К 100-летию Татарстана

Республика Татарстан в настоящее время является субъектом в составе РФ и была образована 27 мая 1920 года на основании Декрета ВЦИК и СНК в форме Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. А значит, всего через несколько дней после праздника Ид – Татарстан отмечал 100-летие своего образования.
Несмотря на это – история Татарстана, как места проживания людей в целом и как мусульманского региона, уходит своими корнями в глубокую древность.
На территории республики найдены отчетливые свидетельства заселения данной территории в эпохи палеолита, мезолита и неолита. К бронзовому веку здесь были основаны постоянные поселения и городища, имеющие отношения к фатьяновской (балановской) и срубной культурам. В эпоху железного века возникает ананьинская культура, которая не только активно развивается, но уже и устанавливает стабильные культурные и торговые связи с населением Сибири, Средней Азии, Кавказа. На переломе тысячелетий она сменяется пьяноборской культурой, а уже в 3 веке н.э. на территорию современного Татарстана начинают проникать тюркские и угорские племена, в результате которого формируется крайне близкая к славянам именьковская культура. Несмотря на то, что наибольший ее расцвет пришелся на 4-7 века, согласно арабским хроникам, именьковцы продолжали проживать на этих землях как минимум до 10 века, не смешиваясь с культурой булгар, пришедших сюда в 7 веке и основавшим государство Волжская Булгария. Начиная с 8 века на эти территории также оказывает влияние и Хазарский каганат.
Великая Булгария – объединение булгарских племен, проживавших в степях Восточной Европы, преимущественно в приазовских и причерноморских и вдоль северного Кавказа, дала начало Волжской Булгарии. Одно из племен по неизвестным в настоящее время причинам, решило покинуть традиционную область проживания и переместилось в район современного Татарстана, потеснив местные племена и культуры, но не ассимилировав их полностью. Таким образом, состав Волжской Булгарии не был этнически однородным, хотя стержнем государственной системы власти являлись в основном булгары.
В 920 году правитель Волжской Булгарии приглашает посольство из Багдада и принимает историческое решение принять ислам. Стоит отметить, что период с 9 по 11 века – это период фактического деления Старого Света на зоны распространения и влияния современных мировых религий. Булгария не стала исключением. Несмотря на то, что первые проповедники ислама появились на ее территории намного раньше, религиозный вопрос стал наиболее остро в борьбе за отказ от влияния соседней иудейской Хазарией. Также стоит отметить, что на тот момент – Булгария стала самым северным государственным образованием, принявшим ислам, а потому – остро нуждалась в дополнительный фетвах и уточнениях религиозной практики, возможным к применению в новых условиях проживания мусульман.
Однако, Волжская Булгария на тот момент фактически стала изолированным исламским государством, отгороженным от остального мусульманского мира. Географически ближайшими мусульманскими соседями Булгарии стали Саманидское и Караханидское государства Средней Азии. Поэтому не удивительно, что болгары были сильно заинтересованы в принятии ислама Киевской Русью и даже отправили к князю Владимиру своих послов. Формально князь отказался из-за того, что ислам не разрешает употребление алкоголя, однако, политико-религиозный компонент дипломатии данного периода говорит также и о том, что в случае принятия ислама Киевская Русь также бы оказалась в изоляции относительно остального мусульманского мира, поскольку предсказать завоевание Византии тюрками и переход ее в ислам в 10 веке было предсказать весьма затруднительно (Конийский султанат возник только в 1077 году, почти через 100 лет после крещения Руси, а сама Византия пала только в 1453), что привело бы к замкнутости этих двух государств друг на друге. Иначе говоря – князю Владимиру переход в ислам был крайне политически невыгоден, также – как и католицизм.
Несмотря на то, что Киевская Русь стала православной по византийскому образцу, а Волжская Булгария осталась верной исламу – территориально – это были соседние государства, которые на протяжении нескольких столетий выстроили между собой сложные политические взаимоотношения и вели противоборствующую политику относительно северо-восточных земель Европейской территории современной России. Чем бы закончилось это противостояние и какой процент территорий окончательно бы вошли в состав того или иного государства сейчас предсказать невозможно, в Монголии уже копил силу Чингиз-хан.
Начиная с 1223 года Булгария подвергалась постоянным нападениям монголов и с переменным успехом противостояла им, однако в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разгромила булгарскую армию и полностью захватила страну. В 1240 году после разгромления Булгара страна фактически перестала существовать и сохранив небольшие признаки автономии была включена в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), первой столицей которого (в 13 в.), политическим и торгово-ремесленным центром был город Болгар. Булгарская культура стала важнейшим компонентом золотоордынской культуры. Стоит отметить, что противостояние булгар монголам дало Киевской Руси почти 15 лет для подготовки к отражению монгольского нашествия. Однако – череда внутренних причин не дала этому осуществиться, также как – возможная военная помощь Киева восточному соседу могла бы полностью остановить продвижение монголов вглубь булгарской и российской территорий.
