Жёлто-синий автобус. Глава 20

Та же осень 2006 года, тот же г. Ульяновск (Россия)

Глава 20. Соцопрос.

Олег уже зашёл в дом, где и жил Артём Воробьёв, поднялся по лестнице на пятый этаж, в лифт он почему-то заходить не захотел. Может, из-за недавнего приключения с двумя дамами. В любом случае Пружинкин уже вскоре стучался в дверь. То, что Олег увидел над своей головой, нельзя было назвать глазком, но, тем не менее, это была камера, подключенная к телевизору Артёма и служившая ему глазком. Воробьёв увидел Пружинкина и открыл дверь. Мальчик сразу предложил Олегу разуться, поинтересовался, не хочет ли Пружинкин чая или кофе, потом сказал, что Олег может снять пиджак и повесить его на вешалку в любое время, как только ему станет жарко. Всё это, конечно, было приятно Олегу, но он понимал, что Павел, сомневаясь в надобности этого похода, покинул его, поэтому сейчас было необходимо как можно скорей закончить это дело. Ну, и доказать Павлу, что всё было не бесполезно. Наконец, экскурсия по дому закончилась, и Артём вошёл в свою комнату, сказав Олегу подождать до той поры, пока его не вызовут. Олег осмотрелся вокруг, но ничего такого он не мог здесь увидеть: квартира Воробьёва была самой обычной квартирой. И если по началу Олег ожидал от Тёминого дома чего-то большего, то сейчас к нему в голову пришло, что ожидать вообще ничего не следует, ведь он же знал, что Артём живет дома с родителями, да и, в конце концов, здесь же у него не приёмный кабинет какого-нибудь директора нефтегазового холдинга, а просто комнатка в квартире.

Олег уже спокойно смотрел на всю эту обычную картину: на кухне стоял маленький столик, в зале был какой-то книжный шкаф, на стене висели часы с кукушкой, которые, как показалось Олегу, показывали неправильное время. Вроде в этой квартире было всё, но казалось, что чего-то здесь не хватает, чего-то соответствующего характеру Артёма. И вот из комнаты Артёма вышел Рафаэль и объявил Олегу, что тот может заходить. Олег, ещё раз взглянув на эту обстановку, проклял себя за то, что оделся в парадное, потому что, по его мнению, которое сложилось от увиденного, Пружинкин решил следующее: “Рафаэль одет, хоть и в рубашку, но всё же он её надевает часто, а Артём... Тот и подавно встретил его в спортивном костюме”. Но все мысли Олега прервались, как только он зашёл в комнату Воробьёва. Нет, это была не комната, это был самый настоящий офис. Здесь повсюду лежали какие-то бумаги, на столе были и карандаши, и точилки, и стёрки, а, главное, под рукой у преобразившегося Артёма, облачённого теперь в полосатый пиджак с короткими рукавами, лежала самая настоящая печать. Глаза у Олега разбегались в разные стороны, но тут-то Артём и начал разговор:

– Я понимаю: деньги – это вещь интересная, говорить о которой можно целыми днями, но всё же, ближе к делу, трале – вали. Поймите меня правильно. Я не хотел бы иметь дело с непонимающим человеком. Так что для начала просто, трале – вали, маленькая беседа. Взяли ли вы с собой хоть какие-то деньги, трале – вали?

Олег с удовольствием втянулся в эту игру, и, надо заметить, в этом ему сегодня повезло, потому что в том случае, если бы Пружинкин сказал Артёму хватит придуряться, то сразу бы вылетел из его комнаты. Для Артёма это была не игра, это была его жизнь, в которой он и нашёл себя. Но, к счастью операции “жёлто-синий автобус”, Олег всё-таки принял его деловой тон:

– Извините, но я полагаю, что этого не следует спрашивать у человека, нуждающегося в деньгах.

– Однако я скажу вам, что в наши дни без денег никуда, трале – вали.

– В этом вы абсолютно правы, поэтому я и пришёл к вам, сэр.

– Что ж? Как вы объясните мою, трале – вали, любовь к Франклину? Я, например, хоть и считаю себя патриотом, жизнь бы отдал не только за Франклина, но и за Линкольна, трале – вали.

