Бери больше кидай дальше...
Во-первых, Вьетнам – социалистическое государство. А это означает, как отметил Ося Бендер, «потеря качества при выигрыше темпа». И хотя Вьетнам рвется в мировые лидеры по многим статьям экспорта, всё же основа это аграрный сектор и сырьё.Всё это, безусловно, отпечатывается на медицине и образовании (в частности медиков).
Надо отметить что в обществе с традиционалистскими конфуцианскими ценностями способность к мимикрии и соглашательству выработана в совершенстве. Говорят, Уланова могла одним движением передать такое абстрактное понятие как «банальность». Но, скажу вам, что там та Уланова по сравнению с деревенской вьетнамской девушкой, от рождения изображающей понятие «скромность»... Ты – маленькая часть большого Роя - ты главное, своё поле рой и всё будет «рой» (игра слов, «рой» по-вьетнамски это «готово», «порядок»). Бери больше, кидай дальше. Так же дело обстоит и с интеллигенцией. Любая идея может быть рассмотрена как замах на авторитет старейшин, а потому главное правило в учёбе - не выделяться. Учить то что сказано (вернее, зубрить)преподавателем и что тот хочет слышать. Надо учесть, что врач здесь считается чиновником - что, в отличие от России, является не оскорблением а напротив, причиной некоего обожествления. Соответственно, экзамены просто ужасающие по объему необходимой запоминаемой информации - которая потом на 80% абсолютно никак никогда не пригодится будущему специалисту.
Так как всё делится на всех, то например, три врача в областной больнице (специализирующейся по гельминтам) принимает по двести человек в день. Как полагаете, они хорошо лечат?
Описываю реальный случай. Диагностирую пациентку, нахожу трематод. Говорю: надо Празиквантел, но у вас в стране его почему-то нет. Пациентка отвечает: зато у нас есть аж три клиники на весь Вьетнам, где это лечат. Ну, говорю, вперед и с песней, купи там. (А это 400км от Нячанга). Она поехала, возвращается, рассказывает этот кошмар: да, три врача двести пациентов, анализы молниеносно (неясно опять же какого они качества, каков процент ошибок) и дорого, как впрочем и последующие купленные в этой больничной аптеке препараты - абсолютно бессмысленные, типа лекарств «от холестерина», «от давления», «от сахара». А те таблетки, которые были ей действительно необходимы – нашлись в количестве ВСЕГО ТРЕХ ШТУК... (Хотя по массе пациентки если считать, то надо бы пять-шесть). Стоили они всего полтора доллара. А за всё остальное – которое надо было сделать лишь для получения этих трех таблеток , так устроен сервис – стоило сто пятьдесят баксов.
Юмор в том, что при осмотре обошлись даже без анализов кала, что является прелюдией любого гельминтного исследования - просто некогда, достаточно кровь проверить... А таблетки дали лишь по убедительной её личной просьбе, так как анализ крови наличие цестод не выявляет.
Пациентка спросила врача: а почему у вас нет этого лекарства? Он ответил: ну, у нас трематоды очень редко бывают, поэтому производить невыгодно. Поистине поразительно, ибо трематодами (это плоские черви) заражаются в первую очередь от пресноводных моллюсков а также от свиней собак и кошек при употреблении в пищу. Ладно, не будем брать в расчет собак и кошек (хотя их до сих пор увы едят кое-где) но свинина и речные моллюски входят в основное меню рядового вьетнамца. То есть на взгляд постороннего – либо вредительство с целью сокращения населения, либо тупость непролазная. Почему их мало диагностируется? Банально потому, что ежели у вьетнамца что заболит, то к врачу он пойдет когда он уже не идет, а ползет. А когда приходит в таком виде, ему быстро делают УЗИ печени и желчного, говорят: о, желчный плох, надо удалять. Кто там будет смотреть – отчего это произошло? Быстрей отрежем – быстрей второй на стол. Народ исцеляется, бабки текут. А причину тебе никто не скажет, потому что для этого надо обладать такой штукой как аналитическое мышление – чего в местных условиях не произрастает. Тут тактики. Стратегу тут развернуться негде, слишком тесно.
Как тесно и в сайгонских клиниках. Другая пациентка рассказала: ей назначили операцию (восстановление роговицы) и она прилетела в Хошимин с дочкой (для обратной полуслепой транспортировки). Но так как дочка спит по 5 часов в сутки, а всё остальное время вкалывает бизнесвумен – то утром дочка не смогла вообще проснуться до полудня. Вырубило. В итоге операция была пропущена. Но врач назначил все же этим же вечером – верней уже ночью – уставший, измученный, с трясущимися руками. За этот день у него было...уже восемь трудных операций. И – увы – он напортачил, как выяснилось позже. Допустил ошибку, в результате чего пришлось потом повторять...но зрение-таки уже испортилось безвозвратно.
Мы посетили этого доктора. Он учился в СССР в 70-х. Зашли, посмотрели на кишащее страдальцами здание клиники, подсчитали, сколько через него проходит (вернее, пробегает) пациентов в день. Пробежали сами этот марафон, получили наспех выписанные очки и, вздохнув, уехали. Причину падения зрения и прогноз он мне не сказал, так как сам не знал. Главное ж - очки, что ещё надо?
Спору нет – здесь есть прорывные технологии, есть талантливые врачи, уж отрежут так отрежут, не сумлевайтесь... но всё это тонет в общей тенденции «бери больше – кидай дальше». ..
Но - что есть, то есть: зубное протезирование в Сайгоне - выше всяких похвал. Скульпторы просто. И в три раза дешевле, чем в России.
Подробно об этой и других странах ЮВ-Азии можно прочесть в сборнике "Записки проходимца - случайные черты" на странице автора.
Свидетельство о публикации №220070500684