В 14 веке Волжская Булгария переживает экономичекий и политический подъем (это связано как с принятием ислама потомками монголов, так и активными внутренними контактами с богатыми среднеазиатскими странами), однако – нападения как русских князей, так и золотоордынских ханов не дают ей окончательно оправиться и восстановить былую мощь. В итоге – в 1438 году на ее территории образуется Казанское ханство с новой столицей – Казанью. Ханство занимало среднее течение Волги и почти весь бассейн Камы. На востоке ханство граничило с Ногайской Ордой так, что в состав последней входила почти вся Башкирия, на западе его границы доходили до бассейна реки Сура, на севере - до Вятки и Пермской земли, а на юго-западе - почти до современного Саратова (или Волгограда). Несмотря на развитые сельское хозяйство и животноводство, экономической основой Казанского ханства была торговля. Удачное географическое положение, традиционные связи с Русью (а через нее и с Западным миром), со странами Средней Азии (еще с периода единого монгольского государства) и Сибирью, а также – речные и морские пути весьма успешно способствовали этому. Кроме своих географических соседей казанцы весьма успешно торговали и с удаленными странами – Ираном, Индией, Китаем. Довольно сильно была развита система светского и религиозного образования – булгарская письменность на основе арабской каллиграфии не была утрачена в период монгольского завоевания и активно затем развивалась, создавались школы и медресе, появлялись свои национальные писатели и поэты.
Противоречия во внутренней политике казанских ханов и укрепившиеся позиции Москвы, позволили Ивану IV (Грозному) захватить Казань в 1552г и присоединить ее территории к своему государству. Нужно отметить, что Казанское царство получило в это время довольно широкие полномочия и сохраняло относительную автономность. В 1584 году оно было реорганизовано в Казанское воеводство. Полностью подчинено оно было только при Петре I при проведении им в 1713 году территориально-государственной реформы. С 1708 по 1917 год оно получило название Казанская губерния и формально – мало чем отличалось от остальных губерний страны. Начиная с этого момента в Казани и на подчиненной ей территории начинает распространение общегосударственных объединений: школ, академий, военных формирований, университетов; внедряется общероссийский табель о рангах и бюрократический аппарат; идет постепенная русификация. Несмотря на то, что традиционная татарская культура и ислам развиваются параллельным курсом – эти достижения мало учитываются при переписях населения и в целом. К примеру, обучение в медресе или татарской школе и владение человеком татарской письменностью не учитывалось и он формально относился к безграмотному и необразованному населению.
Тем не менее – национальная и культурная идентичность не были полностью утраченными. Также был сохранен татарский язык и религия ислам. Более того – была сформирована уникальная татарская городская культура, которая пустила корни во многих городах Российской империи, будучи некой переменной между требованиями светско-христианского российского общества и законами ислама и требованиями татарской культуры.
Именно этот факт позволил уже при советской власти бороться за создание автономной республики Татарстан. Что и произошло в итоге. 27 мая 1920 года была создана Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Однако на дальнейшее усовершенствовании автономии Татарстана советские власти не пошли, в 1922 году (при создании СССР), в 1936 и 1970 (при голосовании по Конституции) решения по преобразованию Татарстана в союзную республику рассматривалось, но принято не было. Вероятно это было связано как с недостаточными центробежными силами в правительстве самого Татарстана, так и с тем – что территория располагалась в центре самого СССР, а не на его границах.
Перипетии начала 90-х могли бы привести к отделению Татарстана на правах самостоятельного независимого и суверенного государства, тем более, что в 1992 году на соответствующем референдуме большинство населения высказалось положительно по данному вопросу, однако – по договору 1994 года остается в составе РФ с широкими полномочиями суверенитета. И только с 2000 года Татарстан официально стал «равноправным субъектом Российской Федерации», имеющим в рамках федерации собственные суверенные полномочия, хотя до настоящего времени остаются спорные вопросы в экономическом и политическом плане между Казанью и Москвой. Собственно говоря – полный суверенитет Татарстана достаточно сложно представить, поскольку он по прежнему располагается глубоко внутри российских территорий имея границу исключительно с Россией. Таким образом – влияние российской политики так или иначе было бы определяющим для Татарстана и серьезной помехой для осуществления им международной деятельности. Аналог подобного есть – формально независимое Лесото внутри южноафриканского государства, на деле – сильно от него зависящее. Существование Татарстана, как субъекта РФ с широкими внутренними полномочиями, гораздо более эффективно прежде всего – для него самого.
Такова была история самого северного оплота ислама, который в итоге подарил миру богатство и красоту исламо-татарской культуры.


Рецензии