О живописи

 Брось человеку с улицы как пароль: «Дейнека!» и в большинстве случаев услышишь отзыв: «Оборона Севастополя». Или: «Петров-Водкин» — «Смерть комиссара», или: «Корин» — «Александр Невский», или: «Гарасимов» — «Ленин на трибуне». Такая реакция людей вполне объяснима: авторы названных картин — народные художники СССР.

    За советское время почётное звание «Народный художник» было присвоено 72-м российским живописцам. Среди них была даже одна женщина — Бродская Л. И., дочь известного художника И. И. Бродского. Писала она в основном пейзажи. Не Левитан, конечно, не некоторые из них, особенно зимние, очень даже милы.

    Вообще-то, хотя эти 72 творца и носили звание «народный», народ знал их не очень-то здорово. Всех не знал, но такие народные художники как Гарасимов, Иогансон, Юон, Грабарь, Корин, Дейнека, Фаворский, Налбалдян, Пименов, Пахомов, Ромадин, Непринцев, Глазунов, Шилов, большинству советских людей были известны.

    Если советские власти сочли возможным сделать народными 72 живописца, то демократические власти РФ осчастливили этим званием более 200 художников. Народных художников стало немного больше чем при коммунистах, но из них известных народу стало или ни одного, или не более двух-трёх.

    Отчего такое? Ведь в советское время художники выскакивали из штанов: «Соцреализм глушит творческие порывы! Снимите с нас идеологический пресс и мы расцветём!» Сняли пресс и что? Где расцвет?

    Может быть расцвет и есть, но народ заботясь о выживании. слабо интересуется успехам живописцев. А может быть и успехов нет. Сеорее всего, что нет. Ну и ладно. Пусть растёт количество народных художников. Может быть в соответствии с законом диалектики количество перейдёт в качество.

    Лёшка Барсуков приобщаться к живописному искусству стал в пять лет. Мама послала папу на Сытный рынок за корешками и за черникой для киселя. Папа выполнил заказ, но кроме ягод и пряностей он принёс лист фанеры, на котором масляной краской был изображён лес, медведица на поваленном дереве и три медвежонка, резвившихся возле матери. Картина была шикарная. Папа вставил её в деревянную раму и повесил на стенку. Лёшка гордился картиной: ни у кого из жильцов большой коммунальной квартиры такой прелести не было.

    Вскоре в соседнюю комнату вселилась молодая чета художников. Вот у кого было очень много картин. Ими соседи обвесили все стены комнаты, а ещё часть картин стояла на полу, прислонёнными к стенкам. В комнате густо пахло красками, лаками. Лёшка проводил возле художников дни напролёт, с восторгом наблюдая как на холсте рождались то лес, то море, то лица красивых людей. Чтобы пацан не стоял над душой, ему выдавался лист ватмана и акварельные краски. Лёшка тоже начинал изображать лес, море. Мазня поучалась страшенная. Однажды, взглянув на эту мазню, художник сказал: «У мальца есть чувство цвета. Нужно с ним подзаняться.» Но подзаняться не удалось. Началась война и художник записался в народное ополчение.

    Общение с художниками вызвало в Лёшке сильное желание научиться рисовать, поэтому он тринадцатилетним парнишкой записался в кружок рисования при Доме пионера и школьника Петроградского района. Курс обучения рисунку ограничился четырьмя уроками, на которых Лешка узнал о тени, полутени, рефлексе, перспективе. На этом учение прекратилось, поскольку Лешка отправился путешествовать по отходившей от военного стресса стране. Этот путь привел его в Ригу, где он пристрастился посещать Художественный музей. Один зал музея занимали рисунки известного латышского художника, который любил изображать обнажённых женщин. Вот этот зал Лёшка и посещал чаще всего. У него уже начал шевелится писюньчик, поэтому вид голых тёть то спереди, то сзади, то в наклоне интересовал его и волновал.

