ГКС-19

                ГКС-19
         В декабре 1976 года я решил поступить в Мурманское мореходное училище сразу же на 3-й курс, так как у меня уже было среднеспециальное образование, и поступить на работу вспомогательного Северного флота на один из кораблей.
       После прохождения медицинской комиссии меня направили работать на ГКС-19 в качестве электрика, который базировался в поселке  Росляково,  так как до этого я работал и служил в армии по электрической части, мечтал стать судоводителем, лучше всего политработником.
       4-го января 1977 года я прибыл на судно в качестве электрика, сразу же поставить меня на должность помкомандира нельзя, так как я должен пройти плавательный ценз рядовым матросом или электриком не менее 18 месяцев.
      Работая электриком, а тем более как будущий помощник командира, я получил всевозможные инструкции, устройство данного судна для изучения его. Имея опыт по выпуску стенной газеты, я приступил к её  оформлению.
       Командованию эта идея понравилась, так как на судне экипаж состоял  из военных и гражданских лиц, надо было найти общий язык с данным экипажем. Военные моряки, гражданские работники питались в одной каюте, а офицеры и старпом и помкомандира, механик питались в другой каюте.
       Но в целом был молодой и сплочённый коллектив. Так пролетело полтора года и меня назначили  помкомандира корабля, была отдельная каюта, и питался с командованием корабля.
      Когда вышел первый номер стенной газеты  на ватманском листе, всем эта идея понравилась.
      В газете отмечались положительные стороны моряков и гражданских лиц, порой и критические материалы. Командование корабля  доложило в партком  и вышестоящему командованию о том, что на корабле молодой помощник, член КПСС организовал и активно работал в этом направлении и не толь сам, но привлек  молодежь корабля.
       В 1978 году меня наградили знаком «Победитель соцсоревнования 1978 г.».
      Парткомиссия  поддержала эту идею, а когда я начал продолжать сотрудничать с газетой «На страже Заполярья»  мой авторитет был не только на этом судне, но и  в частях вспомогательного Северного флота.  Как будущий  помкомандира, я специально завел себе журнал, где я описал историю этого  судна. которую и предлагаю читателям.
       Гидроакустическое контрольное судно «ГКС-19».Водоизмещением 570т.Размеры:длина -58 метров, ширина-8,5м.осадка 2,15м. Скорость полного хода14,5 узлов. Дальность плавания :1000 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 дизеля 0Д-2 по 1100л.с. Экипаж: 60 человек.
    Главная наша задача, - это прослушать работу всех узлов надводных и подводных кораблей, особенно которые отправлялись в дальний поход или возвращались из него.
    Мне довелось работать и общаться с командованием и моряками авианосца ТАКР  (Тяжёлый  Авианесущий  Крейсер Ракетный), головным крейсером  «КИЕВ» в составе ВМФ СССР 1977г.
     Тяжелый   авианесущий  крейсер «Киев» строился с 1970 по 1975 год в верфи в Николаеве  (Черноморский судостроительный завод, директор Ганькеви.
       Первый  построенный корабль СССР  в этом классе. Водоизмещение(надводное подводное:42000 т.Размеры: длина - 273 метра, ширина - 31 метр, осадка - 8,2 метра. Скорость хода: 32 узла (59,3км/ч). Силовая установка: 134225 кВт(182500 л.с.) Авиагруппа: 12 самолётов ( с вертикальным взлётом и посадкой), 12 вертолётов.
     ТАКР "Киев" патрулировал в Средиземном море, март 1979 года, а затем перебрался в Баренцево море, где мы около десяти дней работали с ним. Знакомились с экипажем, некоторые моряки предлагали нам свои поделки из нержавеющей стали, вот и я приобрел парусник за 25 рублей, который хранится у меня дома до сих пор. Это было в марте 1979 года.
     На этом авианосце служили морские авиаторы из различных республик, в том числе служили ребята из Донбасса. Был такой случай.
      Встречаются два односельчанина в г.Североморске будучи в увольнении, разговорились, оказалось, что они около года служат на «Киеве» и в течение почти года не встречались, так как на этом корабле  располагалось несколько воинских частей.

       В 1977—1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую  службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика.
      Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года на самолётах Як-38 с корабля было выполнено 355 полётов.
      В 1982—1984 гг. ТАКР прошёл средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года.
 В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, после  - разоружён и продан правительству КНР.
      В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали под музей. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь.
              Сегодня крейсер превращён в плавотель.


Рецензии