшей запотевшее от паров спирта стекло.
И снова были приняты меры предупреждающие – в спирт стали добавлять авиационный бензин для ароматизации.  На качество обслуживания это практически не влияло, а вот принимать вовнутрь эту смесь не отваживались, даже заядлые, любители зеленого змия.  Выход нашли быстро. Офицеры же были технически грамотные и разработали способ сепарации. Спирт с водой смешивается в любой пропорции, а бензин с водой не смешивается. Заливали в спирт немного воды, проводили барботаж, отстаивали. Потом аккуратненько удаляли бензин. Запах бензина, конечно, был, но, слабенький.      
И других, не менее забавных историй, связанных со спиртом, было немало.


ЗАТО Звездный                июль    2020 г.


Рецензии