    Вот и всё живописное познание, художественное образование, которое получил Барсуков в молодости. Вопрос: мог ли он с таким скромным багажом знаний оценивать уже в зрелом возрасте художественные достоинства той лил иной картины, охарактеризовывать творчество того или иного художника? Ответ: конечно, мог! Живопись — это же не высшая математика, не производство ракетных двигателей, не таинственная Галактика. Живопись — всего лишь прикладная отрасль человеческой деятельности, призванная украшать и оживлять интерьеры хилых, служебных, парадных помещений. И здесь Барсуков как и любой гражданин мог вынести главную оценку: красиво — некрасиво.

  У русских очень долго было не принято украшать свои терема живописными полотнами. Да и полотен-то не было. И художников тоже. Лишь богомазы по византийским лекалам тиражировали иконы да расписывали стены храмов. Всё делалось по канону. И сколько складок может быть на покрове Богородицы, и в какую сторону должна была повёрнута голова младенца, и какие цвета использовать в том или ином случае. Конечно, талантливые иконописцы, такие как Андрей Рублёв (умер в 1428 году), Даниил Чёрный (умер в 1428 году), Дионисий (умер в 1503 году) умудрялись даже при засилии канона создавать прекрасные произведения. Но это были всё те же иконы, те же фрески на церковных стенах. Светская живопись, стараниями попов, на Руси отсутствовала. Опять Россия на столетие отставала от Европы, где уже во всю славились полотна Леонардо да Винчи (умер в 1519 году), Рафаэля (умер в 1520 году), Перуджино (умер в у 1523 году).

    Становление российской живописной школы началось после реформ Петра, в середине 18 столетия. Первым заметным русским живописцем, его ещё называют пионером русской живописи, стал Андрей Матвеев (1701—1739), поучивший художественное образование в Голландии, куда послала его учиться Екатерина I.

     Живопись в России стала развиваться невиданными темпами. Талантов в стране хватало. Уже в 19 веке мировую сокровищницу живописи обогатили такие шедевры как «Гибель Помпеи», «Девятый вал», «Иван Грозный и его сын», «Демон», «Ночь над Днепром», «Боярыня Морозова». Надо сказать, что Европа долгое время высокомерно не замечала русских художников, однако в настоящее время работы наших старых мастеров, модернистов начала 20 века, художников, творивших в стиле соцреализма, очень высоко ценятся на художественных аукционах Европы и Америки. Достаточно сказать, что картина «Супрематическая композиция» Казимира Малевича была продана в 2008 году на аукционе Сотби за 60 миллионов долларов. Вот такая высокая цена. А изображена на «картине» по диагонали всего лишь череда цветных квадратиков и прямоугольников.

     Барсуков заинтересовался: «Интересно, сколько стоит самая дорогая картина?» Заинтересовался и поkез в Google. Поисковик оперативно сообщил, что самой дорогой картиной, проданной на аукционах, является полотно под названием «Спаситель мира» кисти Леонардо да Винчи. Покупатель заплатил за неё 450,3 млн. долларов. Следующей в рейтинге была картина Поля Сезана «Игроки в карты», которя ушла за 250 млн. долларов. Конечно, суммы за кусок холста, покрытого слоем краски, — несусветно высокие. Но если тому холсту много лет, краску на него нанёс гениальный мастер и они сложились в прекрасное изображение действительности, то можно допустить некую обоснованность таких сумм.

    Но вот Барсуков наткнулся на абстракционистов. Это вовсе не старые мастера, а наши современники, и краски у них сложились не в прекрасные изображения действительности, а чаще всего в набор геометрических фигур. Тем не менее работы их тоже в цене. Например, «шедевр» Джексона Поллока «Номер 5», который он создал набрызгивая жидкие краски на кусок двп, был продан за 140 млн. долларов. Там на сером фоне разбросаны куски паутины, пронизанные жёлтыми нитями. Вполне походящий узор для коридорных обоев. И всё. И это не случайность, не дурость.