– Я могу с вами не согласиться, так как вы не боретесь за Америку, а просто утверждаете, что на всё готовы ради ста или даже пяти долларов, если я не ошибаюсь.

– Что ж, могу лишь добавить, что на монете достоинством один цент также изображён Авраам Линкольн.

– Это означает, что важна любая мелочь, сэр.

– Итак, я вижу, что вы человек понимающий, а значит, вы понимаете, что за мой совет, трале – вали, вам придётся отплатить услугой?

– Нет проблем, услуга – не деньги, к тому же, уговор дороже денег.

– Но, тем не менее, желательно иметь не только сто друзей, но и сто рублей в кармане, а как заработать, трале – вали, деньги, я вам скажу, если вы проведёте для меня соцопрос на тему. Видите ли, меня интересует текущее состояние просвещённости моих современников, так сказать культура современного общества. Мой секретарь свяжется с вами и назначит дату нового приёма, а теперь прошу, трале – вали, оставить меня. У меня ещё множество важных дел. Желаю вам успехов.

– Спасибо! Будьте уверены, что результаты опроса вскоре будут лежать у вас на столе.

Опрос – это дело серьёзное, и тут без Павла уже не обойтись. Именно так подумал Олег. Тогда он, выйдя из квартирного офиса своего одноклассника, отправился прямиком к своему лучшему другу, чтобы, не теряя ни минуты, приступить к выполнению задания. Павел удивился тому, что Артём велел провести им какой-то глупый опрос, но деваться было некуда. Олег быстро организовал место для этого дела, он уже хорошо знал, что будет делать, а Павел лишь совсем немного помогал ему. Олег решил записывать все свои разговоры на диктофон, встроенный в телефон друга, домашний же телефон, с которого Олег должен был звонить, был перенесён к компьютеру, к которому были подключены колонки, а из них доносилась классическая музыка. В общем, всё было готово. Тут-то Пружинкину и пригодился его талант изменять голос, он немного потренировался, а потом взял трубку и набрал первый номер. Как только длинные гудки прекратились, Олег вжился в очередную роль:

– Добрый вечер! Вас беспокоит радио Культура, мы проводим социологический опрос на тему культуризации нашего общества.

Однако трубку бросили, не сказав Олегу ни слова. Но Олег был борцом, он знал, что первый блин часто комом, и сделал вторую попытку, набрав другой номер:

– Алло! Добрый вечер! Мы проводим социологический опрос на тему культуризации населения, мы звоним вам с радио “Культура”, меня зовут Иннокентий Петушинский. Не составит ли вам труда ответить на несколько чудесных вопросов?

Но и в этот раз злой собеседник бросил трубку, и Павел уже решил сдаться, но Олег был настроен серьёзно. Он откашлялся и, ещё немного подкорректировав своё произношение, вновь стал звонить. Новый Олег, казалось, работал ещё более профессионально, будто всю жизнь провёл на радио “Культура”:

– Алло! Добрый вечер!

– Да, добрый.

– Вас беспокоят с радио “Культура”.

– Вы уже со мной разговаривали.

Этот странный ответ был, наверное, самым неожиданным для Олега в данный момент, но Пружинкин быстро не растерялся:

– Да, я знаю. Но это, к сожалению, был не я, это был мой бездарный коллега.

– Нет, дважды я не буду разговаривать.

Определённо Олег не мог понять, почему люди не хотят с ним разговаривать, ведь он прилагает максимум усилий. И на этот раз он включил не просто классическую мелодию для фона своего звонка, а всемирно известную симфонию Бетховена, и только тогда снова позвонил по набранному наугад номеру, где и заговорил с мужчиной, как ему показалось, лет тридцати пяти:

– Добрый вечер! Вас беспокоит ведущий  радио “Культура”. Меня зовут Иннокентий Петушинский, мы проводим социологический опрос на тему культуризации нашего общества. Надеюсь, что вас не затруднит ответить не несколько несложных вопросов.

– Что за вопросы?

– Они просто замечательные. Подготовлены нашими редакторами.

– Да отвечу, я готов.

