Спасибо острову Kильдин

                СПАСИБО   ОСТРОВУ  КИЛЬДИН
      Возвращаясь с очередного выполненного задания, вышестоящего  командования вспомогательного Северного флота в бухте Белого моря, нам дали «добро» следовать на базу, то есть в порт прописки. Да и продукты питания были на исходе и питьевой воды осталось на сутки, не более.
    Как всегда нам планируют выход  в море на 10-15 дней, но работа с надводными и подводными кораблями, постоянно сроки пребывания в море нарушают, так  как  они задерживаются по различным причинам для работы с нами. Закончив последнее обслуживание атомной подводной лодки, следуем домой, у всех настроение приподнятое, дома ждут родные и близкие, увольнение матросов и встречи с любимыми девушками, а меня всегда ждала любимая дочь Марина и жена Наташа.
     Постоянно  проходим остров Кильдин. Были дни, когда мы подходили к причалу острова и выходили на берег с помощью лодки и несколько часов проводили время на берегу,  собирали грибы и ягоды, подбирали яйца птиц и, конечно, знакомились с островом.  Сегодня брошенный и забытый остров Кильдин - настоящий край земли.
     Дальше - только арктические льды. Это скалистая громада в Баренцевом море неподалеку от выхода из Кольского залива, 17 на 7 км. Крутые берега обрываются в море с высоты в добрую сотню метров (высота острова-плато — 300 м). Суровый, безлесный, Кильдин высится над темными арктическими водами как древняя крепость.
      Глядя на эту открытую всем штормам махину, изолированную от большого мира, трудно поверить, что здесь  жили люди. И тем не менее, жили.
    На острове находились три населённых пункта - Восточный Кильдин, Западный Кильдин и Верхний Кильдин.  Здесь  находится уникальное озеро Могильное, в котором одновременно обитают и морские, и пресноводные организмы.
    Самые первые упоминания об острове датировались 16-м веком. В Корабельной бухте (ныне – Могильной) держал свой лагерь мореплаватель Виллем Баренц, именем которого впоследствии нарекли все море целиком.
     В начале 19 века (20-30 гг.) остров был занят военными, построившими на его территории закрытую военную базу, Включавшую в себя даже запасной аэродром истребителей (27-ая авиабаза ВВС).После войны Кильдин достиг своего расцвета. Для людей, живущих здесь, это был целый отдельный маленький мир.
    Три поселения  соединялись грунтовой дорогой.  У пристани Восточного Кильдина кипела жизнь, в бухту регулярно заходили большие корабли.Дальше была исключительно военная эра Кильдина.
    Началось даже строительство капитального жилья для семей военных, которому, правда, не суждено было закончиться
   . В 1995 году  было принято решение о расформировании части. И снова команда: всем покинуть остров. Кильдин был спешно оставлен людьми. А потом пришли мародеры-металлоискатели, разрушители памятников старины.  Что не разобрали они – разрушило время и суровый субарктический климат. Сейчас о бывшей военной базе напоминает лишь пограничный катерок, да груды ржавого металла, разбросанного по берегам.
    Строго напротив Восточного Кильдина, у Кольского берега потерпело крушение грузовое судно  (рефрежиратор) «Берег Надежды». За ним неоднократно присылали спецтехнику, но сдернуть его с мели так и не удалось. «Берег Надежды» остался ржаветь в своем последнем пристанище с видом на Кильди.
       На берегу - еще одно природное явление Кильдина: так называемые «сундуки» - камни правильной геометрической формы действительно похожие  на сундуки. Высотой в два человеческих роста, издали они кажутся гораздо меньше своего истинного размера. Вокруг играют касатки и топорщат  усы любопытные нерпы.
     Попасть в центр игрища касаток – страшно. Это 6-7- метровые громадины, от которых лучше держаться в сторонкеПод открытым небом ржавеет брошенная военная техника.Природное достояние острова – реликтовое озеро Могильное.Поклонный крест в Восточном Кильдине. Старый маяк, бдительные норвежцы, сочли радиоактивным и, за свой счёт заменили на новый, работающий автономно, на солнечных батареях.
    Так вот, при возвращении домой в Мурманск, а это примерно 15 км., а в милях 27. Только отошли от острова Кильдин на 1,5 - 2 мили и начался сумасшедший шторм, мы вынуждены были вернуться и спрятаться за остров. Более двух суток мы боролись за живучесть корабля со штормом, неоднократно пытались идти в порт, но шторм нам мешал и мы возвращались.
    Благодаря острову  Кильдин  экипаж корабля выдержал все испытания и благополучно дошли в порт прописки.


Рецензии