     Другая подобная работа того же мастера под номерам 17А была уже оценена в 200 млн. долларов. И таких дорогостоящих работ абстракционистов довольно много Понятно, что высокие цены на их творения — это абсурдные цены, которые образовались под воздействием правил такой дурной игры как коллекционирование, а так же в результате желания богатеньких поиметь что-либо необычное. Здесь уместно привести мнение Пикассо: «Люди больше не ищут утешения в искусстве. Вместо этого утонченные люди, богачи и бездельники постоянно ищут чего-то нового, исключительного, экстравагантного, скандального. Я удовлетворял их интерес всеми теми причудливыми вещами, которые приходят мне в голову. И чем меньше они понимали, тем больше восхищались. Развлекаясь всеми этими играми, бессмыслицами и нарисованными загадками, я и стал популярным… Я всего лишь артист, работающий на потеху публики, который сумел понять свое время.»
 
    Как бы не изощрялись специалисты, пытающиеся разными заумными словами и терминами объяснить суть абстракционистских работ, абстракция так и останется абстракцией.

     А хулителям абстрактного искусства (есть и такие), нужно знать, что оно имеет право на существование. Только не стоит относить его в разряд живописи, а следует отвести ему место между декоративно-прикладным искусством и живописью и творения его мастеров называть не картинами, а просто композициями.

    Барсуков лежал в госпитале по поводу воспаления желчного пузыря. Лечение после операции было длительным. В коридоре, при выходе из палаты висело изображение грустной Алёнушки, сидевшей у ручья. При всём уважении к Васнецову, Барсуков на второй неделе лечения ощутил, что вид Алёнушки ему здорово надоел и даже вызывал уныние.

    А вот в палате университетской больницы Цюриха, где Барсуков бвл на излечении (что-то больно хлипкий у него организм) на стене висела яркая абстракция, состоявшая из красных, оранжевых и фиолетовых спиралей. И это хорошо, решил Барсуков, что такую композицию разместили в больнице. Она излучала оптимизм и надежду. и Барсуков каждое утро находил в ней что-то новое.

    На днях посетил Барсуков выставку молодых петербургских художников. На выставке было несколько интересных работ, ко создавалось впечатление, что все картины написаны одним и тем же художником. Молодые творцы ещё не отличались творческим разнообразием. Но со временем это придёт и многие из них примкнут к существующим двумстам народным художникам РФ.


О ЖИВОПИСИ

1.
Не зря  несчастный  Грей
Портрет проткнул ножом.
Ростовщика портрет
Не зря стремились сжечь.
В портретах всех мастей
Скрывается фантом
Или иной секрет,
Но не об этом речь.

А речь пойдёт о том,
Что стоит ли держать
На собственной стене
Чужой и странный лик
И ждать: вот-вот  фантом
Заставит вас дрожать,
Особенно когда
Изображён старик.

2.
Лунные пятна на синем снегу,
Блики костра, что пылает меж ёлок,
Чёрные тени, таинственный полог,
Бледные призраки в тесном кругу.

Всё это тщился художник подать
Людям как символ ненужности жизни.
Только  для этой  таинственной тризны
Краски никак он не мог подобрать.

Творчества муки лишили его
Сна и покоя и разума тоже.
В бурном бреду от тот холст уничтожил
Сгинули блики в массиве снегов.

3.
Снесли миллионы портретов
То в хлипкий сарай, то в кювет.
Вопросов полно – нет ответа:
Ну чем провинился портрет?

Портрета боялся лукавый,
 но глупый хозяин Кремля.
Хотя   Джугашвили   без славы
Давно приютила земля.

Наврал про него лысый дядя,
Во всём обвинил за террор.
Теперь либералы, не глядя,
Повсюду несут этот вздор.

Паскудная ложь не забыта.
 Пора разобраться суду:
Чем сам занимался Никита
В том тридцать кровавом году?


Рецензии