– Чудесно! Давайте, пожалуйста, начнём. Как часто вы ходите в театр?

– Что часто хожу, не могу сказать, но раз в месяц бываю.

– Хорошо, а какие спектакли вам нравятся?

– Разные.

– Отлично. А когда вы в последний раз были в кинотеатре?

– Ну, вот последний раз я ходил на “9-ю роту”.

– Замечательный фильм! Вы знаете, я, я... Я смотрел. Просто замечательный фильм. Что ж, великолепно, что вы тоже его смотрели. Вот скажите, вы любите канал “Культура”?

– Относительно.

– Извините, не расслышал.

– Относительно.

– Что ж, понятно, понятно. Многие так отвечают, к сожалению. К несчастью, наше общество… Ну ладно, не будем о грустном. Скажите, как часто вы смотрите фильмы жанра боевик или ужастик?

– Какие фильмы?

– Боевики и ужастики.

– Никогда.

– Никогда! Хорошо. Вот очень интеллигентный вы человек, не то, что некоторые. Ну, так вот. А как часто вы материтесь?

– Практически никогда.

– Никогда, хм... Да вы, вы... Вы золотой человек.

– А что? Правильно, нас было десять детей в семье, поэтому воспитание железное.

– Хорошо, а вот скажите, как вы относитесь к современным политикам, считаете ли вы их культурными людьми или наоборот?

– Мне, например, Владимир Жириновский нравится как человек. Грубый, конечно, но где надо.

– Хорошо, очень интересно. То есть в целом вы относитесь к Владимиру Вольфовичу положительно?

– Положительно.

– Здорово, великолепно! А вот тогда такой вопрос. Если вы случайно услышите на улице матерное слово в вашу, ну, не в вашу сторону, но вот вы услышите его от кого-нибудь, сделаете ли вы замечание этому человеку... в чёрной шапке?

– Где-то процентов на девяносто ДА.

– И как? Что вы ему скажете?

– Ну, я думаю, что к нему тоже, как к незнакомому человеку, нужно обращаться аккуратно. Просто надо сказать, что нельзя так делать, некультурно.

– Хорошо, спасибо вам большое, результаты социологического опроса будут опубликованы двадцать девятого января в газете “Чемпион”.

– Чемпион?

– Я хотел сказать, чемпион культуры. До свидания!

Как только Олег положил трубку, Павел залился хохотом. Им удалось это сделать, но одного человека, безусловно, было мало. Тогда Олег набрал ещё один номер, ему ответила бабушка, наверное, лет семидесяти:

– Добрый вечер! Вас беспокоят с радио “Культура”. Это социологический опрос, меня зовут Иннокентий Петушинский. Не затруднитесь ли вы ответить на несколько чудесных вопросов?

– Да, слушаю.

– Первый вопрос. Как часто вы посещаете театр?

– Я мусульманка, я не хожу в театр.

– Ах, да, это, это, да. А как часто вы посещаете кинотеатр?

– Не хожу я и в кинотеатр, в своё время ходила, а сейчас я намаз читаю пять раз на дню, сейчас мусульманка я.

– Что ж, хорошо. Какую музыку вы предпочитаете слушать?

– Коран!

– Эээ... Простите?

– Коран. Ка О эР А эН.    

– Коран! Понятно. Вы смотрите телевизор?

– Смотрю, новости смотрю, физкультуру люблю.

– А смотрите ли вы канал...

– Да, девятый канал. Про спорт.

– А как насчёт канала “Культура”?

– Культуру реже смотрю. Но иногда, фильмы когда старинные, фильмы-то старинные я люблю.

– А, согласен. Это, это замечательно. Старинные фильмы – это чудесное чудо, это, это непередаваемо. Ладно, что-то я отвлёкся. Так вот. Как часто вы ругаетесь матом?

– Я даже слово, даже плохих слов не знаю, мы не ругаемся матом.

– А. Хорошо. Сейчас в обществе царят другие настроения. Очень много мата в воздухе.

– А мы и водку не пьем, спирт даже в конфетах смотрим: написано в составе или нет.

– Ух, как у вас всё строго.

