Кунгурская пещера
Поздно вечером в марте 1945 года мы с преподавателем Софьей Павловной загружаемся в плацкартный вагон пассажиры представляют весьма пестрый народ. В выгоне прохладно, но проводница обещает скорый нагрев вагон отапливается печкой с калорифером, который гонит горячую воду по трубам,
поддерживают нужную температуру, проводницы. Горючее чурки и каменный уголь.
Два купе занимает наша группа, в одном туризма кру Ваня Шитиков, Лёня Анискин, Герман Суздалов и я, Вовка Малых. Одно или два купе занимают военно-служащие, они возвращаются на фронт, среди них и моряки. У них почти сразу начинается веселье. А узнав имя и отчество нашей руководительницы и преподавательницы немецкого языка во вагону заметалась песня, с припевом.
Ах Софочка, София Павловна,
Скажите, Софочка , где вы теперь,
Пол жизни я готов отдать
Чтобы Софу отыскать,
Ну напишите же, где вы теперь.
Почитатели Софы горланили довольно бойко, Но их быстро успокоили проводницы. Утром ребятам в Кунгуре выходить, и день им предстоит трудный, дайте им выспаться. Утром мы проснулись в сумерках. Вокзал был полупустой. Сколько мы ожидали транспорта не помню, но вот появился небольшой автобус, который доставил нас к двухэтажному зданию у входа в пещеру.
В этот день мы едва ли не первые отправились по долгожданному маршруту, составившему немало откровенных сюрпризов. Экскурсовод обладал прекрасной дикцией
и отлично поставленным голосом. После тамбура мы оказались в небольшом туннеле. Остановка, Экскурсовод рассказывает, что до появления тоннеля все желающие проходили этот путь, сгорбившись, а некоторые участки ползком. Какой бы путь предпочли вы давайте проголосуем.
Единогласно поднимаются наши руки. Я вас немного огорчу мы стараемся сделать нашу жизнь лучше, но почему люди из-за несогласия поступают вопреки правилам. А здесь природа отомстила нам. Сейчас вы через ещё один тамбур войдете в грот Бриллиантовый. почему он так назван не догадываетесь. Герман опережая меня гроко, почти кричит.
-Наверное там кристаллы льда сверкают как алмазы или бриллианты.
-Да сверкали, но вы их не увидите, через туннель летом поступает теплый воздух. Огромные кристаллы льда, которые создавала природа потекли растаяли, а зимний холодный воздух успевает создавать только сравнительно мелкие кристаллы, немного больше тех снежных, что вы видите на ветках деревьев. В городах или в лесу.
Пройден ещё один тамбур и мы в Бриллиантовом гроте. В свете наших факелов, вспыхивают мелкие кристаллы льда в бахроме кистей, свисающих с кровли пещеры, а по стенам стекают вниз ледопады. Лед в виде сосулек, и иногда очень тонких внизу, свешивается с кровли
-Какая красота, -слышу я восхищённый голос Германа.
А большинство замирает, заняв наиболее удобное место, и крутит головами. Скалистых мест почти не видно. Экскурсовод делает нам еще одно замечание. Не касаться в движении стен усыпанных гроздями кристаллов. Вперёд нас ждёт грот Полярный и его сюрпризы. И медленно двигается вперёд по жёсткой тропе присыпанной снегом. Мы входим в узкий тоннель и видно, что стенки почти везде обшарпанные а вот кровля в кистях нависающих кристаллов. Герман впереди и он опять, но уже тише, взрывается.
-Мама моя, -и обращаясь ко мне, -Володя, только из-за этого чуда стоило ехать сюда. А вот у Ферсмана почему-то нет таких кристаллов!
В группе начинаются разговоры И Леонид задаёт вопрос, экскурсоводу, а кто-нибудь фотографировал кристаллы. Конечно, был ответ.
-Всё, возвращаемся, буду копить деньги на фотоаппарат. -обещает он.
Экскурсовод задает вопрос.
Кто определит размер кристаллов, они как видите правильные шестиугольники.
Леонид называет цифру 15, Герман шестнадцать , Иван называет семнадцать, другие доводят до двадцати. Дальше идет повтор и я посмеиваясь повторяю семнадцать. Экскурсовод достаёт маленькую рулеточку, которая показывает 17,5 сантиметров.
-Тут есть и до двадцати. Поверьте я измерял, -подводит он итог. Некоторые пластины льда толщиной в 2-3 сантиметра посылают отблески от факелов в глаза и тогда мы жмуримся и сворачиваем взгляд.
Двигаемся Дальше и в следующем гроте Данте, где уже теплее ледяных сосулек и ледопадов нет, кое-где сочится вода. А вот в Крестовом гроте просвечивая группой факелов кровлю наш экскурсовод показывает нам органную трубу она уходит вертикально вверх а под ней осыпь: песок и галька. Экскурсовод не советует подходить к ней, бывает что оттуда падают и увесистые обломки.
Увидев одну небольшую жёлтого цвета я поднимаю и кладу в карман, и Герман повторяет мой пример. В мраморном гроте я отбиваю и кусок пятнистого мрамора из жилы мощностью в несколько метров и еще один для Леонида. Герман тоже отбивает два.
Маршрут наш заканчивается у подземного озера, над которым нависла низкая кровля. Вода в нем довольно чистая и экскурсовод советует попробовать,
На вкус но не пить. И сразу предлагает послушать тишину. Погасив факела и выключив фонари. Исчезают все попутчики даже Герман стоявший возле меня, абсолютная темнота и абсолютная тишина, мир замер, наверное так будет и в могиле мелькает мысль. Герман дотрагивается до меня и кто-то говорит: "Хватит я больше не могу.
-А вы неплохо продержались ободряет экскурсовод. Теперь в обратный путь. Если встретится группа я говорю "Физкульт", а вы дружно, но не громко "Привет".
Проверим, "Физкульт" мы отвечаем и направляемся в обратный путь. В столовой нас ждали белоснежные повара.
Свидетельство о публикации №220070502155