– Так мусульманство. Это у нас так, да. Это же у всех, вера для всех, общий Бог у нас-то один. Это как конституция, последнее писание для всех нас, для всего человечества.

– Интересно. А считаете ли вы Владимира Вольфовича Жириновского культурным человеком?

– Жириновского то? Не знаю, я вообще-то равнодушно к нему отношусь.

– Равнодушно, что ж. Понятно. Хорошо, спасибо вам за ответы! До свиданья!

– Подождите, я хоть про хулиганов расскажу. Было это лет пять назад. Шла я тогда по улице, а парни какие-то из балкона лазером светили, да ещё эти, как их, бомбочки бросали. Создалось у меня тогда впечатление, что в меня стреляют. Я считаю, что так делать нехорошо, некультурно.

– Категорически не культурно! К сожалению, эфирное время подошло к концу. Спасибо вам большое. Оставайтесь такой же культурной. До свиданья!

– До свиданья!

Вторая удача, и этого, наверное, уже вполне было достаточно, но всё же число три какое-то заветное число, поэтому Олег позвонил снова, это была беседа с молодой девушкой:

– Здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Вас беспокоят с радио “Культура”. Меня зовут Иннокентий Петушинский, и мы проводим социологический опрос на тему культуризации нашего населения. Могли бы вы ответить на несколько вопросов? Это у вас много времени не займёт, обещаю.

– Ну, не знай.

– Вы знаете, вопросы у нас просто волшебные, несложные, они составлялись нашими редакторами, отбирались очень сильно. Ответите?

– Ну, давайте.

– Ходите ли вы в театр?

– Редко.

– Значит, редко. А куда вы вообще ходите, на какие передачи, концерты, спектакли, программы?

– Да не знай. Как попадётся.

– Больно слышать, сердце кровью обливается, ведь это не очень здорово, надо по зову души ходить. Тем не менее, давайте продолжим. Ходите ли вы в кинотеатр?

– Хожу.

– Какой фильм вам больше всего понравился из последних?

– Мне? Да мне, в принципе, все нравятся.

– Все кинофильмы вам нравятся? Странно. Пусть, будут все. А какую вы музыку слушаете?

– Да какая понравится, такая и понравится. Всякая разная.

– Что ж это вам всё подряд нравится? А смотрите ли вы телевизор, и какие передачи вам нравятся? Например, канал “Культура” вы смотрите?

– Иногда смотрю.

– И что вам там нравится?

– Ну, по-моему, там идёт за семью печатями.

– Интересно вам смотреть данную передачу, нравится?

– Да.

– А вот скажите, пожалуйста, как вас зовут?

– Юля, а что?

– Вы Юля Максимова?

– Откуда вы знаете мой номер? Это что баловство?

– Нет, что вы. Это соцопрос, просто я почему-то так сразу и подумал, что вы Юля Максимова.

– Да, а вы кто тогда?

– Я ученик Светланы Антоновной, она и вас учила.

– Передавай ей привет, Иннокентий!

– Юль, ответь мне на главный вопрос, пожалуйста, ты счастлива?

– Безумно счастлива, что выбрала себе в спутники весёлого человека.

– Спасибо, спасибо! До свиданья!

– До свиданья! Спасибо за интересные вопросы.

Этот опрос стал последним, результаты уже были собраны. Олег и Павел ещё раз всё прослушали, и были абсолютно удовлетворены. Олег, уходя домой, заметил:

– Всё-таки гений тот мужчина, который телефон придумал.

– А я думал, это женщина придумала, они же болтают по нему по два-три часа в сутки.

– Вот именно ради этих двух-трёх часов отдыха мужчина и придумал телефон. А звали его Александр Грэм Белл. Ладно, пора прощаться, друг. Скоро всё у нас будет.

– Пока! Жди теперь звонка от Рафа.

– Теперь мне не страшен никакой звонок. Как мы убедились, я могу любого заговорить.

– Это потому что вопросы наших редакторов были чудесными. Ха-ха-ха!

На этой весёлой ноте они и распрощались. Олег пришёл домой, он, казалось, был счастлив как никогда. С этим отличным настроением он и лёг спать.


Рецензии